К лету 1667 года жители Тулузы были вне себя от ярости. Причиной стало убийство Прекрасной Провансальки. Так за удивительную красоту называли 32-летнюю маркизу де Ганж. В трагедии ужасало и то, что с женщиной жестоко расправились братья ее мужа.
Маркиза де Ганж, в девичестве Диана де Жоаннис де Шатоблан де Руссан, родилась в 1635 году в богатой авиньонской семье. Ее родители считали себя потомками Святого Людовика в пятнадцатом колене.
Едва юной красавице исполнилось 15, ее выдали замуж за офицера королевских галер Доминика де Кастеллана, маркиза д’Ампюс. Вскоре после свадьбы она появилась при королевском дворе и моментально очаровала всех. Ее прозвали самой прекрасной женщиной юга Франции.
Брак с Домиником де Кастелланом продлился всего 9 месяцев — муж погиб в море при кораблекрушении. Молодая вдова приехала в родной Авиньон и ушла в монастырь. Однако она не совершила постриг, к тому же ее навещали не только мать и свекровь, но и поклонники. Кроме красоты, у маркизы де Кастеллан была и другая притягательная сила — большое состояние, которое должно было вырасти после смерти ее деда. Он был богатейшим человеком в Провансе.
Через несколько месяцев вдове наскучила жизнь в монастыре, она переехала в дом к своему деду. В огромном поместье все было роскошно, поэтому Диана быстро забыла о трауре. И снова девушка получала множество предложений руки и сердца. Одним из претендентов стал губернатор небольшого города Вильнев-лез-Авиньон. Шарль де Виссек де Латюд, маркиз де Ганж, был из знатной семьи.
23-летняя Диана была очарована им и вышла за него замуж в августе 1658 года. Они жили в его губернаторском особняке в Вильневе. Но вскоре маркиза де Ганж увидела мужа с неожиданной стороны. Шарль был патологически ревнив. И даже когда у супругов родились двое детей, его подозрительность никуда не исчезла. Она под любым предлогом уезжала в Париж, чтобы навестить свою маму. Маркиз де Ганж не мог ей запретить эти визиты, но в каждую поездку отправлялся вместе с ней.
Наступил 1667 год. Новогодние праздники закончились, Диане очень не хотелось уезжать от мамы в замок Ганж. Тогда одна из подруг посоветовала ей обратиться к гадалке за советом.
И хотя Диана сначала сомневалась, все же навестила ворожею инкогнито. Та предупредила, что женщина вскоре погибнет от рук ближайших родственников.
«Вам надо обязательно остерегаться железа, огня, яда… Если вы не будете начеку, то не доживете до конца этого года», — прошептала гадалка, а у Дианы побежал мороз по коже от такого предсказания.
Когда она уже собралась уходить, ворожея дала ей флакон с жидкостью и строго-настрого наказала выпить несколько капель, если маркизе станет плохо после еды.
В тот же вечер маркиза де Ганж вернулась домой, где муж встретил ее печальным известием о смерти ее дедушки. На следующий день они отправились в Авиньон, где прошли похороны. Во время поминального ужина гостям на десерт предложили ванильный крем. После угощения Диане стало очень плохо, она чудом вспомнила про флакончик, который ей дала ворожея. Выпив несколько капель, женщина почувствовала, что силы возвращаются к ней. Маркиза де Ганж вспомнила, что ее супруг в тот вечер не ел ванильный крем, потому что якобы не переносил аромат ванили. Утром стало известно, что одна из служанок, которая попробовала этот десерт, отравилась и умерла ночью.
В памяти Дианы всплыли слова гадалки, все становилось на свои места. После смерти деда Диана получала все его наследство. Маркиз де Ганж вдруг стал очень внимателен к ней и ласков. Она поняла, что ему нужны только ее деньги. Настало время для решительных действий. Диана составила завещание, согласно которому все имущество переходило ее маме. А после смерти мадам де Жоаннис состояние получали двое детей Дианы.
В тот же день супруги де Ганж поссорились — маркиз узнал, что его жена составила завещание, в котором он никак не упомянут. Он был обижен тем, что она решила его опозорить.
Вскоре они отправились к матери маркиза де Ганж — у нее гостили их дети. Весь пути Шарль хранил холодное молчание, а Диана уже не могла избавиться от мысли, что он желает ее смерти.
Однако ее настроение улучшилось, когда она увидела своих детей и свекровь. Мать Шарля любила Диану и часто защищала ее перед мужем.
Но радость от встречи испортили два человека — братья маркиза, которых Диана ненавидела. У шевалье Бернара и аббата Анри была дурная репутация. Да и сами они не упускали возможности показать богатой золовке свое фальшивое уважение.
В следующие несколько дней свекровь не раз заводила разговор о том самом завещании, из-за которого ее сын обиделся на невестку. Она уговаривала Диану изменить завещание. Диана была готова к тому, что ее попытаются переубедить, поэтому еще в момент составления первого завещания сделала публичное заявление. Она сказала в присутствии нотариуса и многочисленных свидетелей, что все последующие версии завещания необходимо считать недействительными, даже если на них будет стоять ее подпись.
Диана смягчилась под натиском свекрови и братьев мужа и подписала новое завещание. Ни Шарль, ни его родственники не подозревали, что документ, по которому они баснословно разбогатеют в случае смерти Дианы, не имеет юридической силы.
В замке устроили пышный ужин в честь примирения маркиза и маркизы де Ганж. На следующее утром она спустилась к завтраку в хорошем настроении. За столом не было никого, кроме омерзительных братьев мужа. Оказалось, что Шарль уехал по делам, а свекровь взяла детей и поехала в гости в соседний городок.
Диану охватил страх — она осталась наедине со своими заклятыми врагами. На помощь прислуги рассчитывать не приходилось. Маркиза поела немного фруктов и поднялась к себе в спальню. Она крепко уснула и спала почти до вечера. Женщина проснулась от скрипа дверного замка. В следующую секунду дверь открылась, в комнату вошли братья ее мужа. У аббата в одной руке были пистолет, в другой — стакан с жидкостью. Шевалье достал шпагу. Оба двигались прямо на Диану.
«Пришло время расплатиться за обиду, которую вы нанесли своему супругу. Выбирайте, как хотите умереть — от выстрела, шпаги или яда. Даже если вы ничего не выберете, все равно лишитесь жизни через пару минут», — медленно сказал аббат.
Диана указала на стакан: так у нее был шанс спастись, ведь флакончик с противоядием всегда был при ней.
«Я вас проклинаю! Дайте мне яд. Будьте уверены, что вас ждет расплата за это убийство», — закричала маркиза де Ганж.
Она выпила все содержимое, но на дне остался осадок. Шевалье соскреб его и сделал маленький шарик, а потом заставил женщину проглотить его.
Диана сделала вид, что проглотила шарик с ядом. Она упала на кровать и притворилась, будто у нее начались судороги. На самом деле яд она выплюнула в простыни. Шевалье и аббат торжествовали — через пару минут маркиза умрет. Они вышли из комнаты.
Диана в ту же минуту бросилась к спасительному флакону, но не успела выпить все. Дверь снова открылась, вошел священник, чтобы исповедовать ее. Женщина поняла, что он ей не поможет, поскольку служит семейству де Ганж. Она побежала к окну и прыгнула со второго этажа. Чудом она приземлилась на стог соломы. Женщина побежала к воротам, и именно в ту минуту упала без сил. Вероятно, яд оказался сильнее, чем содержимое флакона. Но Диана боролась за свою жизнь: он кое-как поднялась на ноги и побежала вниз по дороге к жилым домам.
Ее убийцы бежали за ней, маркиза де Ганж пронзительно закричала. Она надеялась, что ее услышат и помогут. Но жители деревни не узнали в ней жену губернатора — она была в рваной ночной рубашке. К тому же они не хотели прогневить родственников маркиза де Ганжа, поэтому никак не остановили их.
И лишь одна женщина отозвалась на крики и впустила Диану к себе. Она помогла ей помыться и уложила спать, чтобы бедняжка пришла в себя. Тем же вечером. к женщине пришел аббат де Ганж. Он притворился, будто волнуется о состоянии пострадавшей. Вместе с ним был мужчина в черном плаще.
Хозяйка дома ничего не заподозрила и оставила их наедине с Дианой. Но через минуту услышала жуткий вопль. Она тут же прибежала к ним в комнату и увидела огромную рану на груди маркизы де Ганж и еще две на спине.
На крики женщины прибежали соседи. Аббат же решил, что надо довести дело до конца — он выстрелил в Диану, но пуля не задела ее. Очевидцы набросились на убийц, но те размахивали шпагами и смогли скрыться.
7 июня 1667 года Диана скончалась на руках у своей матери. Рядом с ней была свекровь, которая чуть не лишилась рассудка от случившегося.
Маркиз де Ганж сначала был арестован, но его причастность к жестокому убийству не удалось доказать. Вдовца изгнали из города. Его братьев заочно приговорили к смертной казни.
Спустя несколько дней маркиз де Ганж был арестован, препровожден в Париж и заключен в Консьержери, однако братьям его удалось бежать. Приговор им был вынесен заочно. Но судьба все равно наказала их по справедливости. Аббат вскоре сошел с ума и скончался, а шевалье попал в плен к берберам, которые растерзали его.
Мама Дианы унаследовала ее состояние и до конца дней с любовью воспитывала внуков.
Маркиз де Ганж спустя много лет вернулся в свой пустой темный замок и жил там затворником почти до ста лет. Он умер в полном одиночестве.