Эта тема в Японии долгое время оставалась табуированной темой, о которой не принято было говорить открыто. Но все больше людей, особенно молодежи, выступают за нормальное отношение к этому естественному женскому физиологическому процессу. Иногда внимание привлекается самыми нестандартными способами — от праздника первой менструации до снятия смелого фильма про критические дни.
Наложили табу и ввели «розовый налог» на средства женской гигиены
В японском обществе тема менструации традиционно считается табуированной. Открыто обсуждать естественные женские физиологические процессы там не принято. Девушки могут даже в школу и работу пропускать из-за стыда во время менструального цикла. Такой подход породил множество проблем в жизни японок. В том числе финансового характера.
В Японии существует большой гендерный разрыв в оплате труда — женщины получают лишь 73% от зарплат мужчин. Еще более уязвимы женщины с детьми, в особенности матери-одиночки. Ведь они работают неполный день и получают небольшие пособия. Им приходится тратить деньги в первую очередь на детей и только потом на себя. И пренебрегают они средствами личной женской гигиены, поскольку цены на прокладки с тампонами в Стране восходящего солнца не из дешевых.
В 2019 году правительство Японии повысило налог на гигиенические средства до 10%. Для многих это стало непосильным бременем. К тому же местные чиновники ввели «розовый налог», который увеличивает стоимость прокладок, тампонов и нижнего белья для менструации. Фактически превращая их в предметы роскоши на законодательном уровне. Так низкие доходы в сочетании с высокими ценами на товары женской гигиены спровоцировали феномен «менструальной бедности».
Многие японки вынуждены экономить на прокладках и тампонах, используя небезопасные альтернативы. Это чревато развитием инфекций и осложнений после занесенной заразы. Что до женщин, которые потратились на прокладки, то они также находятся в зоне риска. А все из-за того, что девушки не вовремя меняют средства личной гигиены.
Опрос из 671 японки показал, что позволить себе купить прокладки и тампоны может менее 83% девушек. При этом 37% из них используют средства интимной гигиены сверхэкономично. Они весь день ходят с одной прокладкой, увеличивая впитываемость посредством подкладывания туалетной бумаги.
Еще больше обострила ситуацию с доступностью прокладок и тампоном Пандемия из-за COVID-19. Вынужденный карантин, отсутствие заработка и высокие траты на лекарства, поставили женщин в безвыходное положение.
Вся семья празднует превращение дочери в девушку
Начало менструации — это важное событие в жизни каждой девочки-подростка. Оно знаменует переход от детства к взрослению. Для самой девушки это может быть неловким и пугающим опытом. Ведь тело меняется, появляются новые ощущения. Здесь очень важна поддержка матери, которая должна морально подготовить дочь. Вот только сделать это в Японии довольно сложно. Ведь тема менструации там табуирована.
Процесс перехода девочки в девушку в Стране восходящего солнца отмечают праздничным ужином. В первый день менструации дочери в японских семьях принято готовить блюдо «Сэкихан». Оно состоит из липкого риса и красной фасоли. Так вся семья собираясь за столом узнает о начале новой жизни дочери или сестры. Без слов.
Такой способ кажется интересным для того, чтобы поделиться с семьей важной новостью. Но если брать во вниманием процветающее чувство стыда вокруг физиологического процесса в теле женщины и табуирования темы менструации на государственном уровне, то подобное поведение японцев выглядит странным.
Ломают стереотипы о женской физиологии
В последние годы в Японии предпринимаются шаги, чтобы улучшить отношение к теме женской личной гигиены и преодолению «менструальной бедности». Так, в 2021 году правительство выделило 1,3 млрд иен на помощь женщинам, нуждающимся в гигиенических средствах. А муниципалитеты Японии организовывают бесплатную раздачу прокладок и тампонов.
Деликатную тему женской физиологии обсуждают в социальных сетях, популяризируя вопросы менструального цикла. А работодатели и учебные учреждения все чаще проводят просветительские семинары о менструации. На них поднимаются вопросы о том, как правильно обсуждать эту тему с сотрудницами и ученицами. Такие встречи нередко организовываются крупными корпорациями по производству средств личной гигиены и экологичного женского нижнего белья.
С каждым годом число образовательных мероприятий касаемо менструации растет. Теперь в Японии стараются открыто обсуждать предоставление «менструального отпуска», проводят наглядные опыты с демонстрацией впитываемости салфетками жидкости, освещают как правильно утилизировать средства личной гигиены. По словам организаторов, такие знания помогают мужчинам лучше понимать женщин и задуматься о том, как с ними общаться. А женщинам преодолеть исторически навязанное чувство стыда.
Японцы даже сняли молодежный фильм про «эти дни»
В Японии вышел фильм «Маленькая мисс менструация», основанный на одноименной манге. Его главная героиня — Сейри-тян, антропоморфное воплощение менструации в образе розового сердца с губами. Этот необычный персонаж призван бросить вызов табу, окружающим тему женской физиологии в японском обществе.
В киноленте Сейри-тян «атакует» менструальными болями разных женщин, но также помогает им решать личные проблемы. Картина получила в целом положительные отзывы от японских зрительниц за откровенное изображение сложностей, с которыми многие из них сталкиваются во время критических дней.
Однако образ Сейри-тян вызвал немало споров. Так, ее изображение появилось на специальных значках, которые начали носить продавщицы одного из универмагов Осаки в дни менструации. Это возмутило некоторых посетителей и критиков, посчитавших такой ход вторжением в личную жизнь. Ведь несмотря на активную борьбу в Японии с табуированием темы менструации, там до сих пор негласно считается постыдным и грязным говорить о физиологии женщин.
Жаль, что в стране с таким высоким уровнем образования, развитой медициной и технологическим прогрессом, тема базовой интимной женской гигиены до сих пор была чем-то постыдным. Возможно, выбранный путь просвещения в конечном итоге помог изменить ситуацию к лучшему для всех японских женщин.