Кому пришло в голову снять «Жил-был пес». 9 фактов о создании мультфильма

Елена Воронцова,
редакция Femmie

Во время работы над легендарным мультфильмом было немало курьезов.

«Жил-был пес», «Союзмультфильм»

«Жил-был пес» — один из самых трогательных и самобытных мультфильмов советских времен. История двух друзей не может не задевать за живое. В этой, казалось бы, детской ленте, затрагиваются «взрослые темы»: одиночество, преданность, дружба. Мы решили вспомнить, как создавался мультик.

Спасибо детству режиссера. Как пришла в голову идея сделать ленту про волка и пса

«Жил-был пес», Союзмультфильм

В 1982 году художнику-постановщику «Союзмультфильма» Эдуарду Назарову предложили снять мультфильм про путешествие пионеров в космос. Сергей Иванов даже написал сценарий. Но режиссеру история была не близка, поэтому он отказался. Зато вспомнил историю из детства.

Когда Назаров был маленьким, ему читали рассказ про волка и пса. Он ему очень нравился.

«И я взялся за „телеграфную“ сказку — всего пятнадцать строк. О том, как встретились в лесу старый волк и старый пес: „Ты мне поможешь, а я помогу тебе“. В голове тогда крутилась единственная фраза — „Щас спою!“», — говорил Назаров.

Образец для подражания. Как режиссер собирал материалы к мультику

«Жил-был пес», Союзмультфильм

Режиссер очень ответственно подошел к делу. Он решил не брать все из головы, а своими глазамиу видеть быт будущих героев анимационного фильма.

«В частности, зарисовки телег, печей, посуды, старинной одежды, рушников и крестьянского быта делал в Пирогове, где располагался этнографический музей под открытым небом. Ездил также по деревням, впитывал атмосферу, наблюдал, как шумно и весело проходят застолья…», — говорила жена режиссера Татьяна Лытко.

Вот откуда в мультике взялись народные песни

Изначально Назаров задумывал мультфильм так, что в нем будет много элементов фольклора. Он хотел видеть в работе только народные песни. И режиссеру по-настоящему повезло.

Создатель ленты познакомился с экспертами, которые всерьез увлекались своей работой в институте фольклора. У них была катушка, на которой они записали старые композиции. И целых пять отрывков вошли в мультфильм.

«Жил-был пес», Союзмультфильм

«Причем участники фольклорного коллектива были немало удивлены, когда услышали в мультфильме песни в собственном исполнении. И с трудом вспомнили, что когда-то к ним в село приезжали этнографы с магнитофоном. Шутя, им тогда и напели старинные полтавские песни, не предполагая, что их голоса услышит весь Советский Союз», — говорила Лытко.

Кто на самом деле скрыт за персонажем Волка

Многие считали, что волка Назаров списал с себя. И на это были причины.

«Фабрика чудес», Киностудия «ЦНФ»

«Внешне Эдуард Васильевич казался человеком мрачноватым, но мы знали, что в душе он — хулиган! Помню, рисовала волка, сидящего в лесу на пне, когда его хватил радикулит, — сразу подумала: это же сам Назаров! Эдик и говорил таким же низким голосом», — вспоминала художник-мультипликатор Наталья Богомолова.

Она вспоминает, что режиссер тоже отличался доброй хитростью и был очень общительным.

«Жил-был пес», Союзмультфильм

Какую «эпидемию» пережили создатели мультика

Работа над лентой велась в одном из студийных помещений «Союзмультфильма», где жили люди. Художники, как творческие люди, часто сидели над набросками допоздна. И, конечно, много общались. Это категорически не нравилось соседям, и они не уставали жаловаться на соседей. К счастью, никаких последствий для компании не было.

«Новости культуры», Телеканал Культура

Художник Игорь Олейников вспоминал, что идеи приходили к команде во время игры в шахматы, как бы странно это ни звучало.

«Это была какая-то эпидемия. Эдик и мы, два ассистента с Витей Чугуевским, целыми днями играли в шахматы, обсуждая наши планы. Таня Лытко бесилась, прятала шахматы, мы приносили новые. Это была какая-то мания. Потом все сошло на нет», — говорил Олейников.

Почему Назаров испугался Джигарханяна перед озвучкой мультика

Волка в мультипликационном фильме озвучивал Армен Джигарханян. Сначала героя рисовали под актера Михаила Ульянова, но тот отказался из-за занятости. Тогда персонажа пришлось менять. И он, действительно, на бумаге превратился в Джигарханяна, который согласился заменить коллегу.

«Профессия — следователь», ТО Экран

Когда артист впервые пришел к Назарову, режиссер испугался, что звезде кино не понравится его герой.

«Он приблизился к роялю и посмотрел на точно такого же нарисованного мною волка. И я подумал, что Джигарханян сейчас обидится и меня убьет. Но он глянул и прохрипел: „А что, ничего. Хороший волк!», — вспоминал режиссер.

И Джигарханян, и Бурков, говоривший за пса, озвучивали мультфильм впервые.

«Слава богу, у нас все сложилось. Сама история им понравилась, и сыграть ее им не доставило особого труда. Единственное, что я должен был объяснить — характер самого фильма, что это не фарс, не карикатура, а нормальная, жизненная история. Нельзя было, чтобы они кривлялись и выдавливали лишний смех из зрителя», — говорил Назаров.

Любопытно, что в будущем Джигарханян и Бурков вместе работали еще над одним мультиком — «Приключения поросенка Фунтика», где они озвучили дядю Мокуса и бегемота Шоколада соответственно.

«Добряки», Мосфильм

От этих цифр глаза на лоб лезут. Сколько рисунков сделали для создания картины

Кажется, что хронометраж для мультика в 10 минут — это не так уж и много. Но, если вдуматься, одна секунда ленты — это 24 рисунка. То есть для проекта художники нарисовали сотни тысяч рисунков. Известно, что они работали по такому принципу: сколько создадут кадров, столько денег и получат.

«Жил-был пес», Союзмультфильм

«Но работать было легко, потому что в фильме очень много юмора. Типажи были настолько обаятельные, что просто „крутились“ в руках, хорошо „двигались и ворочались“. Эдуард Назаров мне доверял, не придирался, все шло „в руку“, сцены улетали прямо со свистом», — вспоминала художник-мультипликатор Наталья Богомолова.

Вот как мультик встретил мир

Интересно, что изначально картину хотели назвать «Собачья жизнь». Но руководству «Союзмультфильма» показалось, что это звучит слишком двусмысленно. Поэтому мы знаем проект под именем «Жил-был пес».

«Жил-был пес», Союзмультфильм

Кроме того, пришлось сильно урезать хронометраж. Изначально «Жил-был пес» длился 15 минут.

«Я хотел, чтобы была внятно рассказана история, но в итоге некоторые вещи получились скороговоркой. Например, сцену, где волк с псом сидят на горе и воют на луну, хотелось бы сделать длиннее. В общем, чисто психологически многие вещи можно было удлинить», — сокрушался Назаров.

Но это в результате не повредило мультфильму. Даже наоборот — так немногочисленные диалоги стали запоминающимся и ушли в народ. А сам проект стал образцом лаконичности.

«Жил-был пес», Союзмультфильм

После выхода на экраны мультфильм обрел невероятную популярность как среди зрителей, так и среди представителей мирового кинематографа. Например, он получил специальный приз жюри на фестивале в Анси во Франции, награду на кинофестивале молодых режиссеров в Туре. А еще работу показали на киноформуах в Польше, Австралии и Югославии.

«Жил-был пес», Союзмультфильм

Можно сказать, что половина Европы смогла оценить работу советского режиссера. И заслуженно отметила.

«Жил-был пес» перевели на несколько языков. Например, в Норвегии за Волка говорит популярный певец Александр Рыбак, а в Индии — звезда Болливуда 80-х Анил Капур.

Что отличает этот мультфильм от других

Все работы Назарова, как и работы других режиссеров времен СССР, уникальны. Дело в том, что их герои-животные наделены «человеческими качествами».

«На западе не существует в мультипликации столь обаятельных зверей, как у нас. Там звери действующие, яркие, может быть, выразительные. Но не обаятельные. Но самое главное — даже не это, а то, что этим зверям было дано такое действенное художественное оружие как пауза. И в „Винни-Пухе“, и в „Жил-был пес“ это постоянно возникает — задумчивость, ирония. Говоря одно, подразумевают другое, делают третье», — считает киновед Александр Шпагин.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook