На этот раз я обсудила со знакомыми иностранками три фильма «Ирония судьбы или с легким паром», «Москва слезам не верит» и «Служебный роман». Мне стало интересно, как отреагируют на сюжет люди, не выросшие на этих картинах. Насколько будут понятны советские героини чужому зрителю. Обсуждение выдалось интересным, тем более, что и российские зрители с годами стали уже несколько по-другому смотреть на киногероев.
Надя Шевелева из «Иронии судьбы или с легким паром»
Начну с того, что сама концепция фильма оказалась не очень понятна иностранцам. Как объяснить англичанке, что можно перепутать свою квартиру с чьей-то еще, даже в подвыпившем состоянии? А как поймет голландка, что своим ключом можно открыть дверь чужого дома? Даже любители магазина ИКЕА — шведы — удивлены, как может быть абсолютно одинаковая обстановка у двух разных семей.
Интересно, но сюжет озадачил иностранок еще задолго до появления главной героини Нади, о которой я хотела поговорить с ними. В отличии от Ипполита, которого мучил один вопрос — зачем герой Мягкова пошел в баню, мои знакомые, которые посмотрели фильм, удивились другим моментам. Поделюсь основными:
- Почему 36-летний Лукашин живет с мамой?
- Как Галя три года встречается с мужчиной и не живет с ним?
- Зачем взрослый мужчина обсуждает свою женщину и отношения с ней со своей мамой?
Всеми любимый новогодний фильм мы смотрим уже закрытыми глазами, предсказывая каждую последующую фразу. У иностранцев нет эмоциональной привязанности к советскому кино. От того первая же моя знакомая, которая посмотрела «Иронию судьбы…», сразу же сказала, что картина переполнена эйджизмом и дискриминирует женщину по возрасту.
«Главной героине только 34 года, а ее уже рассматривают, как отработанный материал. За своего жениха она замуж собирается только от безысходности. За главного героя она хватается, как за последний шанс», — поделилась со мной своим мнением англичанка, которая, к слову, вышла замуж в 39 и в 41 родила дочку.
Если вспомнить сюжет, то действительно сам Женя говорит Наде: «Тридцать четыре? А семьи все нет. Ну, не получилось. Не повезло. Это бывает».
Еще больше непонимания вызвал образ Лукашина, который за несколько часов стал для Нади романтически привлекательным героем.
«О какой любви может идти речь, когда женщина видит такое поведение мужчины. И она учительница, неглупый человек — а тут незнакомец, который за считанные часы разрушает серьезные отношения, делает двум другим людям очень больно. Наверное, автор хотел снять новогоднюю сказку, потому что трудно поверить в реальность их романа», — высказала свою точку зрения знакомая кореянка.
Основные нарекания я услышала к характеру Жени Лукашина, Надя у большинства вызвала только улыбку. Забавно, что никто не хотел верить в любовь с первого взгляда главных героев. А одна моя приятельница сказала, что, если бы снимали продолжение, то герои обязательно бы разошлись. Как в воду глядела, но о второй части фильма я умолчала.
Катя Тихомирова и ее подруги из «Москва слезам не верит»
В отличии от «Иронии судьбы…» фильм «Москва слезам не верит» не вызвал у иностранок такого глубокого непонимания. Некоторые мои знакомые даже признались, что похожая история могла бы легко произойти и в их странах. Речь шла о перипетиях судьбы Кати — женщины, которую беременной бросил мужчина, но она нашла в себе силы одной воспитать дочь и построить карьеру. Она выросла из наладчицы в директора. Образ главной героини, безусловно, вызвал только уважение у моих собеседниц. А вот ее подруги — другое дело.
Знакомая голландка подняла тему, почему такое важное значение в картине уделено вопросу поиска мужчины.
«Одна из трех подруг на протяжении всего фильма только и делает, что ищет себе мужчину. Причем не любовь, а именно мужа — то хоккеист, то случайный военный из химчистки. То она ищет умников в библиотеке, то вдовцов на кладбище. Почему такая зацикленность на мужчинах? Почему она за все это время ничего не делает для себя?»
Вопрос неустроенной личной жизни главной героини некорректно поднимает и директор клуба, которая откровенно поражена, что Катерина, будучи директором завода, тоже не замужем и сразу же пытается подыскать ей кандидата в супруги.
Но всеобщее порицание у всех знакомых иностранок, кто посмотрел фильм, вызвала фраза главного героя Гоши: «Все и всегда я буду решать сам на том простом основании, что я мужчина».
«Мне сложно представить кого-то из знакомых мне мужчин, кто мог бы так думать. А уж сказать такое вслух — это просто оскорбительно для любой женщины», — уверенно сказала мне приятельница.
Главная героиня, как мы помним, после этого фразы даже извинилась перед героем. А весь разговор вообще начался с того, что Катерина попросила Гошу не вмешиваться в воспитании ее дочери без ее ведома. Сама ситуация и то, как разговаривал герой с любимой женщиной, вызвали недоумение у иностранных зрительниц.
А вот сюжетная линия с якобы мезальянсом между директором завода и слесарем, никак их не удивила.
«Женщина может получать больше мужчины и это также нормально, если мужчина получает больше. Как можно говорить, что это тогда не семья. И интересно, как они собираются дальше строить отношения, если для него это настолько принципиально для героя? Дальше он попросила бы ее уволиться?» — риторически задала вопросы знакомая.
Оля Рыжова из «Служебного романа»
История про некрасавицу, которая под влиянием любви, превращается в красотку, хорошо знакома иностранным зрительницам. Подобный сюжет часто встречается в мировом кинематографе. Служебный роман тоже показан весьма реалистично и абсолютно понятен всем без исключения.
Чтобы не повторяться, я пропущу комментарии знакомых про очередной эйджизм в фильме — «героине только 35 лет, а она уже сама на себе крест поставила». Потому что больше всего вопросов вызвала не Людмила Калугина, а Ольга Рыжова и ее поведение по отношению к своей первой любви Юрию Самохвалову.
«Как можно так унижаться? Ну я понимаю, нахлынули воспоминания, первая любовь, захотелось окунуться в прошлое, но он же ей так откровенно дает понять, чтобы она прекратила свои попытки. Что она хочет вернуть, если он четко показывает своим поведением, что любит жену?» — возмущалась знакомая.
Удивление вызвал тот факт, что Самохвалова принято считать отрицательным персонажем, а его поведение недостойным. Тогда как Рыжова, по задумке авторов, должна вызывать сострадание и симпатию.
«Мужчина несколько раз ей вежливо отказал. Потом невежливо отказал. Она приходила к нему в гости, общалась с женой, теперь явно пытается увести у нее мужа, да еще и свой брак ставит под удар, а плохой герой — он? Странная логика».
«Меня бесят такие женщины! Ради сиюминутного удовольствия она готова разбить две семьи, а от меня режиссер ждет еще и жалости к ней?! Может я чего-то не понимаю, но как замужняя девушка, я осуждаю такое поведение!» — прокомментировала моя приятельница.
В защиту Рыжовой хочется сказать, что сам режиссер Эльдар Рязанов рассказывал: на монтаже было вырезано несколько сцен, которые могли бы объяснить одержимость Ольги Петровны. Не просто так она начала свой напор. Известно, что один из удаленных эпизодов был снят на вечеринке в доме у Самохвалова, где Юрий Григорьевич сам начал ухаживать за Рыжовой, делая ей двусмысленные намеки.
Сложно сказать, что имел в виду автор картины, который осознанно или случайно подчистил фильм так, что у зрителей действительно создается впечатление маниакальной привязанности Рыжовой. В данном случае недоумение иностранных зрительниц легко объяснимо.
Эти рецензии на фильмы показали, что кино все-таки бывает сугубо национальным и иногда его трудно понять человеку из другой культуры. Кроме того, стоит честно признать, что к любимому с детства советскому кинематографу у нас есть эмоциональная привязанность, которая мешает объективно смотреть на поступки героев. Чего не скажешь об иностранных зрителях, которые без сентиментальности оценивают происходящее на экране. Мнения это, конечно, нашего не изменит, но даст возможность посмотреть на происходящее на экране с другого угла.