Местные жители пытались сорвать съемки с Папановым. История создания «Холодного лета пятьдесят третьего…»

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

Расскажем, как снимался фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…»

К/ф «Холодное лето пятьдесят третьего…» / Мосфильм

33 года назад, в июне 1988 года, в кинотеатрах страны состоялась премьера социальной драмы режиссера Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего…». Главную роль — политссыльного «Копалыча» — в картине сыграл Народный артист СССР Анатолий Папанов. К сожалению, озвучить ее он не успел — в августе 1987 года, когда работа над фильмом еще не завершилась, Анатолий Дмитриевич скончался от сердечного приступа.

В память о артисте мы вспомнили некоторые интересные факты о съемках этого фильма.

«На свободу вышло почти полтора миллиона заключенных»

К/ф «Холодное лето пятьдесят третьего…» / Мосфильм

Осенью 1986 года во 2-е творческое объединение киностудии «Мосфильм» поступил новый сценарий ленинградского сценариста Эдгара Дубровского под названием «Танец поденок» (поденки — мотыльки).

История, придуманная Дубровским, понравилась худсовету, и картина с рабочим названием «Ближняя история» была принята в производство. Режиссером будущей ленты стал Александр Прошкин, два года назад прославившийся киноэпопеей «Михайло Ломоносов».

Внимательно прочитав сценарий, Прошкин решил внести в него некоторые изменения. В частности, он перенес действие из 1955 года в 1953. И вот по какой причине.

Дело в том, что вскоре после смерти Сталина в 1953 году состоялась самая масштабная в истории СССР амнистия. На свободу одновременно вышли почти полтора миллиона (!) заключенных. Причем изначально предполагалось выпустить только определенные категории узников (беременных, женщин с маленькими детьми, лиц младше 18 лет и старше 55 лет). А в действительности на волю сумели просочиться и особо опасные уголовники — рецидивисты, бандиты, убийцы.

В результате в стране произошел невиданный всплеск преступности, в отдельных регионах принявший просто катастрофические размеры. А поскольку по сюжету в картине действует банда из шести уголовников, режиссер и решился сдвинуть временные рамки. Тогда же появилось и новое название —«Холодное лето пятьдесят третьего…».

«Меня эта тема очень волнует»

Анатолий Папанов в к/ф «Холодное лето пятьдесят третьего…» / Мосфильм

На главную роль — осужденного за шпионаж инженера Николая Павловича Скоробогатова («Копалыча») претендовало два актера — Георгий Юматов и Вацлав Дворжецкий. Но уже после первых проб оба кандидата отпали.

Юматов — как сильно пьющий, а потому ненадежный человек. Дворжецкий же, в свое время дважды отбывавший срок, внутренне сопротивлялся возвращению к тюремной тематике и не сумел попасть в образ.

После этого Прошкину порекомендовали попробовать белорусского актера Геннадия Гарбука (Андрей Ходас в «Белых росах»). Геннадий и вправду хорошо подходил под роль бывшего инженера, волею судьбы угодившего в сталинские лагеря. Но артист посчитал сценарий слишком мрачным и отказался.

Тогда-то и было решено пригласить на роль «Копалыча» знаменитого Анатолия Папанова. К радости съемочной группы Папанов сразу же согласился.

«Меня эта тема очень волнует — я в ней многое могу сказать…», — признался артист.

Позже Анатолий Дмитриевич рассказал, что в юности ему довелось провести несколько суток в Бутырке. На заводе, где Папанов работал литейщиком, кто-то украл детали. А милиция, не разобравшись, «замела» поначалу всю бригаду. Правда, потом все-таки нашли виновного и остальных рабочих выпустили.

Однако, по словам Папанова, он долго еще боялся, что за ним снова могут прийти.

«Ты, часом, не учился… не работал… не сидел…?»

Валерий Приемыхов в к/ф «Холодное лето пятьдесят третьего…» / Мосфильм

На роль второго политссыльного — Сергея Басаргина по кличке «Лузга» Прошкин без проб утвердил Валерия Приемыхова. За несколько месяцев до этого Приемыхов и Прошкин познакомились на отдыхе и с тех пор мечтали поработать вместе.

Интересно, что по первоначальному сценарию Басаргин был ученым-археологом. Но Валерий сразу сказал, что человек такой мирной профессии не сможет сражаться с уголовниками. Поэтому он должен быть офицером.

Режиссер согласился с доводами и роль переписали. Так «Лузга» стал капитаном полковой разведки, а срок он получил за то, что был в плену.

Приемыхов был убежден, что офицер ни при каких условиях не должен терять свою честь и сумел мастерски передать это в роли.

При этом артист настолько вжился в образ, что во время съемок местные жители на полном серьезе принимали его за простого мужика и частенько спрашивали:

 «Ты, часом, не учился… не работал… не сидел…?»

«Наши люди!»

К/ф «Холодное лето пятьдесят третьего…» / Мосфильм

На роли бандитов были утверждены актеры из разных городов. Вора в законе Барона сыграл артист Ленинградского телевидения Владимир Головин. Кстати, ему и до этого и после частенько приходилось перевоплощаться в бандитов и уголовников — «Противостояние» (Лебедев), «20 декабря» (Савинков), «Дежа вю» (Мик Нич), «Марш Турецкого» (Буржуй) и другие.

Роль Михалыча исполнил артист из Таллинна Андрей Дударенко, «Муху» сыграл Александр Завьялов, а Витька — Сергей Власов (оба актеры Ленинградского малого театра). В бандита Крюка перевоплотился артист киевского театра Алексей Колесник — его герой когда-то был военным, а теперь стал самым жестоким членом банды.

Владимир Головин и Алексей Колесник в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…» / Мосфильм

В роли «Шурупа» — шестерки и холуя Барона снялся Виктор Косых — знаменитый Костя Иночкин из «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен» и Данька из «Неуловимых мстителей».

Позже актеры вспоминали, что прямо в гриме ездили обедать в столовую леспромхоза, и когда они входили — очередь моментально рассасывалась.

А уже после выхода «Холодного лета» на экраны некоторым из «бандитов» приходилось выступать перед настоящими заключенными. И за спиной они не раз слышали шепот: «Наши люди!»

«Все были уверены, что я этот одеколон пью»

Виктор Косых в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…» / Мосфильм

По словам Виктора Косых, одной из составляющих образов бандитов были наколки. Конечно их делали артистам не по-настоящему, а рисовали химическим карандашом. Например, у «Шурупа» на груди был изображен орел, несущий обнаженную женщину, а на пальце — кольцо, наполовину закрашенное синим, что обозначало «чушок» — «шестерка».

«Каждый день мне прикладывали это клише, обводили, а вечером выдавали тройной одеколон, которым я должен был все это с груди смывать. Когда мы приезжали в Петрозаводск, я, полулысый, благоухал этим тройным одеколоном. И все были уверены, что я этот одеколон пью, а не использую в качестве растворителя», — вспоминал Косых.

«Какие моторки могли быть в 1953 году?»

К/ф «Холодное лето пятьдесят третьего…» / Мосфильм

Натурные съемки проходили в Карелии, в 180 км от Петрозаводска, в довольно глухой деревне. Располагалась она на полуострове, а потому с трех сторон была окружена водой.

Жителей в деревне было совсем немного — заселенными оказались всего два дома, а все остальные пустовали.

Это как нельзя лучше устраивало киношников — никто из местных не крутился под ногами и не мешал снимать. Правда, однажды все-таки возникла форс-мажорная ситуация.

Произошло это на следующий день после приезда Анатолия Папанова.

«Начинаем снимать и… Ничего не могу понять: куда ни направим камеру, в видоискатель лезут посторонние лодки. Много моторок. И все движутся в нашем направлении», — рассказывал Александр Прошкин.

А какие моторки могли быть в 1953 году? Поэтому киношники изо всех сил принялись отгонять непрошенных гостей — кричали в рупор, стреляли из ракетницы. Бесполезно — моторки одна за другой причалили к берегу. А в каждой лодке — бабка или дед и по нескольку ребятишек. Причем у всех малышей в руках блокноты или тетрадки.

Оказалось, что слух о приезде Папанова дошел до окрестных деревень и детишки приехали на встречу с «дедушкой Волком».

Прошкин был вне себя от того, что съемочный день пропадает зря и собирался дать гостям достойный отпор. Но вмешался Анатолий Папанов, сказав:

«Что вы, что вы! Давайте лучше соберемся как-то вместе!»

Анатолий Папанов в к/ф «Холодное лето пятьдесят третьего…» / Мосфильм

Детей и взрослых рассадили на берегу, и Папанов больше часа с ними общался. И каждому из ребятишек что-то написал в тетрадку, для каждого нашел добрые слова.

«Я наблюдал эту сцену, забыв о дорогой цене сорванного съемочного дня. Видел по лицам этих детишек, что они на всю жизнь запомнят встречу с человеком бесконечно доброго сердца» — рассказывал Прошкин.

«Так хочется пожить по-человечески»

Анатолий Папанов в к/ф «Холодное лето пятьдесят третьего…» / Мосфильм

К сожалению, картина «Холодное лето 53-го» оказалась последней работой Народного артиста СССР Анатолия Папанова.

В начале августа, незадолго до окончания съемок, Папанов отпросился в Москву. В тот год он набрал курс в ГИТИСе и переживал, чтобы его студентам выделили общежитие.

Приехав домой, Анатолий Дмитриевич обнаружил, что горячую воду отключили, но все равно решил принять душ. Ледяная вода спровоцировала сердечный приступ, и артист скончался.

По словам Прошкина, смерть Папанова стала для него огромным потрясением. Он долго не мог избавиться от ощущения, что на Анатолии Дмитриевиче отразилась судьба его героя «Копалыча».

Как дань памяти великому актеру в конец фильма вставили повтор сцены, в которой «Копалыч» говорит:

«Об одном жалею — годы. Так хочется пожить по-человечески. И работать…».

После чего голос Александра Прошкина за кадром сообщает, что это последний кадр и последняя роль актера. Роль Анатолия Папанова была озвучена известным мастером дубляжа актером Игорем Ефимовым.

Образец классического советского вестерна

Валерий Приемыхов и Анатолий Папанов в к/ф «Холодное лето пятьдесят третьего…» / Мосфильм

Фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…» вышел на широкий экран в июне 1988 года. Успех ленты был безоговорочным — ее приняли практически все возрастные категории зрителей.

Уже за первые два месяца проката картину посмотрели 32 миллиона 200 тысяч зрителей (в одной Москве она собрала 2,5 миллиона).

На Всесоюзном кинофестивале, который проходил в том же году в Баку, фильм был удостоен Первой премии, а на фестивале в Хихоне (Испания) он победил в номинации «Лучший сценарий». После этого 24 страны купили фильм для показа.

А в конце лета 1988 года социальная драма «Холодное лето пятьдесят третьего…» представляла советское кино в конгрессе США и была приобретена в фонд библиотеки конгресса как образец классического советского вестерна.

99
2
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook