Когда можно вести себя жестоко: древняя суфийская притча, в которой океан мудрости

Лолита Голдман,
редакция Femmie

Как помочь тому, кто проглотил змею.

The Lazy Artist Gallery / Pexels

Добротой можно убить человека. Так считали суфии, древние философы-аскеты. У них была поговорка: «Жестокость человека знания лучше доброты глупца». Эта мысль может показаться спорной. Но суфийская притча о всаднике и змее объясняет, почему иногда спасать ближнего приходится против его воли, не обращая внимания на его страдания. Рассказываем, что, по мнению философов, дает нам право на «жестокость во благо».

«Всадник и змея»

Древняя притча рассказывает о всаднике, который случайно встретил на своем пути спящего под яблоней человека. В рот незнакомца заползла ядовитая змея, и всадник бросился на помощь. Но способ он выбрал странный: бил беднягу кнутом, приказал есть гнилые яблоки с земли, потом заставлял пить воду из реки. Человек не понимал, зачем путник издевается над ним, стонал от боли и молил о пощаде. Но всадник был безжалостен. И человека начало тошнить: вместе с испорченными плодами и жидкостью из организма вышла змея. Спасенный с изумлением спросил, почему всадник сразу не рассказал ему об опасности. На что спаситель ответил:

«Если бы я сразу сказал тебе, что ты проглотил змею, то ты, вероятно, не поверил бы мне. А если бы поверил, то тебя сковал бы страх и ты просто бы уснул, но на этот раз навсегда. Так что действовать надо было именно так: жестоко, но разумно».

Сегодня мы часто используем выражение «ложь во спасение». И отношение к такой лжи у нас неоднозначное: иногда правда может ранить слишком сильно, и никто не хочет брать на себя такую ответственность. Но знание истины, какое и было у всадника (а он видел змею), дает право быть жестоким, да и делать все для спасения ближнего. Так поступают, например, врачи, когда избавляют от страданий через боль.

Кто такие суфии?

Суфизм — это мистико-аскетическое течение в исламе, которое появилось в VIII веке. В отличие от аскетов, которые бегут от мира и «запираются» наедине с собой для познания бога, суфии не стремились «бросить» человечество. Наоборот, пытались его нравственно очистить, избавить от пороков. Их даже называли «друзьями божьими».

Философы утверждали, что не могут выразить словами, что чувствуют, когда встречаются с богом, но постарались запечатлеть собственные ощущения в литературе. К ней относят не только биографии ранних суфиев и их правила поведения, но и притчи. Из этих поучительных историй следует, что путь к духовному совершенству лежит через послушание. Только беспрекословно подчиняясь тем, кто познал истину, можно самому стать «совершенным человеком».

***

Притча — красочный и емкий литературный жанр. С помощью «наглядных» историй суфии пытаются объяснить сложные истины так, чтобы они стали понятны каждому. Но иногда философам приходится самим становиться всадниками из притчи — жестокими, но помогающими очистить наши души от пороков. И если от слов древних суфиев становится не по себе — значит, очищение уже происходит.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook