Концовка фильма «Молодая жена»: не такой финал, как в оригинале. Что осталось за кадром

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

Фильм очень отличается от книги, концовка в которой была не такой счастливой.

К/ф «Молодая жена» / Ленфильм

Фильму Леонида Менакера «Молодая жена» исполнилось уже 43 года. Но картина по-прежнему одна из самых любимых у зрителей. Особенно радует счастливый финал — после ссор и долгих притирок герои понимают, что не могут жить друг без друга. Но мало кто знает, что такой концовки у фильма вполне могло и не быть…

Многих удивило, что режиссер решил снять мелодраму

До «Молодой жены» Леонид Менакер (кстати, троюродный брат Андрея Миронова) брался за сценарии на военно-патриотическую или производственную тематику — «Рассказ о простой вещи», «Жаворонок», «Ночная смена», «Не забудь… станция Луговая». Поэтому многих удивило, когда режиссер решил снять мелодраму, да еще из деревенской жизни.

Анна Каменкова и Владлен Бирюков в к/ф «Молодая жена» / Ленфильм

Но Менакер сумел доказать, что настоящему мастеру подвластны любые жанры. Из незамысловатой, на первый взгляд, истории он сумел сделать картину, наполненную глубоким смыслом и житейской мудростью.

Неудивительно, что фильм пользовался огромной популярностью у зрителей: уже в первый год проката его посмотрели более 35 миллионов человек.

В сценарий были внесены изменения и дополнения

В основу картины легла повесть популярной писательницы Ирины Велембовской «За каменной стеной», которая сама же написала сценарий. Поначалу Велембовская хотела, чтобы фильм был снят точь-в-точь по ее произведению, но потом, по просьбе Менакера, все-таки внесла в сценарий некоторые дополнения и правки.

В книге Маня живет с матерью, а в фильме она сирота, которую вырастила и воспитала бабушка Агаша. Эту роль сыграла актриса Галина Макарова. И продавщица Тамара (Наталья Назарова) появилась только в кино — в первоисточнике такого персонажа нет.

Наталья Назарова в к/ф «Молодая жена» / Ленфильм

Нет там и эпизода с эффектным приездом бывшего жениха Володьки вместе с городской зазнобой. В книге Володька просто присылает домой письмо с сообщением о своей женитьбе.

Елена Аржаник и Сергей Проханов в к/ф «Молодая жена» / Ленфильм

Депрессивная концовка не устраивала Менакера

Но, главное, что финал у повести Велембовской был абсолютно не такой, как в фильме. По задумке писательницы, после того, как Алексей отдал дочку сестре бывшей жены, баба Нюра тоже уходит к каким-то дальним родственникам.

Валентина Владимирова в к/ф «Молодая жена» / Ленфильм

А следом и Маня, которой невмоготу стала жизнь «за каменной стеной» с нелюбимым мужем, бросает его и насовсем возвращается к матери. И в самом конце, узнав, как несладко живется бабе Нюре у чужих людей, Маня забирает ее к себе. В результате Алексей, который так и не смог справиться со своим тяжелым характером, остается совсем один.

Но чересчур депрессивная концовка не устраивала Леонида Менакера, и после долгих уговоров он сумел убедить Велембовскую переписать финал.

К/ф «Молодая жена» / Ленфильм

Поэтому в фильме, в отличие от книги, Алексей и Маня на самом деле полюбили друг-друга. И после долгих ссор и взаимных притирок они поняли, что все же хотят быть вместе.

Кстати, после выхода фильмы на экраны некоторые критики посчитали такую концовку нелогичной и неправдоподобной. Зато миллионы зрителей, которые в героях фильма узнавали самих себя, были довольны — ведь положительный финал дарил и им надежду на счастье.

«Кого вы мне привели? Разве это Маня?»

На главную женскую роль Менакер долго не мог найти исполнительницу, пока ему не посоветовали посмотреть актрису Театра на Малой Бронной Анну Каменкову.

Сниматься в кино Анна начала еще в раннем детстве. В шесть лет она уже получила награду на II Международном кинофестивале в Мар-дель-Плата в Аргентине за главную роль в фильме «Девочка ищет отца».

Однако во взрослой жизни в кино Каменковой поначалу не слишком везло. Правда, на пробы ее приглашали довольно часто, а вот утверждали на роли почему-то других актрис. Поэтому, отправляясь на кастинг в «Молодую жену», Каменкова в душе была уверена, что роль снова «пролетит мимо».

И действительно, посмотрев на Анну, Менакер не мог скрыть своего разочарования. Ему Маня представлялась полноватой голубоглазой румяной девушкой с русой косой. А Каменкова абсолютно не соответствовала этому образу. К тому же на кастинг Анна приехала прямо с генеральной репетиции нового спектакля — уставшая, с кругами под глазами и потухшим взглядом.

Анна Каменкова в к/ф «Молодая жена» / Ленфильм

Не позаботившись о том, что актриса его слышит, Менакер закричал на своих помощников:

 «Кого вы мне привели? Вы только посмотрите на нее! Разве это Маня?»

И чтобы доказать, что актриса не подходит, режиссер выбрал для проб самый трудный эпизод — героиня узнает о том, что жених променял ее на другую.

Как вспоминала позже Каменкова, обидные слова Менакера заставили ее вспомнить другие неудачные пробы, и она разрыдалась во весь голос. И ее настоящие горькие слезы неожиданно показались режиссеру настолько убедительными, что он тут же утвердил Анну на роль. Кстати, после «Молодой жены» карьера Каменковой резко пошла вверх.

«Он умел красиво ухаживать и нравиться»

Роль Алексея Терехова изначально предполагалось отдать Армену Джигарханяну, с которым Менакер уже работал в фильме «Рассказ о простой вещи». Но актер оказался занят на других съемках.

Тогда и пришла идея пригласить Владлена Бирюкова. В то время Бирюков уже снялся в роли Якова Алейникова в первой части многосерийной картины «Вечный зов» и считался настоящей звездой. Интересно, что роль Алексея так и осталась единственной лирической в фильмографии Бирюкова — и до, и после этой картины он играл военных и людей труда.

Владлен Бирюков в к/ф «Молодая жена» / Ленфильм

Тем не менее с образом простого деревенского работяги артист справился как нельзя лучше. По словам Каменковой, Владлен настолько органично вписался в роль, что ему даже не нужно было ничего играть, а достаточно было просто оставаться самим собой.

Неудивительно, что многие зрители поверили, что в жизни Бирюков тоже суровый, жестокий и скупой на слова любви человек. И ошиблись.

«Владлен Егорович был полной противоположностью суровому Алексею. Он умел красиво ухаживать и нравиться, располагал к себе совершенно разных людей. Единственное его сходство с героем — деревенское происхождение», — рассказывала жена Бирюкова.

Роль Володи помогла Проханову избавиться от амплуа «славного парня»

Сергей Проханов, исполнивший роль изменщика Володи, в 1978 году тоже был на пике популярности. За несколько лет до этого на экраны вышла комедия «Усатый нянь», в которой он сыграл главную роль.

Сергей мешками получал письма от зрителей, а режиссеры один за другим предлагали ему роли в своих фильмах. Правда, все они были однотипными — после Кеши из «Усатого няня» актера в другом амплуа уже не представляли.

К/ф «Молодая жена» / Ленфильм

Вот почему Проханов обрадовался, когда Леонид Менакер предложил ему сыграть противоположный образ — подлеца Володю, бессовестно обманувшего главную героиню. Кстати, роль в «Молодой жене» действительно помогла Проханову избавиться от прилипчивого ярлыка «славного парня».

«Бей по-настоящему,  наотмашь»

По воспоминаниям всех актеров, на съемочной площадке «Молодой жены» царила спокойная и дружелюбная обстановка. Правда, без неприятного инцидента все же не обошлось.

По сюжету, встретив Маню в городе, Володя приглашает ее сначала в кафе, а потом к себе в общежитие, якобы согреться. Однако, спев для приличия пару куплетов под гитару, начинает приставать к девушке. И в ответ получает пощечину.

К/ф «Молодая жена» / Ленфильм

Вот эта самая пощечина, которую Каменкова и Проханов пытались сыграть понарошку, им никак не удавалась. И после нескольких испорченных дублей, Менакер тихонько сказал Анне:

 «Бей по-настоящему,  наотмашь».

И Каменкова послушно влепила Проханову звонкую оплеуху. Да так сильно, что Сергей на три дня оглох на одно ухо. Тем не менее Проханов не обиделся, а в дальнейшем всегда называл «Молодую жену» в числе своих самых любимых фильмов.

103
4
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook