Карлсон — альтер эго Малыша. Что на самом деле кроется в сказках Астрид Линдгрен

Ирина Карпич,
редакция Femmie

Эти детали могут заметить только взрослые.

«Малыш и Карлсон» / Союзмультфильм

Ее книги были довольно популярны у советских детей. Но то, что в детстве читается легко и воспринимается просто, во взрослом возрасте видится несколько иначе. Речь идет о произведениях шведской писательницы Астрид Линдгрен.

То поколение детей уже выросло и разглядело взрослый подтекст любимых сказок. Невинные и шутливые, на первый взгляд, они показывали, как с помощью воображаемого друга избавиться от ответственности, что какие-то таблетки могут изменить реальность, и на самом деле родителей уважать необязательно. Мы разобрались, так ли просты сказки о Карлсоне, Пеппи и Рони. И что в их сюжете настораживает современных родителей.

«Малыш и Карлсон» — игры детского разума

История о дружбе мальчика и мужчины в самом расцвете сил пришлась по душе советским детям. Красочный мультфильм со шкодливым персонажем, снятый по книге Астрид Линдгрен, стал настолько популярен, что натолкнул людей на глубокий анализ и размышления о нереальности человека с пропеллером.

Первое, что бросается в глаза, это способность летающего человека пропадать. Он, будто привидение, мгновенно исчезает из поля зрения. Возможно, Малыш просто выдумал Карлсона. Воображаемый друг скрашивает одиночество мальчика и вытворяет то, что сам Сванте Свантессон сделать не осмеливался. Взрослые же на самом деле не видят Карлсона, а лишь подыгрывают Малышу.

Второе как раз касается хулиганства Карлсона. По мере взросления Сванте Карлсон все меньше шкодит. Это можно объяснить возрастом Малыша, который со временем просто перестает совершать поступки из ряда вон и ему уже не нужно «прикрытие» в виде воображаемого друга.

Внешность и образ жизни Карлсона тоже наводят на мысль о его нереальности во вселенной книги. Если почитать другие шведские сказки, то в них на крышах живут тролли и некоторые из них умеют летать. Подкрепляет эту теорию и отсутствие имени у мужчины с пропеллером. Он называет себя просто Карлсон — по фамилии. Которая была третья по популярности в Швеции в то время. Получился такой воображаемый друг, который собрал в себе все самые популярные образы Швеции.

«Малыш пытается добиться внимания родителей, но подсознательно понимает, что это эгоистично. Да и родители ему об этом напоминают. Поэтому он создает наглого, самовлюбленного Карлсона, который как раз и реализует эту потребность», — рассказывает психоаналитик Сергей Насибян.

«Пеппи Длинныйчулок» — дочь троллей под снотворным

Добродушная девчонка с нечеловеческой силой обладала странной по тем временам внешностью. Она, подобно детям троллей, не отличалась красотой прежних стандартов — рыжие волосы и лицо, обильно усыпанное веснушками. А ее специфический стиль одежды даже в условиях современной демократичности сложно назвать привлекательным.

Однако, ни чудаковатое поведение девочки, ни ее отец, который играет с детьми без одежды, не смущают взрослых читателей так, как таблетки. Пеппи отчаянно не хотела взрослеть и употребляла перед сном волшебные пилюли. Возможно, именно от них у девочки сместился фокус восприятия действительности. То лимонное дерево придумает, то разные башмаки наденет, то небылицы расскажет.

«Пеппи не хочет взрослеть, потому что понимает, что она не сможет стать такой, как ее друзья. А другого пути для развития она просто не знает», — рассказывает писательница Любава Горницкая.

«Рони, дочь разбойника» — подрывает авторитет родителей

В этой сказке есть все, что нравится детям: смелые герои, необычные существа, величественный замок и приключения. Но главное — вражда двух семей, которую мастерски прекращают дети. И все бы ничего, если бы история о Рони учила только дружбе, доброте и справедливости. Но главная героиня любит риск и ведет себя, сродни Пеппи — по-мальчишески.

Ради дружбы с мальчиком из враждебного клана разбойников Рони отказалась от своей семьи. Отец, который был так дорог девочке, остался неудел. И причина кроется вовсе не в его разбойничьем образе жизни. Взрослому читателю дерзость и свободолюбие Рони не кажется таким уж привлекательным, а между строк явно прослеживается неуважение к старшим и непослушание родителей.

«Я ворчливая бабулька. Где вообще родители у девочки, что позволяют так беспрепятственно бегать и ходить, где ребенку вздумается? Ну ладно отец, а мать куда смотрит? Ребенок учится не бояться пропасти, а ей хоть бы хны. В общем, кругом бардак и беспорядок», — делится мнением читательница.

Конечно, книги Астрид Линдгрен не единственные, где пытливые взрослые находят какой-то подтекст. Однако, в современном мире родители все больше уделяют внимания ментальному здоровью своих детей и им важно, чтобы в сказках не было подобных скрытых смыслов.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook