В дореволюционной России Лидия Чарская была настоящей звездой детской литературы. В течение 15 лет, вплоть до 1917 года, писательница сохраняла этот статус за собой. Однако последние годы своей жизни она прожила в нищете, а ее книги были запрещены. Расскажем о непростой судьбе Лидии Чарской.
Начала писать книги из-за безденежья
19 января 1875 года в Санкт-Петербурге в семье поручика лейб-гвардии егерского полка Алексея Воронова родилась дочь Лидия. Ее мать умерла при родах, воспитанием девочки занимались ее тетки.
Отец вскоре женился во второй раз и забрал дочь к себе, но у нее не сложились отношения с его новой супругой. Лида даже пыталась сбежать из дома, но ее отдали в Павловский институт благородных девиц. Она вела дневник, куда записывала свои переживания и мысли о жизни в этом заведении. Именно эти воспоминания помогли ей позднее стать известной писательницей.
В 18 лет Воронова окончила институт и поступила на курсы актерского мастерства. В 1898-м Лидия поступила в труппу Александринского императорского театра. Но за четверть века, которые она служила в нем, у нее были только эпизодические роли. Еще будучи студенткой театрального института, она взяла себе звучный псевдоним Чарская (от слова «чары»).
Когда Чарской было 19 лет, она вышла замуж за Бориса Чурилова. Через два года после свадьбы, в декабре 1896-го, у супругов родился сын Георгий. Когда ему еще не исполнилось и пяти лет, Лидию и Бориса развели.
В то время брак можно было расторгнуть только по нескольким причинам — из-за измены или неспособности исполнять супружеский долг. Почему распалась семья Чарской, неизвестно. Но с 1901 года церковь пожизненно запретила ей вступать в брак, а также назначила епитимью на 7 лет. После развода сын остался с Лидией.
Чарской не хватало денег, которые она получала в театре. Ей в одиночку пришлось заботиться о ребенке, поэтому она начала писать книги. Лидия открыла свои дневники и на их основе сочинила свой первый роман «Записки институтки». Произведение, предназначавшееся девушкам, вышло в свет в 1901 году и моментально принесло славу Лидии Чарской. История и драмы воспитанниц института благородных девиц покорила юных читательниц.
Через два года писательница выпустила предысторию «Княжна Джаваха», а затем продолжение первой книги — «Люда Власовская», «Вторая Нина», «Джаваховское гнездо», «Дели-Акыз».
Маршак и Чуковский высмеивали популярность Чарской
Гимназистки зачитывались произведениями Чарской. Ее популярность была огромной, что подтверждалось в одном из номером журнала «Русская школа» в 1911 году. В 8 женских гимназиях ученицам задали написать сочинение «Любимая книга». Почти все указали какую-либо из книг Чарской. Популярнее ее произведений были только сочинения Александра Пушкина.
За 20 лет Лидия написала 80 повестей, 20 сказок и 200 стихотворений. Но ее поэзия не пользовалась таким спросом, как романы. Другие писатели того времени не могли понять, в чем же феноменальный успех Чарской. У нее было много сторонников и немало критиков.
Наиболее резко о творчестве писательницы отзывался Корней Чуковский. Он не понимал, как можно восхищаться «пустыми» книгами, которые несут ценности буржуазии. В 1912 году он опубликовал разгромную статью о Чарской, высмеивая ее героинь, которые то и дело падают в обмороки или бьются в истериках.
«Она так набила руку на этих обмороках, корчах, конвульсиях, что изготовляет их целыми партиями; судорога — её ремесло, надрыв — её постоянная профессия, и один и тот же ‚ужас‘ она аккуратно фабрикует десятки и сотни раз», — писал Чуковский.
Самуил Маршак тоже был излишне суров по отношению к Чарской и ее книгам. В 1908 году он вел переписку со своей двоюродной сестрой Соней. Та рассказала в письме, как ей нравятся романы Чарской. Писатель быстро нашелся и ответил ее стихотворением:
Милая Соня, Тебя я люблю, Но Чарскую Лиду — Совсем не терплю.
У Лиды, у Чарской Такой есть роман: В семье одной барской Родился болван.
И няньки, и бонны Ходили за ним. Был мальчик он тонный, Лицом — херувим.
Подняв свою полу, Не чистил он нос, И отдан был в школу, Едва лишь подрос.
Врешь, милая Лида, Неслыханно врешь! Он только для вида Всегда был хорош.
Сказали мне детки, Что твой фаворит Дурные отметки От папы таит.
Что он надоеда, Пройдоха, пострел. Не раз без обеда Он в классе сидел.
Заносчив он слишком, Гордится родней, И прочим мальчишкам — Пример он дурной.
Книги Чарской запретили, а она провела остаток жизни в нищете
Но тот же Чуковский все равно был вынужден признать невероятную популярность Чарской. Все изменилось в 1917 году, когда к власти пришли большевики. Книги Чарской повсюду запрещались и изымались, поскольку в них была заложена иная идеология, восхваляющая Российскую империю. Все ее произведения отныне считались бульварной литературой. Но даже будучи под запретом, Лидия еще несколько лет умудрялась писать и публиковать свои сочинения под псевдонимом Н.Иванова.
В 1924 году Чарская лишилась работы в театре. Она в буквальном смысле стала нищей, поскольку больших гонораров ее писательская деятельность не принесла. Лидия все чаще голодала, потому что жить на мизерную пенсию было невозможно. Кстати, пенсии для нее добился Чуковский.
Верные читатели не забывали о любимой писательнице и помогали ей: кто-то присылал деньги, другие — продукты и одежду. Дети, любившие ее книги, приходили и помогали убирать жилье, писал позднее литературовед Виктор Шкловский. Как вспоминали ее современники, в начале 1920-х она очень бедствовала. В ее крохотной квартире были голые стены и минимум мебели. Даже Корней Чуковский, критиковавший ее талант, возмутился положением.
«Ей до сих пор не дают пайка. Это безобразие. Харитон получает, а она, автор 160 романов, не удостоилась», — возмущался писатель в своем дневнике.
И хотя новая власть запретила все произведения Чарской, ее книги все равно умудрялись доставать и передавали из рук в руки. Тот же Маршак был крайне возмущен такой популярностью. На съезде советских писателей в 1934 году он заявил, что «убить Чарскую» (не в буквальном смысле) оказалось почти невыполнимой задачей.
«»Убить» Чарскую, несмотря на её мнимую хрупкость и воздушность, не так-то легко. Ведь она до сих пор продолжает жить в детской среде, хотя и на подпольном положении», — сказал тогда Маршак.
Последние годы жизни Лидия Чарская была слаба здоровьем и жила в одиночестве, но все равно старалась не унывать и никогда не жаловалась на судьбу. Она умерла 18 марта 1937 года в Ленинграде, соседки похоронили ее на Смоленском кладбище. Писательнице было 62 года.
Единственный сын Чарской ушел из жизни на 4 месяца раньше.