Луи де Фюнес и его съемки с коллегами. У кого отношения с актером не сложились

Ксения Южина,
редакция Femmie

Несмотря на зрительскую любовь к Луи де Фюнесу, коллеги относились к нему неоднозначно.

«Жандарм из Сен-Тропе» / SNC

Его любила публика, а он держал в страхе всех на съемочной площадке. Своим перфекционизмом он изнурял не только коллег по цеху, но и себя самого. Одни считают его деспотом и склочным интриганом, другие — чутким и сентиментальным артистом. Каким на самом деле был Луи де Фюнес?

Развязал войну миров на съемках «Фантомаса»

«Фантомас» / Gaumont, Production artistique et cinématographique, Produzioni cinematografiche Mediterranee

Де Фюнес и Маре погодки, у обоих трудное детство, и оба попали в кино окольными путями. Актеры вращались в одних кругах и снимались в одних фильмах. Они могли бы стать закадычными друзьями, но не тут-то было.

Их ссоры на съемках «Фантомаса» быстро переросли в войну миров: как личностных, так и профессиональных.

«Жан Маре, он более медленный. Луи де Фюнес более быстрый. Первый дубль — Фюнес замечательный, Маре еще нет. И когда у Жана Маре все становилось хорошим, де Фюнес начинал уставать. И поскольку он был немного негодяем, он делал вид, что колется, чтобы остановили мотор. Чтобы сделать дубль хорошим. Да-да, это актерские штучки», — рассказывала их напарница Милен Демонжо.

Обернулся занозой для Жана Маре

«Фантомас против Скотленд-Ярда» / Gaumont

На съемках трилогии о Фантомасе Маре уже начинал уставать от кино: играть героя-любовника в 50 было тяжеловато, а от резиновой маски зудела кожа. Де Фюнес только-только по-настоящему прославился и чувствовал себя на пике формы. Артист был неутомим на съемочной площадке и за ее пределами.

Комиссар Жюв пародировал походку Маре в семейном кругу и зло шутил о своем экранном напарнике. Остроты доходили до артиста.

«Фантомас против Скотленд-Ярда» / Gaumont

«Де Фюнес был единственным актером за всю мою карьеру, который мне не нравился, даже если я считал его замечательным актером. Он был прирожденной занозой в одном месте!», — передает слова актера Кэрол Вайсвайлер в документальном фильме о кинозвезде.

Маре отомстил комиссару Жюву, опубликовав мемуары с нелестными отзывами о работе с ним. Но о том, кто выиграл битву характеров, по крайней мере на экране, можно судить по афишам трилогии. На первой большую часть занимал Маре, на третьей — уже де Фюнес.

Обиделся на Габена из-за невинной шутки

«Татуированный» / Les Films Copernic

С Жаном Габеном де Фюнес не поладил во время работы над фильмом «Татуированный», где и у того, и у другого были главные роли. Сначала де Фюнесу не понравился сценарий, который по его мнению был написан под Габена. Другая придирка звезды комедии дико смешила Габена.

Дело в том, что жена де Фюнеса пыталась добиться от операторов, чтобы в кадре отчетливо были видны голубые глаза ее мужа. Да и работать с новыми людьми комику было некомфортно.

«Татуированный» / Les Films Copernic

«Их стулья находились рядом в первый день съемок, а к последнему дублю — на противоположных концах студии», — вспоминал режиссер фильма Дени де Ла Пательер.

В конце концов Луи де Фюнес обиделся на Габена из-за шутки. Как-то во время совместного интервью артист сказал, что ему нравятся фильмы Габена, а тот ответил, что не видел ни одной картины с участием Луи.

Про еще одну шутку, разгневавшую Луи де Фюнеса

Луи де Фюнес / Википедия

«Золотому Луи» — так его называли за прибыли, которые он приносил киностудиям — принципы были дороже гонораров. Как-то де Фюнес разорвал контракт с театром и заплатил немыслимую неустойку из-за своей жены.

Жанна де Фюнес / Youtube

Над Жанной Августиной де Бартелеми де Мопассан некрасиво пошутил директор театра. Своим уходом де Фюнес решил наказать остряка. Вспыльчивый темперамент комика проявлялся не только вне сцены, но и в ее пределах.

«Я не хочу больше, чтобы мной руководили. Луи, встань сюда и сделай что-то. Я не понимаю, почему он может мне это говорить. Только я могу почувствовать. Но, я думаю, он мог бы говорить мне так: „Послушай, не хочешь ли попробовать вот так?“ Попробовать я могу. Приказы я больше не выполняю», —  говорил артист.

За что затаил обиду на Грейс Келли

«Ровно в полдень» / Stanley Kramer Productions

При всем своем обаянии и завораживающей харизме де Фюнеса называют злопамятным человеком. Его сыновья Патрик и Оливье в книге воспоминаний приводят в пример историю его общения с Грейс Келли.

Американская кинозвезда и княгиня Монако Грейс Келли предложила де Фюнесу принять участие в одном из благотворительных спектаклей. Гонорар обещала высокий, но Луи отказал.

Грейс Келли / Википедия

На вопрос, почему, де Фюнес припомнил Келли, как она за 8 лет до этого проезжала на автомобиле мимо съемочной площадки, где он работал, и не остановилась поздороваться.

Чем Де Фюнес разозлил Жана Лефевра, Фугаса из «Жандармов»

«Жандарм на прогулке» / SNC

Де Фюнес задел своего напарника по фильмам о жандармах до глубины души. Но Лефевр узнал об этом, только когда посмотрел фильм «Жандарм женится».

Артист не нашел в итоговой версии картины и половины сцен со своим участием. Оказалось, что их вырезали по настоянию де Фюнеса.

Бурвиль и Лефевр в фильме «Трое детей в беспорядке» / Gaumont International

Режиссер и друг де Фюнеса Жан Жиро тогда написал целую статью в защиту своего любимого артиста, назвав Лефевра «посредственным» и «самым высокооплачиваемым статистом в мире». Тот буквально обезумел от ярости, но поговорить с де Фюнесом по душам решился лишь через несколько лет.

«Послушай, Луи, […] самовольно удалив мои сцены, ты навредил мне. Мне кажется, самое меньшее, что ты мог сделать, это предупредить меня, иметь смелость предупредить меня». […] Де Фюнес помолчал и сказал: «Ты прав», — писал Лефевр в мемуарах.

Любил Бурвиля за счастливый характер

«Большая прогулка» / Les Films Corona

Де Фюнес любил работать с Андре Рембуром, выступавшим под псевдонимом Бурвиль. Это был тандем противоположностей: Рембур добродушный и спокойный, а де Фюнес нервный и импульсивный.

«Отцу удавалось подладиться под непростой характер партнера […]. Оба умело импровизировали в кадре, и получалось очень смешно», — вспоминал сын Бурвиля Доминик.

Де Фюнес и Бурвиль снялись в шести фильмах, и Луи был рад приступить к работе на седьмым. Однако этому не суждено было сбыться.

Бурвиль / Википедия

«Играя с Андре, я отдыхаю. К тому же он прелестный человек, всегда в хорошем настроении. Счастливый характер! Вот бы он поделился им со мной, мне бы тогда легче было ладить с людьми», — эти слова де Фюнеса приводят его сыновья в своей книге.

Когда Бурвиля не стало, партнером де Фюнеса стал Ив Монтан. О нем у артиста мнение сложилось совсем другое.

Ива Монтана счел профнепригодным

«Мания величия» / Gaumont International

Партнера по фильму «Мания величия» де Фюнес уважал, так как любил трудоголиков, а Ив Монтан был именно таким. И все же артист комику не угодил.

«Хуже всего, что он искренне верит во все это. Слушать его просто невыносимо!» —  так отзывался об актере и его политических взглядах де Фюнес.

Монтан был социалистом, и де Фюнеса пугали его рассуждения. Плохо отзывался он и о таланте Монтана. По словам де Фюнеса, ремесло Монтан «знает туго».

Очаровал Элен в «Фантомасе» так, что она билась за него с журналистами

«Фантомас разбушевался» / Gaumont

Исполнительница роли журналистки Элен в саге о «Фантомасе» Милен Демонжо тепло отзывалась о работе с Луи де Фюнесом и защищала его в прессе.

«Я дралась с журналистами, потому что я им говорила: „Де Фюнес гений“. Они отвечали: „нет, не гений, он пережимает, переигрывает, это шут, это клоун“. Я очень долго сражалась против этого», —  вспоминала актриса.

Милен Демонжо / Википедия

По ее словам, характер у него был не самый удобный, но деспотом артист никогда не был. В жизни такой же смешной, как на площадке. Демонжо отмечала чрезмерную сентиментальность де Фюнеса: «Мог засмотреться на какую-нибудь овечку на лугу и чуть ли не слезу пустить».

Обрел талисман в лице экранной жены

«Жандарм на прогулке» / SNC

Идея сделать Клод Жансак постоянной экранной спутницей де Фюнеса пришла в голову жене артиста. Жансак с ее амплуа добропорядочной, высокородной и сдержанной дамы идеально дополняла вспыльчивого жандарма.

Де Фюнес считал, что верная дама сердца приносит ему успех. Она снялась в 10 фильмах в качестве его жены, еще в одном сыграла секретаршу де Фюнеса. Вместе с популярностью пришло и прозвище.

«Моя лань! („ma biche“)», — окликали ее на улицах. Так свою жену называл жандарм Крюшо. Жансак всегда тепло отзывалась о работе с де Фюнесом.

Не смог рассмешить Эдуарда Молинаро и обиделся

«Оскар» / Gaumont International

На съемочной площадке де Фюнес изводил режиссеров придирками.

Во время работы над фильмом «Замороженный» сценарий по его просьбе переписывали восемь раз. Актер рассорился с режиссером Эдуаром Молинаро и потребовал, чтобы все сцены с его участием были пересняты.

«Ему нужно было, чтобы ему доверяли, чтобы его любили. Ему нужно было, чтобы смеялись. И однажды он сказал: „Я не могу продолжать съемки. Молинаро не смеется. Я не знаю, любит ли он меня, я не чувствую себя окрыленным“», — вспоминал напарник Молинаро и де Фюнеса по фильму «Оскар» Клод Риш.

Сам режиссер годы спустя говорил, что просто не знал, что его реакции так много значат для артиста.

Нашел единственного друга среди режиссеров

Жерар Ури и Луи де Фюнес / Youtube

Несмотря на сложный характер, у «золотого Луи» был друг среди режиссеров. С Жаном Жиро они выпустили дюжину фильмов, каждый из которых посмотрели десятки миллионов человек. Был у артиста еще один любимчик.

Де Фюнес очень ценил режиссера Жерара Ури за тщательную подготовку к съемкам и организованность процесса.

«С Жераром словно окунаешься в детские годы кинематографа, когда к съемкам готовились очень тщательно. Я освобожден от каких-либо забот, наверное, я даже не заслуживаю гонорара. Зато другие должны были бы мне платить значительно больше, чем платят!» — восклицал де Фюнес, привыкший принимать близко к сердцу все, что вокруг него происходило.

Таким событием был и уход его друга Жиро. Сердце режиссера остановилось на съемочной площадке. Де Фюнес увидел в этом плохой знак для себя, через год не стало и его самого.

Был готов на все, чтобы рассмешить людей

Мария Паком и Луи де Фюнес / соцсети

Напарница де Фюнеса по театру и таким картинам, как «Жандарм из Сен-Тропе», «Мышь среди мужчин» и «Под светом луны в Мобеже» Мария Паком отмечала невероятный темперамент артиста.

«У него было невероятное уважение к публике, […] отдаваться так, как он отдавался, невозможно. Когда он делал круг вокруг кресла, и если люди не смеялись, он делал еще и еще раз, до тех пор, пока люди не начинали орать со смеху. Но, я видела это из-за кулис, он уже становился зеленым», — вспоминала актриса.

Примечательно, что человек, который играл так, что люди задыхались от смеха, а представление приходилось останавливать, трезво оценивал свой успех и считал, что зрительская любовь закончится после первого же провала.

«Если завтра мой фильм провалится или я сломаю ногу и не смогу сниматься, эти люди и не вспомнят обо мне. Они повернутся ко мне спиной», — говорил де Фюнес.

«Жандарм из Сен-Тропе» / Franca Films, SNC

Так каким был Фюнес в работе? Точно можно сказать лишь одно — он был профессионалом. Актер поздно стал знаменитым и знал, что второго шанса не будет. Он сам отдавался в кадре полностью и считал себя в праве требовать этого от других.

Как и любой человек, он не мог и не хотел угодить всем. С кем-то был груб, с кем-то ласков. Но что для нас гораздо важнее его личных отношений с актёрами, он всегда замечательно относился к своему зрителю.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook