Творчество поэта Сергея Есенина до сих пор вызывает неоднозначную реакцию у читателей. Его самые известные стихи, которые мы учили наизусть в школе, мелодичны, наполнены любовью к природе и родному краю. Но биография Есенина показывает, что он отнюдь не романтик, влюбленный в Русь-матушку.
Бунтарь, скандалист, хулиган, опробовавший на себе все человеческие пороки, — вот каким Есенина запомнили его современники. И это «несовпадение» — образа лирического героя с образом самого Есенина — поэт смог объяснить в одном из последних своих стихотворений. «Мне осталась одна забава…» Есенин написал в 1923 году, когда страдал от тяжелой депрессии. Рассказываем, почему за это произведение поэту можно многое простить.
Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.
Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.
Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, —
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
Стыдно мне, что я в бога верил…
Современники отзывались о Есенине как о дебошире. Он появлялся пьяным в общественных местах, не стеснялся срывать чужие выступления и с криками и бранью отстаивал свою точку зрения. Понимал ли Есенин, какое впечатление производит на окружающих?
В стихотворении «Мне осталась одна забава…» поэт с улыбкой воспринимает свою дурную славу:
«Ах, какая смешная потеря».
Анализируя свою жизнь, Есенин задумывается о стыде. Но не за поведение, а за веру в Бога:
«Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь».
Литературоведы не могут сойтись во мнении, почему поэт стыдится своей веры. Причин может быть несколько. Первая: поэт, верящий в высшие силы, должен жить по Божьему Закону. Но Есенин нарушал многие заповеди: он бросил жену Зинаиду Райх, с которой венчался в церкви. Причем оставил он её с маленькими детьми на руках, несправедливо обвинив в измене.
Всего у Есенина было три брака, жены сбегали от него из-за побоев и постоянного пьянства. Несколько раз поэт пытался показательно совершить самоубийство, зная, что его остановят. Такое поведение верующий человек никогда бы себе не позволил.
По второй версии, в стихотворении «Мне осталась одна забава…» поэт просто размышляет, что пришел к вере слишком рано, не увидев и не поняв реальную жизнь.
В любом случае, поэт хочет вернуться к вере и каяться в своих грехах.
«Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать».
И похабничал я и скандалил для того, чтобы ярче гореть…
Произведение было опубликовано за год до его трагической смерти, поэтому создается впечатление, что поэт подводит итог своей жизни и объясняет нелепые и неприглядные поступки:
«Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней».
Есенин признает: и ужасное отношение к женщинам, и драки в пьяном угаре, и нелестные высказывания о других людях — все это было в его жизни и оставило неизгладимый след на его душе.
Помыслы Есенина, пишущего мелодичные стихи о Руси, изначально были чисты: он приехал в Москву в лаптях и простой рубахе, чтобы славить родину. Но постепенно угол его творчества сменился: восхищение русской природой уступило место описанию реальной жизни, сцен, которые он видел на улице или в кабаках.
Поэт должен был привлечь к себе внимание, чтобы его стихи услышала публика. Возможно, поэтому он вел себя вызывающе. Например, ссорился с Маяковским или позволял себе публичные антисемитские высказывания.
Доходило до того, что полиция увозила Есенина из любого общественного места, стоило только появиться там «навеселе». Зато о поэте говорили, он всегда был на слуху. И пусть это была дурная слава, но своей цели он добился.
«Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть».
Розу белую с черною жабой я хотел на земле повенчать…
Несмотря на вызывающее поведение, Есенин прекрасно понимал свое истинное предназначение.
«Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать».
И в поэзии, и в жизни Есенин воплощает это венчание белой розы с черной жабой. Его стихи должны были тронуть читателя «за живое», сопоставить разные миры, столкнуть людей разных интересов, заставить думать и сопереживать — всего этого поэт добился. К тому же пьяным он никогда не писал. Поэтому буйные вечера в кабаках не помешали поэту выпустить собрание собственных сочинений в 4 томах.
Его творчество было многогранным, глубоким и образным. Гениальность поэта признавали современники. Даже Маяковский, с которым Есенин всегда вступал в перепалку, отзывался о нем как о прекрасном поэте.
Можно ли простить гениям дурное поведение за прекрасные стихи? Жить с поэтом, быть его возлюбленной, безусловно, было непросто. Но, возможно, если бы в его жизни не было надрыва, страсти, выплеска энергии, у него не получилось бы так тонко и метко рассуждать о человеке и его предназначении.
***
Память о Есенине жива, но его образ для читателя всегда противоречив. Вероятно, наследие в виде «дурной славы» — не то, что хотел бы поэт оставить своим потомкам. Возможно, в этом и заключается наказание поэта. А может быть, это просто «смешная потеря»?