Легко обаяла мужчин и пришла из другого мира. Кто стал прообразом Геллы из «Мастера и Маргариты»

Ирина Карпич,
редакция Femmie

Гелла не главный персонаж романа, но интригует с первого появления.

Образ Геллы в х/ф «Мастер и Маргарита» / Ленфильм

Одним из самых интригующих персонажей культового произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» является таинственная Гелла. Эта рыжеволосая красавица с невероятными глазами — вампирша, помогающая Воланду и его адскому окружению устраивать хаос в Москве. Несмотря на эпизодичность, Гелла, безусловно, является одним из ключевых персонажей романа. Разбираемся, кто на самом деле Гелла и откуда она появилась в свите Воланда.

Легко соблазняла мужчин даже с изъянами во внешности

Образ Геллы в х/ф «Мастер и Маргарита» / Ленфильм

Булгаков наделил Геллу мистическим обликом. Подобно вампирше из «Белой гвардии», Гелла страшно красива. Но наряду с безукоризненной внешностью и фигурой, становится очевидно, что Гелла пришла из мира мертвых. Ее кожа уже начала менять цвет, а конечности женщины неестественно выгибались.

Особенно красочно это описано при встрече Геллы с финдиректом Римским, когда она длинными пальцами и ногтями пыталась открыть шпингалет оконной рамы. А еще Булгаков делает акцент на «аромате», который источала Гелла. Ее запах был далек от приятного и даже цветущая в саду липа не могла его замаскировать.

Уродовал прекрасную Геллу и сильно заметный багровый шрам на шее. А еще Булгаков наградил вампиршу копной рыжих волос и фосфорическим глазами. Все описание Геллы изобилует мрачными деталями, подчеркивающими ее связь с потусторонним миром. Булгаков щедро использует эпитеты в духе «живого мертвеца», создавая поистине жуткий образ.

Образ Геллы в х/ф «Мастер и Маргарита» / Ленфильм

При этом Гелла все же весьма не дурна собой. Достаточно вспомнить, как красноречиво Булгаков описывает ее в неглиже при встрече с буфетчиком: кружевной фартучек на обнаженное тело, золотые туфли и белая наколка на голове. Получается, что вампирша обладала ярко выраженными чертами фатальной женщины-ведьмы, способной околдовать и погубить мужчину. Она была способна одним поцелуем обратить человека в вампира. Что и случилось в итоге с Варенухой.

Таинственная Гелла обладала и отталкивающим поведением. Она шипела, искажала лицо от ярости при первых криках петуха, знаменующих рассвет, ругалась, щелкала зубами. А волосы ее вставали дыбом. Страшное зрелище, если детально представить Геллу в воображении.

Внезапно исчезла к финалу романа

Х/ф «Мастер и Маргарита», Ленфильм

Несмотря на то что в романе «Мастер и Маргарита» персонаж Геллы является второстепенным и появляется в произведении эпизодически, вампирша запоминается читателям как яркий и загадочный образ. Воланд рекомендует ее Маргарите в качестве расторопной и понятливой служанки, способной оказать любую услугу. Очевидно, это намек на сверхъестественные способности Геллы, которые проявляются в сценах её превращений в вампира.

Хотя роль Геллы в сюжете второстепенная, она играет важную роль в раскрытии таинственной природы свиты Воланда. Гелла пугает персонажей романа, демонстрируя свою связь с потусторонним миром.

При этом в финальной сцене с Воландом и его спутниками Гелла по непонятной причине отсутствует. Этот недочет, вероятно, был допущен автором намеренно, чтобы подчеркнуть второстепенность Геллы по сравнению с другими членами адской свиты. А может, Булгаков просто забыл о ней. Ведь финальная редактура текста была уже после его смерти.

Образ Геллы в х/ф «Мастер и Маргарита» / Ленфильм

Некоторые исследователи выдвигают предположение, что Гелла могла быть частью окружения Воланда на протяжении многих столетий. Эта теория основана на том, что в главах романа про Понтия Пилата фигурирует таинственный Афраний — начальник охраны прокуратора. У Афрания было трое приближенных мужчин и гречанка Низа.

Один из этих персонажей присутствует при казни Иешуа, а двое других вместе с Низой участвуют в убийстве Иуды. Этот эпизод перекликается со сценой избиения Варенухи, которого в сети к палачам заманила Гелла. Также отмечается, что один из убийц Иуды обладал невероятной меткостью — такое качество присуще Азазелло из свиты Воланда.

Исходя из этих параллелей, высказывается предположение, что Низа и Гелла — это один персонаж, который на протяжении столетий входил в ближайшее окружение Воланда. Поэтому странным выглядит ее отсутствие в финальной сцене романа, где происходит последний полет Мастера и Маргариты вместе со свитой Воланда. Этот момент до сих пор не нашел убедительного объяснения.

Получила в прообразы сразу несколько интересных женщин

Образ Геллы в х/ф «Мастер и Маргарита» / Ленфильм

Любители романа «Мастер и Маргарита» до сих пор гадают, кто же стал прообразом вампирши Геллы и в честь кого ее назвали. По одной из версий, Булгаков позаимствовал имя Гелла из мифологических источников, где фигурирует Гелла — дочь богини облаков. Вот только девушка утонула и не имела никакого отношения к нечистой силе. Скорее всего, писателя привлекло просто звучание этого имени.

В черновиках Булгаков использовал для своей героини также имена Ламия, Мормолика и Эмпуза — как в разных культурах именовали вампиров и демонов. В самых ранних вариантах романа Геллы вообще не было, а единственную женщину в свите Воланда звали Мартой.

Что касается реальных прототипов, то здесь есть две версии. По одной из них, черты Геллы Булгаков позаимствовал у Ольги Бокшанской — сестры своей последней жены Елены Сергеевны. С ней у писателя были натянутые отношения, что могло найти отражение в образе загадочной вампирши.

Другая версия связывает Геллу с Софьей Перовской — участницей покушения на императора Александра II. На это указывает прежде всего шрам на шее героини, напоминающий след от петли. К тому же изначально персонаж носил имя Марта, что перекликается с «первомартовцами».

Таким образом, прототип Геллы — достаточно загадочная история. Скорее всего, это коллективный образ, вобравший в себя черты разных женщин, в том числе и вымышленных. Главное, что по итогу персонаж получился яркий и запоминающийся.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook