1. Анна Достоевская
Молоденькая стенографистка Анна Сниткина (кстати, сегодня 11 сентября – ее день рождения) появилась в жизни Достоевского как раз вовремя. Дело было в 1866 году. Срок сдачи романа «Игрок» истекал через 26 дней, а сам текст существовал лишь виде набросков. Согласно контракту, срыв дедлайна грозил писателю утратой прав на все свои произведения в течение ближайших 9 лет.
Юная помощница буквально спасла литератора – благодаря Анне издатель получил роман вовремя. А спустя неделю после окончания работы над «Игроком» Федор Михайлович сделал девушке предложение.
Будучи супругой писателя, Анна сделала все для того, чтобы обеспечить ему максимально комфортные условия для творчества. Она взяла на себя решения всех финансовых и организационных вопросов – сама общалась с издательствами и типографиями и даже печатала книги за свой счет. Благодаря Анне Достоевский навсегда бросил рулетку и, расплатившись со всеми долгами, приобрел двухэтажный особняк в Старой Руссе.
После кончины писателя остаток своей жизни Анна Достоевская посвятила сохранению наследия великого супруга.
2. Гала Дали
Гала (Елена Дьяконова) и Дали познакомились в 1929 году в испанской деревушке Кадакес. Это была любовь с первого взгляда. Дали поразило строгое, даже надменное лицо «русской девочки», на котором сияли большие карие глаза. От осознания того, что перед ним его единственная настоящая любовь, с художником случилась истерика – он не мог нормально разговаривать, только судорожно смеялся и пританцовывал вокруг Елены.
Семейное положение музы (она тогда была замужем за поэтом Полем Элюаром) не помешало влюбленным быть вместе. После развода в 1932 году Гала и Дали поселились в Париже. Гений творил, а его возлюбленная искала покупателей, организовывала выставки, словом, работала менеджером, не переставая при этом вдохновлять Дали — он постоянно писал ее портреты.
Интимная жизнь супругов поражала обывателей: Гала имела множество любовников, а Сальвадора это, кажется, совсем не волновало.
«Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег», – красуется на одном из полотен художника.
На склоне лет в 1968 году Дали приобрел для своей возлюбленной замок в поселке Пуболь, наведываться в который он мог, только предварительно получив ее письменное разрешение.
3. Милева Марич
Альберт Эйнштейн и Милева Марич познакомились в 1896 году во время учебы на первом курсе Цюрихского политехнического института. Их роман развивался неспешно. Влюбленные официально оформили отношения только в 1903 году.
Историки до сих пор спорят насчет того, какую роль Милева сыграла в становлении гения. Одни считают, что своим успехом в науке Эйнштейн целиком и полностью обязан своей супруге. Согласно этой версии, Марич приложила руку ко всем наиболее значительным работам Эйнштейна, сделав из нерадивого студента-троечника Нобелевского лауреата. Сама она при этом не претендовала на славу великого ученого.
Зато, согласно брачному договору, Эйнштейн обязывался при присуждении ему Нобелевской премии выплатить 100% ее суммы жене. Если ученый принял такие условия контракта, значит, он сам готов был признать научные заслуги Милевы, считают биографы.
Другие полагают, что Милеве не хватило таланта, чтобы стать самостоятельным ученым, а «нобелевский» пункт брачного договора был не более чем джентльменским жестом со стороны Эйнштейна.
Подобной неразберихе поспособствовал и последовавший развод. Супруги разошлись в 1919 году, спустя 5 лет после фактического разрыва отношений. После 1920 года в окружении Эйнштейна было наложено негласное вето на упоминание имени его первой жены.
4. Елена Рерих
Елена Шапошникова познакомилась с будущим супругом Николаем Рерихом в 1899 году в городе Бологое – в то время они с матерью часто бывали в имении княгини Е.В. Путятиной. Юная девушка окончила Мариинскую женскую гимназию в Петербурге и, получив музыкальное образование, готовилась к карьере пианистки. Однако встреча с молодым художником скорректировала планы. Спустя год, несмотря на протесты родственников невесты, влюбленные поженились.
В лице Елены Николай обрел не только заботливую, любящую жену, но и единомышленника. Она занималась переводами и литературным творчеством – ее перу принадлежит несколько философских трудов. В своих произведениях Рерих называл Елену «Ведущей». Однако сама она никогда не стремилась соперничать в славе со знаменитым мужем. Многие ее работы были изданы под псевдонимами.
В эмиграции супруги Рерихи развернули масштабную просветительскую деятельность. Стараниями Елены Ивановны в США были созданы Музей Николая Рериха, Международный художественный центр Corona Mundi, Мастер-Институт Объединенных искусств. Многочисленные общества и творческие клубы, действующие под эгидой этих организаций, стали появляться по всему миру.
5. Женни фон Вестфален
Карл Маркс и Женни фон Вестфален были дружны с раннего детства. Нет ничего удивительного в том, что когда юноше стукнуло 18, он объявил о своем намерении жениться на 22-летней аристократке.
Однако свадьба случилась только спустя 7 лет. В 1843 году у Карла наконец появился стабильный доход – он получил должность редактора с ежегодным жалованьем в 500 талеров. А родители Женни к тому времени потеряли всякую надежду выгодно пристроить свою дочь. В течение всех лет помолвки «самая красивая девушка в Трире» (так назывался родной городок Маркса и Вестфален) отвергала всех женихов.
Вскоре после свадьбы газету, в которой работал Карл, закрыли по политическим причинам. Последовали годы скитаний, постоянная нехватка денег, болезни, смерть детей, голод.
«Женни больна. Моя дочь Женни больна: у меня нет денег ни на врача, ни на лекарства. В течение восьми-десяти дней семья питалась только хлебом и картофелем — диета, не слишком подходящая в условиях здешнего климата. Мы задолжали за квартиру. Счета булочника, зеленщика, молочника, торговца чаем, мясника — все не оплачены», – пишет в одном из писем Карл.
Однако бедствия не пугали Женни. Она переписывала статьи Маркса, собирала архив, встречалась с его соратниками, одалживала деньги.
«Не будет преувеличением, если я скажу, без Женни фон Вестфален Карл Маркс никогда не мог бы стать тем, кем он был», – писала их дочь Элеонора.
Родные неоднократно предлагали Женни вернуться в отчий дом к спокойной жизни в достатке. Никто не осудил бы ее за разрыв с Марксом. Но несмотря на все невзгоды Женни продолжала поддерживать любимого.
6. Клементина Черчилль
Впервые Уинстон и Клементина встретились в 1904 году на балу в Лондоне. Правда, тогда Черчилль так и не решился пригласить юную красавицу на танец. Он лишь сверлил девушку взглядом, заставляя ее краснеть. Другие кавалеры были куда обходительнее.
Харизматичный лидер, непревзойденный оратор в быту был человеком неразговорчивым, скованным, даже неуклюжим. Ухаживать за девушками он не умел, беседовать мог только о политике.
Но судьба подарила Черчиллю второй шанс. В 1908 году молодые люди встретились вновь — и спустя несколько месяцев объявили о помолвке.
Высший свет отнесся к новости скептически: брак продлится не больше полугода, считали знакомые политика. Заместитель министра Черчилль не создан для брака – он курит сигары, разбрасывая повсюду пепел, он пьет виски галлонами и без конца ворчит. Какая женщина такое выдержит? Однако пророчество не сбылось. Супруги Черчилль прожили в любви и верности 57 лет.
«Я женился в сентябре 1908 года и с тех пор жил счастливо», – пишет в своих воспоминаниях политик.
За годы супружества Уинстон и Клементина написали друг другу около 1700 писем, записок, телеграмм и открыток. Эти живые свидетельства любви позже издала их младшая дочь Мэри Соумс. Сборник получил название «Говорят сами за себя».
7. Мерседес Барча
Габриэль Гарсиа Маркес и Мерседес впервые встретились на танцплощадке в колумбийском городке Сукре. Маркесу тогда было 18 лет, он учился на юридическом факультете и пробовал свои силы в литературе.
Тринадцатилетняя Мерседес показалась ему похожей на изящную ласточку, и он сразу же сделал девочке предложение. «Я согласна. Только, если позволите, я сначала окончу школу», – ответила она.
Так начался роман длиною в жизнь. Следующие тринадцать лет стали для Мерседес периодом ожидания: Габо учился, писал рассказы, работал журналистом. За все эти годы влюбленные увиделись лишь несколько раз, однако не переставали переписываться – они отправляли друг другу письма по два-три раза в неделю.
В 1958 году они поженились. Выросшей в богатой семье Мерседес пришлось нелегко – экономить нужно было буквально на всем, за журналистскую работу мужу платили копейки. А вскоре и от этого дохода пришлось отказаться — ради большой литературы: Маркес на полтора года заперся в своем кабинете, чтобы написать «Сто лет одиночества».
«Я заложил машину и отдал деньги Мерседес. Каждый день она так или иначе добывала мне бумагу, сигареты, все, что необходимо за работой. Когда книга была кончена, оказалось, что мы должны мяснику 5000 песо — огромные деньги. По округе пошел слух, что я пишу очень важную книгу, и все лавочники хотели принять участие. Чтобы послать текст издателю, необходимо было 160 песо, а оставалось только 80. Тогда я заложил миксер и фен Мерседес. Узнав об этом, она сказала: «Не хватало только, чтобы роман оказался плохим», – вспоминает Маркес.
После выхода романа к писателю пришла долгожданная слава. Гений никогда не стеснялся признавать, что его литературные успехи – полностью заслуга Мерседес.
Автор: Валентина Гольцберг