Почти 60 лет назад во Франции состоялась премьера фильма «Анжелика — маркиза ангелов». Икона моды Коко Шанель, присутствовавшая на первом показе, стоя аплодировала создателям картины. Расскажем, с какими препятствиями столкнулась съемочная группа.
Анн Голон не пускали на съемки фильма
В 1956 году вышла первая из 13 книг об Анжелике — «Анжелика — маркиза ангелов». Следующая часть была написана в 1958-м, а в последующие несколько лет издали еще несколько книг. На рубеже 60-х роман о приключениях красавицы-авантюристки был очень популярным среди читателей.
Вскоре этой серией книг заинтересовались киношники. В 1963 году режиссер Бернар Бордери приступил к съемкам фильма «Анжелика — маркиза ангелов». Ни литературное произведение, ни его экранизация ни в коем случае не претендовали на историческую достоверность всех описываемых событий.
Создатели кинокартины не советовались с автором Анн Голон. Ее не приглашали присутствовать на съемках и не разрешали консультировать актеров. В результате писательница была сильно разочарована экранизацией своих произведений. Анн Голон не понравилась игра актрисы Мишель Мерсье. По ее мнению, она так и не раскрыла многогранную личность главной героини ее книг.
«Режиссёр меня не слушал и говорил, что если я хочу, чтобы фильм был снят по всем книгам, то я должна следовать его указаниям. Словом, в результате картину сделали не по полному собранию, а лишь по нескольким частям», — говорила писательница.
Брижит Бардо отказалась от роли Анжелики
Режиссер хотел воплотить на экране тот же образ главной героини, который описан в книге. Бернар Бордери приступил к поиску актрисы, которая обязательно должна была быть блондинкой. Он остановил свой выбор на светловолосой красавице Брижит Бардо: ее типаж полностью подходил для роли Анжелики. Но Бардо отказалась даже участвовать в пробах. Нет, она вовсе не сомневалась в том, что утвердят именно ее.
Просто незадолго до этого Брижит снималась в историческом фильме «Знаменитые любовные истории», поэтому ей пришлось чуть ли не круглые сутки носить жесткие корсеты. Актриса устала от этого дискомфорта и без раздумий отказалась сотрудничать с Бордери.
Дальше кинопробы прошли Катрин Денев, Моника Витти и Марина Влади. Режиссер выбрал ее, но снова получил отказ. Когда Влади узнала, что ее партнером на съемочной площадке будет ее бывший муж Робер Оссейн, то передумала сниматься.
К тому моменту больше не осталось актрис-блондинок, которые подошли бы для роли Анжелики. Режиссеру пришлось обратить внимание на Мишель Мерсье — брюнетку с карими глазами, в то время как Анжелика должна быть золотистой блондинкой с зелеными глазами. Цветных линз тогда еще не было, но проблему с цветом волос решили быстро: изготовили много париков из белокурых локонов.
Мишель Мерсье была категорически против откровенных сцен
Молодая актриса сразу же увидела себя в роли Анжелики. И хотя внешне она была мало похожа на свою героиню, но страсти и бунтарского духа ей было не занимать. То, что нужно!
У Мишель было строгое воспитание, поэтому откровенные сцены ее пугали. Мерсье поставила перед создателями фильма условие: она не будет сниматься в таких эпизодах. Актрису не устраивал даже вариант с дублершей. Упрямство Мишель разозлило создателей картины, но деваться было некуда.
И все же несколько сцен с обнаженной фигурой Мерсье пришлось снимать. Но она подстраховала себя на тот случай, если оператор вдруг решит показать в объективе то, что не предназначено для чужих глаз. Она наклеила широкие полоски красного скотча на те части тела, которые точно не должны были попасть в кадр. Оператору пришлось снимать ее фигуру ровно до «красной черты».
«Зрители почему-то уверены, что видели меня обнаженной в фильме, но все это игры воображения. На самом деле я ни разу полностью не раздевалась перед камерой», — говорила актриса.
Когда снимали сцену с купанием Анжелики в ванной, Мерсье потребовала выгнать со съемочной площадки всех, кроме оператора и актрис, которые тоже участвовали в эпизоде. Робер Оссейн позднее вспоминал, что он и другие мужчины из съемочной группы подглядывали за Мерсье из-за декораций.
Робер Оссейн не хотел быть горбатым на экране
В книгах Жоффрей де Пейрак описывается как немолодой и страшный мужчина. У него на лице два толстых шрама, полуприкрытый глаз. А еще граф горбатый и хромой.
Исполнитель главной мужской роли Робер Оссейн вовсе не хотел выглядеть таким уродцем на экране. Режиссеру он заявил, что никогда не наденет искусственный горб.
Однако актер не был против глубоких шрамов, поэтому ежедневно по утрам гримеры по несколько часов создавали их на лице Оссейна. В том, что шрамы делают мужчину привлекательнее, Робер быстро убедился на своем опыте. Он заметил, что получал больше женского внимания, когда появлялся на публике в таком гриме. Поэтому вскоре актер стал якобы забывать снимать грим после съемок. Он приходил поужинать в рестораны и рассказывал официанткам и другим незнакомым женщинам небылицы о том, откуда взялись эти шрамы. Одним говорил, что защищался от безжалостных преступников, другим давал иные версии. Но результат всегда был одинаков — дамы им восхищались.
В СССР фильмы об Анжелике впервые показали в 1969 году. И хотя обозреватели критиковали кинокартину за отсутствие вкуса и пошлость, зрители сразу влюбились в главных героев. Сейчас, спустя более 50 лет, многие по-прежнему пересматривают любимый фильм о приключениях неукротимой красавицы.