Ледяная вода и чай с хлебом вместо ужина. Почему из института благородных девиц хотелось сбежать

Редакция Femmie,
редакция Femmie

Несмотря на престиж заведения, его воспитанницам приходилось совсем непросто.

Кадр из т/с "Институт благородных девиц" / ТТО Группа компаний «Новелла»

Однажды императрица Екатерина II всерьез задумалась о том, чтобы в России, наконец, занялись образованием и воспитанием женщин. Она была убеждена, что образованная дама принесет пользу обществу во многих сферах жизни — и социальной, и просветительской, и семейной.

В 1764 году по ее указу в Санкт-Петербурге открыли Императорское воспитательное общество благородных девиц. Позднее оно получило название Смольный институт благородных девиц. Это было первое в стране женское учебное заведение. Изначально его воспитанницами становились дочери дворян и чиновников высшего ранга. Но вскоре в заведении открыли второе отделение, куда принимали и девушек из всех недворянских сословий, кроме крепостных крестьян.

Смольный институт благородных девиц / Википедия

Всем воспитанницам преподавали французский язык — на нем говорили даже вне уроков. А еще девочек учили танцам, домоводству. Они изучали Закон Божий, но точные науки затрагивали лишь вскользь.

Кадр из т/с «Институт благородных девиц» / ТТО Группа компаний «Новелла»

Несмотря на весь престиж заведения, его воспитанницам порой приходилось совсем непросто.

Девочки на 12 лет были оторваны от родителей

Продолжительность обучения в институте сначала составляла 12 лет. Императрица Екатерина II была убеждена, что этого времени достаточно, чтобы создать «новую породу человека». Девочки поступали в 6 лет, а выпускались в 18. Правда, потом срок обучения сократили до 9 лет: в институт брали девочек чуть более старшего возраста — 8-9 лет.

Главным условием была полная изоляция воспитанниц от их родственников. Ни при каких обстоятельствах они не могли поехать в отчий дом, даже если кто-то из близких тяжело болел или умирал.

Кадр из т/с «Институт благородных девиц» / ТТО Группа компаний «Новелла»

Когда родители отдавали своих дочерей в этот институт, они обязательно подписывали документ, что не будут забирать их домой до окончания учебы. Конечно, для многих воспитанниц это было тяжелейшим испытанием — годами не видеть родные лица.

Чуть легче было тем воспитанницам, которые жили в Санкт-Петербурге. Изредка их могли навещать родители, но только в присутствии классных дам. Остальные девушки общались с семьями только с помощью писем, которые сначала изучало руководство заведения. Если же девицы показывали, что скучают по своему дому, их при всех высмеивали.

Запрет на общение с родственниками смягчили лишь в 1859 году после реформы педагога Константина Ушинского.

Девицы спали в холоде и плохо питались

С первых дней обучения и до его окончания воспитанницы института мечтали не о шоколаде и других сладостях, но просто о сытной еде. Питание было очень скудным и однообразным: каша и кусок хлеба с маслом на завтра, бульон с мясом на обед, а ужинали всего лишь чаем с хлебом. Если у девиц были карманные деньги, они могли тайком купить какие-то вкусности у прислуги.

Кадр из т/с «Институт благородных девиц» / ТТО Группа компаний «Новелла»

Александра Соколова училась в Смольном институте благородных девиц в 1840-х годах. В своем дневнике она рассказала, насколько плохим было питание в заведении. Тогда в институт неожиданно приехал император Николай I. Он зашел в здание с черного входа и сразу же заглянул на кухню. В тот момент там варили уху, которую и решил попробовать государь.

«Даже дешевой рыбы пожалели… Н-да… Моих солдат лучше кормят!», — раздосадованно сказал император.

В осенние и зимние месяцы залы и спальни института не прогревались выше 12-16 градусов. А спать приходилось в тонких ночных рубашках под тонким одеялом, которое в такой холод совсем не согревало. А ранний подъем в 6 утра и умывание ледяной водой вряд ли поднимали настроение. Зимой вода в кувшинах застывала моментально, но умываться по утрам все равно приходилось.

Обстановка в комнатах воспитанниц была спартанской: кровати с жесткими матрасами, прикроватные тумбы и стулья. Интерьер скорее напоминал казарму, чем девичьи спальни.

Терпели прилюдные унижения от учителей

В институте классным дамам запрещалось применять физические наказания. Но это не означает, что девиц не наказывали. Воспитательницы нашли иной способ повлиять — унизить прилюдно, пусть даже за незначительную ошибку.

Кадр из т/с «Институт благородных девиц» / ТТО Группа компаний «Новелла»

Например, если девушка плохо заштопала носок на уроке, его прикрепляли на самое видное место на ее форме. И все смеялись над ней, потому что она ничего не умеет делать. За какие-то действия воспитанниц наказывали тем, что запрещали завтракать, обедать и ужинать за столом. Принимать пищу можно было в общей столовой, но только стоя.

Классные дамы вообще не любили девиц, которые имели свою точку зрения и пытались ее выразить, а также показывали свой характер. Тогда считалось, что примерная жена не должна выпячивать себя, а быть покорной во всем. Вот и приучали к этому с ранних лет.

Страдали от любви к пожилым учителям-мужчинам

Единственные мужчины в институте, с которыми регулярно общались девочки, были учителя и врачи. Руководство заведения тщательно выбирало преподавателей: немолодые мужчины обязательно должны были состоять в браке. А еще приветствовались изъяны во внешности. Считалось, что все эти условия отпугнут романтичных барышень.

Но природа брала свое: в подростковом возрасте девицы увлекались «пожилыми» учителями и страдали от безответной любви. У них попросту не было перед глазами других мужчин, в которых можно было бы влюбиться.

Конечно, сегодня такие суровые условия проживания и воспитания в этом женском заведении кажутся дикостью. Но тогда преподаватели были убеждены, что подобная строгость прививала умение довольствоваться малым. А этот навык не позволял в дальнейшем отчаиваться даже в самых сложных ситуациях. Кстати, многие выпускницы по окончании института удачно выходили замуж и становились лучшими женами и матерями.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook