Приступая к съемкам мелодрамы «Не могу сказать «прощай»» режиссер Борис Дуров в качестве эксперимента пригласил на главные роли молодых и никому не известных артистов. И не прогадал — в 1982 году картина стала лидером проката, собрав около 35 миллионов зрителей. А начинающие актеры, как по мановению волшебной палочки, сделались не просто знаменитыми, а самыми настоящими звездами.
Само-собой разумеется, что все женщины Советского Союза были поголовно влюблены в исполнителя главной роли красавца Сергея Варчука. А вот воображение мужской части аудитории будоражила… нет, не самоотверженная и насквозь положительная Лида, а циничная, надменная, холодная, но такая сексапильная Марта. И, как зачастую бывает, эти качества тут же приписали исполнительнице роли — актрисе Татьяне Паркиной.
В старших классах Татьяна была солисткой ВИА «Тоника-67»
Татьяна Паркина родилась 13 апреля 1952 года в Риге. С раннего детства ее заветной мечтой было выступать на сцене. Но тогда Таня еще не знала, кем больше хочет быть — актрисой или певицей. Поэтому еще в школьные годы начала заниматься в музыкальной студии при клубе Рижского вагоностроительного завода и параллельно посещала театральный кружок.
В старших классах у Паркиной обнаружился приятный и довольно сильный голос и ее пригласили стать солисткой вокально-инструментального ансамбля «Тоника-67». Выступая в составе этого коллектива Татьяна объездила не только всю Латвию, но и другие города Советского Союза.
И хотя карьера эстрадной певицы складывалась вполне удачно, к окончанию школы Паркина поняла, что актрисой хочет быть гораздо больше. Получив аттестат, она отправилась в Москву и с первого же раза поступила во ВГИК на курс к режиссеру Сергею Герасимову.
Роль была такой крошечной, что фамилию Татьяны даже не вписали в титры
Впервые в кино Татьяна снялась, еще будучи студенткой. В фильме Герасимова «Дочки-матери» она сыграла маленькую роль поварихи. Через два года снова последовала роль у Герасимова, на этот раз немного покрупнее — служанка Элиза в экранизации романа Стендаля «Красное и черное».
Снималась Паркина и у других режиссеров, правда только в небольших эпизодах. Например, в «Мимино» Георгий Данелия доверил ей сыграть стюардессу, напарницу Ларисы Ивановны. Но роль оказалась настолько крошечной, что фамилию Татьяны даже не вписали в титры.
Уехав из Москвы, Паркина стала солисткой рижской эстрады
Закончив ВГИК, Паркина, как и большинство ее однокурсников, намеревалась поступить в штат киностудии «Мосфильм» и продолжить сниматься в кино. Но неожиданно возникло препятствие —у Татьяны не было московской прописки, а значит не было права жить и работать в столице. Молодой актрисе ничего не оставалось, как собрать чемодан и вернуться домой в Ригу.
Безрезультатно попытав счастья на Рижской киностудии, Татьяна вспомнила, что она не только актриса, но и певица, и вскоре стала солисткой в эстрадно-концертном объединении Риги. Сначала она пела в составе различных ансамблей, а, поднакопив репертуар, сделала сольную программу, с которой успешно гастролировала не только по нашей стране, но и по ближнему зарубежью.
Отправляясь на пробы Паркина была уверена, что ей снова предложат эпизод
Вместе с успехом пришла и финансовая независимость. А значит можно было снова подумать о карьере киноактрисы. В 1980 году Паркина приобрела в Москве собственное жилье, оформила прописку и наконец-то поступила на «Мосфильм».
Но, вопреки ожиданиям молодой актрисы, режиссеры не спешили предлагать ей роли. За два года ей повезло сняться всего в одной картине. И то, если считать везением роль, которой опять-таки не было в титрах. Огорченная Татьяна начала все чаще задумываться: а не махнуть ли на кино рукой и не вернуться ли на эстраду. Как вдруг совершенно неожиданно получила приглашение на пробы в фильме «Не могу сказать «прощай»».
Отправляясь на кастинг, Паркина была уверена, что ее снова ждет какой-нибудь эпизод. И просто не поверила своим ушам, когда узнала, что речь идет о главной героине. Тем не менее, пробы Татьяны понравились режиссеру Борису Дурову, и он утвердил Татьяну на роль Марты.
«А ну-ка быстро положил руки на одеяло!»
По воспоминаниям Татьяны Паркиной, работа в картине ей очень нравилась. Единственное, что огорчало актрису — это отношение к ней партнера по съемкам Сергея Варчука. Он буквально с первого съемочного дня по уши влюбился в Татьяну и всеми силами пытался добиться ее благосклонности.
А Паркиной романтические порывы Варчука были абсолютно не интересны и не нужны. Дело в том, что совсем недавно она вышла замуж и приехала на съемки вместе с молодым супругом.
Особенно тяжело давались актрисе постельные сцены с Варчуком. И хотя все было довольно целомудренно, лежать в кровати под одним одеялом с Сергеем ей все же приходилось.
Как признавался позже сам Варчук, во время съемок интимных сцен с красавицей-актрисой просто невозможно было оставаться спокойным. Поэтому он все время норовил сократить дистанцию. А когда Татьяна пыталась отодвинуться, говорил, что так надо, иначе зрители не поверят, что они молодожены. При этом актер настолько активно входил в роль влюбленного супруга, что режиссер вынужден был время от времени кричать:
«Сергей! А ну-ка быстро положил руки на одеяло!»
Кроме того, Варчук подговорил оператора, чтобы тот как можно чаще делал брак по кадру. Из-за этой уловки все сцены в постели приходилось перенимать по-несколько раз.
В окончательном варианте фильма все «хорошие» сцены с Мартой вырезали
Премьера фильма «Не могу сказать «прощай»» состоялась 24 августа 1982 года. И уже на следующий день никому не известные молодые актеры стали не просто знаменитыми, а настоящими звездами.
Удивительно, но циничная, расчетливая, холодная и жесткая Марта вызвала у мужской части зрителей гораздо больше симпатий, чем самоотверженная и правильная Лида. На студию в адрес Паркиной приходило множество писем с признаниями в любви и предложениями руки и сердца. Во многих из них авторы называли красавицу-актрису мечтой всей своей жизни.
Кстати, что касается циничности и жесткости Марты, то Татьяна и сама была в шоке, когда увидела, какой в окончательном варианте фильма стала ее героиня. Дело в том, что первоначально в сценарии было несколько эпизодов, в которых раскрывались более человечные черты характера Марты. Поэтому в целом героиня не должна была выглядеть настолько бездушной, алчной и коварной.
Но при монтаже режиссер решил, как можно сильнее подчеркнуть контраст между Лидой и Мартой, поэтому все «хорошие» сцены с героиней Паркиной вырезали.
За 8 лет Татьяна снялась всего в пяти фильмах
После выхода на экраны «Не могу сказать «прощай»» карьера Паркиной в кино наконец-то сдвинулась с мертвой точки. Но, к сожалению, стать одной из самых востребованных актрис ей так и не удалось. За 8 лет с 1982 по 1989 годы она снялась всего в пяти картинах: «Аплодисменты, аплодисменты», «Крик дельфина», «Капитан «Пилигрима», «Пилоты» и «Счастливчик». И ни в одной из них не сыграла главную роль.
Чтобы заполнить пустоту между редкими съемками, Татьяна снова вернулась к эстрадной деятельности и стала разъезжать с гастролями. А в начале 90-х приняла решение уйти из кино.
Татьяна поняла, что попросту «выпала из обоймы»
В 2000 году режиссер Владимир Меньшов неожиданно для Татьяны предложил ей небольшую роль в своем фильме «Зависть богов». После этого она была приняла участие еще в нескольких проектах, в основном многосерийных — «Салон красоты», «Самозванцы», «Две судьбы», «Охота на изюбря».
Работая с режиссерами по другим, незнакомым ей правилам, Татьяна поняла, что за 10 лет попросту «выпала из обоймы» — старых поклонников она растеряла, а новых найти уже не сможет. И Паркина рассталась с кинематографом, на этот раз уже окончательно и бесповоротно.
Татьяна Паркина счастливо живет с мужем и дочкой
О том, что ее карьера в кино завершилась Татьяна Паркина нисколько не жалеет. В отличие от своей Марты, она на первое место всегда ставила не работу, а семью. Жаль только, что давать интервью о своей личной жизни Паркина не любит.
Зато о работе Татьяна Алексеевна рассказывает с удовольствием. Так, в 2009 году в рамках проекта «Неизвестная версия» она вспомнила о съемках своего звездного фильма «Не могу сказать «прощай»».
Тем не менее, известно, что Татьяна Алексеевна счастливо живет с мужем и дочкой. Кстати, муж у нее все тот же, с которым она вместе была на съемках «Не могу сказать «прощай». Никакого отношения к кино, да и вообще к искусству он не имеет.
Дочь актрисы, Вероника Николаева, закончила экономический факультет ВГИКа и уже попробовала свои силы в кино. В 2001 году в фильме Карена Шахназарова «Яды или Всемирная история отравлений» она сыграла роль персидской царицы Статиры, жены Артаксеркса. Правда, пока этот опыт так и остался для девушки единственным.