Сегодня эти актеры — гордость российского кинематографа. И у каждого за плечами десятки успешных ролей в кино. И теперь они с улыбкой вспоминают тот день, когда впервые попали на съемочную площадку и услышали команду: «Мотор!». Расскажем, как выглядели звездные актеры в своих самых первых фильмах.
Дмитрий Харатьян
Дмитрий Харатьян с ранних лет увлекался музыкой, а в старших классах даже был руководителем школьного ВИА под названием «Аргонавты».
«У нас была своя песня, и меня знали буквально все. А однажды мне позвонила девочка, с которой я познакомился в лагере, и рассказала, что в фильм «Розыгрыш» нужны юноши, умеющие играть на гитаре», — вспоминал Харатьян.
На роль девятиклассника Игоря Грушко было много претендентов. Но режиссер Владимир Меньшов остановил свой выбор на Харатьяне.
Премьера «Розыгрыша» состоялась в январе 1977 года. А уже на следующий день на Дмитрия обрушилась всесоюзная слава. И Харатьян, с детства мечтавший о карьере врача, изменил свое решение и подал документы в театральный институт.
Сергей Жигунов
И мама, и отец Жигунова были актерами. Поэтому проблема выбора профессии перед Сергеем никогда не стояла — еще со школьных лет он знал, что продолжит дело своих родителей.
В 1980 году Жигунов поступил в Театральное училище имени Б. Щукина. Но уже через полтора года был отчислен за прогулы.
Дело в том, что Сергей очень хотел сниматься в кино и постоянно сбегал с занятий на пробы.
«Несколько лет подряд я пробовался во всех картинах… и меня не брали. Я всегда находился в состоянии, что вот-вот, сейчас мне дадут большую роль. Но мне ее не давали. Зато я активно завязывал знакомства в кинематографической среде, понимая, что они мне пригодятся», — вспоминал Жигунов.
Киностудией, первой раскрывшей талант будущего гардемарина, стала «Грузия-фильм». В 1982 году там начали снимать фильм «Клятвенная запись».
Картина рассказывала о трагических событиях в истории Грузии, завершившихся заключением в 1783 году Георгиевского трактата о переходе Грузии под покровительство России. Конечно же, всех главных героев в фильме играли грузинские артисты. А Жигунову досталась всего-навсего эпизодическая роль гусара Свечина.
Тем не менее этот фильм оказался тем толчком, который наконец-то сдвинул кинокарьеру Жигунова с мертвой точки.
Мария Миронова
Первый раз в кино Мария Миронова появилась, когда ей было 8 лет. В картине Станислава Говорухина «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» ей досталась роль Бэкки Тэтчер, племянницы судьи.
И хотя после выхода картины Миронова моментально стала звездой, эти съемки она до сих пор вспоминает с содроганием.
«Мы снимались в Сухуми при 40-градусной жаре, к тому же на нас светили софиты. А в пещере со сталактитами и сталагмитами было скользко и ужасно холодно», — рассказывала Мария в интервью.
Кроме того, съемочный день длился по 8-10 часов и Маша сильно уставала. Но отдохнуть как следует ей не удавалось — в гостинице, где их поселили, было огромное количество клопов.
Зато во время съемок Мария подружилась со своими партнерами — Владом Галкиным, Федей Стуковым и Игорем Сориным. А вот с Талгатом Нигматуллиным, игравшим индейца Джо, девочка так и не смогла найти общий язык.
«Он пытался меня расположить к себе, общался, улыбался, но я его все равно страшно боялась, и мы так и не подружились», — говорила Мария.
Владислав Галкин
Для Владислава Галкина экранизация романа Марка Твена тоже стала дебютом.
Несмотря на то, что родители Влада были вплотную связаны с кино (мама — сценарист, приемный отец Борис Галкин — известный артист), он не хотели, чтобы сын пошел по их стопам. Поэтому на пробы в фильм «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» 9-летнего Влада привела бабушка.
«Родители знали, насколько труд актера тяжел и морально, и физически, и не желали мне такой участи. Поэтому они были в шоке, что бабушка, у которой всегда было «словесное недержание», почти полгода могла скрывать нашу тайну», — вспоминал Владислав.
Станислав Говорухин рассказывал, что Влад с первого взгляда поразил его своей естественностью.
«В нем не было ничего хулиганского, но он был дитя природы, как и Гек. Гек же — не хулиган» — рассказывал режиссер.
Федор Стуков
А вот для Федора Стукова роль Тома Сойера в картине Говорухина был далеко не первой работой. Его дебют в кино состоялся еще в 1978 году, когда мальчику было всего 6 лет.
«Крестным отцом» Стукова стал режиссер Никита Михалков. В его картине «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» Федя сыграл небольшую роль — Илюшу Обломова в детстве.
Собственно, занят был Федя только в одном эпизоде. По сценарию, его герой должен бежать через поле и кричать: «Маменька приехала!!!». Но, по словам Стукова, даже эту простую сцену снимали несколько дней.
«Никита Сергеевич мне говорил: «Ты беги, а когда надо остановиться, мы крикнем тебе «стоп!» Но ветер относил голоса в сторону, команды «стоп!» я не слышал. И бежал, наматывая по полю километры», — рассказывал Стуков.
Тем не менее игра Феди Михалкову понравилась. Поэтому, приступая к съемкам следующей картины «Родня», он пригласил мальчика на роль… девочки Иришки.
Дарья Мороз
А вот актриса Дарья Мороз вряд ли может вспомнить свою первую роль в кино. Потому что в момент съемок ей было всего три месяца.
Дело в том, что в то время ее мама, Марина Левтова, снималась в фильме у Динары Асановой «Милый, дорогой, любимый, единственный». А весь сюжет фильма закручен вокруг похищения маленького ребенка.
И Асанова, зная, что у Марины недавно родилась дочка, попросила разрешения снять девочку в роли мальчика Герочки. Правда, в конце фильма выясняется, что младенец — это девочка Дашенька.
Младенческий дебют стал удачным стартом в кинокарьере Дарьи Мороз. К моменту окончания школы в ее фильмографии было уже около 10 ролей.
По словам актрисы, родители никогда не отговаривали ее от решения стать актрисой.
«У меня было киношное развеселое детство. Родители никогда не ограждали ни от компаний собственных друзей, которые часто собирались в доме, ни от фестивалей, ни от съемочных площадок», — вспоминала Мороз.
Алексей Серебряков
Алексея Серебрякова в кино привел счастливый случай. В детстве он посещал музыкальную школу по классу баяна. И однажды к ним в школу пришел корреспондент из газеты «Вечерняя Москва». Он взял интервью у педагогов и сделал несколько фотографий.
«И в газете появилось фото, где учитель склонился надо мной и что-то объясняет. А у меня только глаза выглядывают из-за баяна», — рассказывал Серебряков.
И надо же, чтобы эта газета с фотографией попалась на глаза ассистенткам режиссеров Валерия Ускова и Владимира Краснопольского. Причем в тот момент, когда они подыскивали мальчика на роль сына главного героя.
Глаза Алексея показались им очень похожими на глаза Вадима Спиридонова (именно он играл в фильме главную роль). И Серебрякова пригласили на пробы.
Так Алексей неожиданно попал на съемки фильма «Отец и сын». А через несколько лет он снова сыграл сына Вадима Спиридонова, на этот раз — в знаменитой киноэпопее «Вечный зов».
Лариса Гузеева
Долгое время считалось, что кинодебют Ларисы Гузеевой состоялся в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс». И только не так давно актриса призналась, что еще за пять лет до этого уже снималась в кино.
По рассказам Ларисы, в молодости она заочно была влюблена во Владимира Высоцкого и мечтала с ним познакомиться. И однажды, когда Гузеева училась в институте, она узнала, что в одном из московских ресторанов будет сниматься эпизод фильма «Место встречи изменить нельзя».
Каким-то чудом Лариса сумела не только попасть на съемочную площадку, но и попасть в массовку. В одной из сцен она танцует с Андреем Градовым — исполнителем роли Тараскина. А в какой-то момент оператор даже снял девушку крупным планом.
Кстати, когда через много лет Гузеева рассказала Говорухину, что снималась у него в «Месте встречи», тот не поверил.
«Он сказал: «Не ври! Я приду домой и специально пересмотрю картину». Я ему перезваниваю: «Ну что? Убедился?». Тогда, 20 лет назад, я для Говорухина была никем. Просто режиссер увидел на площадке красивое лицо и сказал: «Ее надо снять крупным планом». Вот и все», — рассказывала Гузеева.