Польша стала одним из главных агроэкспортеров не только в Европе, но и в мире. Страна занимает третье место в ЕС по площади пахотных земель (18 млн га), а по количеству фермеров удерживает лидерскую позицию. Из-за большого количества сельскохозяйственных угодий, овощных плантаций и животноводческих ферм Польша вошла в десятку самых распаханных стран мира.
Благодаря облагораживанию польских поселков, в которых все же сохранился местный колорит, страна стала одним из самых популярных направлений агротуризма. Туристы едут не просто попробовать продукты с польских ферм, но и полюбоваться видом местных хуторов. Например, в Хмельно можно посетить гончарные мастерские, расположенные в старинных избах. А во Вздзыдзах-Кишевских прогуляться по узким средневековым улочкам.
Вот еще несколько причин, почему польские села называют «маленькой Швейцарией».
ЕС выделяет субсидии польским фермерам
Потребители в Европе ценят экологически чистые продукты. Поэтому на развитие экоферм поляки получают щедрые субсидии от ЕС (на 1 га земли — 250$). Молодые фермеры также получают единовременную выплату в размере 13 тыс. евро на развитие собственного производства. За последние 15 лет средний доход фермера вырос в 2,5 раза.
Евросоюз помогает не только деньгами. Он активно развивает инфраструктуру, которая способствует экологически чистому производству: возводят очистительные сооружения, устанавливают ветрогенераторы, прокладывают дорогу. Оснащаются не только крупные хозяйства, но и мелкие хутора, состоящие из нескольких домов. Даже в них уже есть водопровод и канализация.
Экологически чистые продукты
По сравнению со многими странами ЕС, большая часть Польши слабо индустриализирована. В результате земли в этих областях экологически чистые и могут использоваться для развития агротуризма, и прежде всего для производства здоровой пищи. Кроме этого, мелкий фермер просто финансово не может обеспечить обработку продукции химикатами, как это делают на крупных производствах.
Конечно, есть торговые марки, которые специализируются на выращивании «быстрых» продуктов с применением химических веществ. Однако чаще они производят готовые продукты питания (йогурты, масло). На польских трансгенных продуктах стоит обязательная яркая маркировка, информирующая о содержании ГМО. Кстати, 80% поляков выступает против производства продуктов с содержанием ГМО.
Большая часть молодого населения идет в сельское хозяйство
Хотя в Польше, как и во всех европейских странах, численность сельских жителей с каждым годом уменьшается, в сельском хозяйстве продолжает трудиться треть населения (в России, для примера, лишь 25%). Во многом это связано с тем, что молодые фермеры в Польше менее образованы. Однако их много, что делает польскую деревню относительно молодой.
Молодые люди быстрее адаптируются к новым условиям и могут получить практическую пользу, восполняя пробелы в образовании. Таким образом, преимущество польской сельской местности заключается в том, что на фермах площадью более 15 га молодые фермеры составляют 43% из числа всех хозяйств, а 1/3 хозяйств принадлежит людям моложе 40 лет, что делает сельское хозяйство перспективной отраслью экономики страны.
Кроме этого, поляки не знали коллективизации, поэтому у них сильно развито чувство своей земли. Она и прокормит, и доход принесет.
Многие частные хозяйства развиваются лишь в одной нише
Особенность польского сельского хозяйства — множество мелких частных ферм, специализирующихся на производстве одного продукта. Доля частных хозяйств составляет 90%. Чтобы сэкономить на логистике и сбыте товара, мелкие фермы объединяются в сообщества под одной торговой маркой, реализуя продукцию сообща.
С 1989 года в Польше действует программа государственной поддержки фермерских хозяйств. Фермеры могут получить государственные субсидии на закупку оборудования, сельхозтехники, семян Если производитель понес убытки по объективным причинам (например, из-за неблагоприятных погодных условий), то он получает страховку от государства.
Сельскохозяйственное производство весьма дешевое
Сельскохозяйственная земля в Польше дешевая, так как после ликвидации совхозов ее осталось очень много (в ЕС земля в несколько раз дороже, например, в Люксембурге в 53 раза). Хотя после вступления в ЕС цены на земельные участки возросли примерно в 3 раза, затраты на сельскохозяйственное производство остаются низкими. Таким образом, сельское хозяйство Польши становится все более конкурентоспособным по сравнению с сельским хозяйством ЕС.
На плантации в Польшу приезжают рабочие из соседних стран. Полякам выгодно нанимать иностранцев, так как работникам из других стран платят в среднем в 1,5 раза меньше, чем местным жителям.
Развитие сельскохозяйственной отрасли в Польше называют «экономическим чудом». Этикетка «Сделано в Польше» сегодня гарантирует качество продукции. Самые развитые страны мира активно закупают продукцию польских фермеров. За несколько десятков лет не самая перспективная европейская страна сумела занять свою нишу в экономике мира.