Наталья Селезнёва: русская Катрин Денёв

Апполинария,
редакция Femmie

Любимица Агнии Барто и один из первых секс-символов советского экрана. Та самая «хорошая девочка Лида» из фильма про Шурика и пани Катарина из «Кабачка «13 стульев». С 6 лет она играет на сцене театра и в кино и до сих пор остается востребованной актрисой. Народная любимица Наталья Селезнёва

1. Маленькая актриса

Наталья Селезнёва родилась в семье известного советского фотографа и художницы. Она росла в интеллигентной и творческой атмосфере – литература, театр, живопись, фотография – всё это окружало актрису с первых дней жизни. Отец часто снимал Наташу на плёнку, поэтому она никогда не боялась камеры. И даже названа девочка была не просто так, но в честь Наташи Ростовой – героини любимого писателя её родителей.

Однако в актёрскую профессию Селезнёва пришла благодаря счастливому случаю. Однажды на улице 6-летнюю Наташу увидел актер Театра Советской Армии Михаил Майоров. Он решил, что девочка может подойти для нового спектакля «30 сребреников».

Селезнёва прошла пробы и легко получила первую главную роль в своей жизни. Она не столько выбрала свою актерскую судьбу, сколько согласилась с ней. «Я шла себе по улице и ела мороженое. Ещё я прыгала через лужи. А где дождь не успел смыть мел, то и через классики, нарисованные на асфальте. И – допрыгалась», – так вспоминает Наталья о начале своей актерской карьеры.

В спектакле «30 сребреников» маленькая Наташа Селезнёва играла целых три года. А потом судьба сделала новый поворот. Однажды телеверсию спектакля увидела знаменитая детская писательница Агния Барто, по сценарию которой как раз начинались съемки фильма «Алёша Птицын вырабатывает характер».

Барто сразу поняла, что вот она – идеальная кандидатка на роль Сашеньки в её картине. Так благодаря ещё одному счастливому случаю 9-летняя Наташа Селезнёва попала в кино.

Роль Сашеньки принесла Селезнёвой первую актёрскую славу. Не говоря уже о знакомстве с главной детской писательницей Советского Союза. После съемок в фильме Наташа ещё несколько лет ездила вместе с Агнией Барто по стране и читала её стихи на творческих вечерах поэтессы. В общем, жила полноценной актёрской жизнью.

Неудивительно, что после такого детского опыта театр и кино – это единственный вариант будущего, который видела для себя Селезнёва. «В школе я училась очень неважно, технические предметы мне вообще не давались. У меня было две мечты: стать продавщицей в галантерейном магазине или пойти в театральный институт и стать профессиональной артисткой», – говорит актриса.

С галантерейным, очевидно, не получилось. На волне первого детского успеха Селезнёва снялась ещё в двух фильмах – «Девочка и крокодил» и «Алёнка», а потом окончила школу и поступила в театральный.

2. Лида

После школы Селезнёва поступила в Театральное училище имени Щукина и продолжила начатую в детстве кинокарьеру. Первой «взрослой» ролью Натальи стала роль студентки Лиды в знаменитой комедии Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Одним из самых напряжённых и комически насыщенных моментов новеллы «Наваждение», в которой и сыграла Наталья, стала сцена раздевания незнакомых друг с другом студента и студентки.

Эротическая подоплёка, возникающая в момент обнажения актрисы, практически сразу же «затирается» смеховым эффектом, вызванным затянувшимся неузнаванием героями друг друга. Но несмотря на то, что эротического в этой сцене совсем немного, показанного было достаточно, чтобы Наталья Селезнёва стала одним из первых секс-символов в СССР.

Актриса в открытом купальнике (причём не на пляже и не стесняющаяся своей наготы) для целомудренного советского экрана в то время была ещё совсем не обычным зрелищем. Тем более, что к выбору купальника создатели фильма подошли чрезвычайно серьёзно. Говорят, что на вопрос костюмеров «Какая разница, во что героиня будет одета?» Гайдай отвечал: «Брижит Бардо в купальнике выглядит талантливее, чем Фаина Раневская!»

Стоит признать – Наталья в купальнике выглядела весьма талантливо. И неудивительно, ведь по признанию актрисы именно её умение раздеться обеспечило ей роль в этом фильме. Вот как она вспоминала о пробах у Гайдая: «Вам в кадре нужно будет раздеться». Я кивнула. «А как у вас с фигурой? Вроде бы не очень…» — «У меня не очень?» — возмутилась я и мгновенно сбросила с себя сарафан. Гайдай довольно улыбнулся. Потом он говорил, что я сделала это легко и раскованно (а по тем временам это было невероятно), но вместе с тем – «целомудренно», именно так, как ему было нужно…».

Свой статус одного из первых секс-символов страны Советов Селезнёва закрепила и следующей ролью в фильме Гайдая, сыграв ветреную и взбалмошную сексуальную красотку, которая бросила своего гениального мужа-изобретателя ради модного режиссера.

3. Гайдай

«Я появилась на съемочной площадке у Гайдая 18-летней студенткой и, конечно, совершенно не понимала тогда, какая это удача, – встреча с таким режиссёром», – вспоминает Селезнёва в одном из своих интервью. Насколько это большая удача, стало ясно уже после премьеры «Операции Ы».

Фильм стал лидером советского проката, в кинотеатре его посмотрели почти 70 млн зрителей. Роль Лиды сделала Селезнёву известной на весь Союз. Впоследствии Наталья ещё дважды снялась у знаменитого режиссера – в картинах «Иван Васильевич меняет профессию» и «Не может быть!»

И если говорить о кинокарьере актрисы, то роли в комедиях Гайдая можно по праву назвать не только самыми популярными, но и наиболее значимыми среди более чем 40 её работ в кино. Для тех, кто не видел Селезнёву в театре, она так и осталась прежде всего актрисой из фильмов про Шурика.

4. Пани Катарина


Но кроме гайдаевских фильмов у народной любви к Селезнёвой была ещё одна веская причина – «Кабачок «13 стульев». Эта юмористическая телепередача шла на советских экранах почти 15 лет – с 1966 по 1980 гг. Селезнёва исполняла роль пани Катарины – молодой красавицы и сердцеедки, модницы, чьи наряды становились предметом зависти зрительниц со всего Советского Союза.

Благодаря этой роли актрисе выпала возможность стать настоящей законодательницей моды, причём с весьма буржуазным оттенком. Сериал ведь был сатирическим, дело происходило в польском кабачке, поэтому героям были свойственны многие пережитки и влияния.

«Есть женщины, они уже не молоды, которые выросли на «Кабачке «13 стульев». Я в нем играла пани Катарину. А они, тогда еще юные, следили за ее нарядами, прической, макияжем, старались после все это воплотить в своей жизни. Они росли, взрослели с героинями «Кабачка «13 стульев», – говорит актриса.

Кстати, именно Селезнёва была первой, кто появился на советском экране в диковинной для того времени мини-юбке, за что сразу же получила выговор от теленачальства. Возможно, после этого её и стали называть «русской Катрин Денёв».

5. Андреев

Селезнёва с ранних лет играла в театре и снималась в кино. Но несмотря на такую включенность в профессию, Наталья признаётся, что в её жизни есть нечто большее, чем актерство. Семья. С мужем Владимиром Андреевым актриса познакомилась в 1968 году на съемках фильма «Калиф-аист». Селезнёва играла заколдованную принцессу, которую превратившийся в аиста калиф освобождает от чар злого волшебника.

В жизни случилось несколько иначе. Начинающая 22-летняя актриса «освободила» от семейных уз популярного состоявшегося 37-летнего актера. «Я мужа обожаю всю жизнь. Всем желаю такого понимания, взаимности, такого плеча. Я не сожалею, что увела его из семьи, потому что он мой. Он судьбой предназначен», – признается Селезнёва. И судя по тому, что артисты уже 48 лет живут вместе, она права.

Ни разница в возрасте, ни тот факт, что Андреев уже был женат, не помешали созданию крепкой семьи. Уже вскоре после начала отношений с Натальей Андреев развёлся с женой и был готов принять на себя всю полноту ответственности за новую семью. «Но Селезнёва в ЗАГС не спешила, чего-то выжидала, хотя ее худенькая фактура быстро увеличивалась. Кажется, она проверяла, как я себя поведу. К тому времени я был довольно известен и в театре, и в кино. И вот за пару месяцев до появления Егора на свет она наконец сказала: «Ну, пора расписываться», – вспоминает актёр.

Во всех своих интервью Селезнёва подчеркивает преданность семье и приверженность семейным ценностям. При этом никакого патриархального фанатизма в словах актрисы нет. На вопрос журналиста «Кто у вас глава семьи?» Селезнёва отвечает: «Конечно я! Муж многое умеет делать своими руками, но не способен решать оргвопросы в сфере быта. Так что организация ремонта квартиры, переговоры с сантехником, доставка мебели из магазина – все это на мне. Наша дача, например, построена по моему личному проекту».

Чуть ли не единственным «серьезным» разногласием в артистической семье Селезневой и Андреева стал футбол. «Болеть за футбол я начала очень дано, еще в юности, как-то само собой сложилось, что мой клуб — «ЦСКА», а муж с детства болеет за «Спартак». Дома футбол не обсуждаем, чтобы не ссориться», – рассказывает актриса.

6. Театр сатиры

Сразу после окончания Щукинского училища Селезнёва стала актрисой Театра сатиры. На его сцене она сыграла множество ролей в спектаклях по произведениям русской классики. Театр сатиры открыл ей двери на телевидение, ведь почти все роли в передаче «Кабачок «13 стульев» играли коллеги Селезнёвой по сцене, они же и приобщили её к съемкам.

В родном театре артистка служит до сих пор. И хотя Селезнёва, несколько кокетничая, говорит, что постепенно переходит «в разряд антиквариата», она до сих пор остаётся востребованной актрисой, которая болеет не только за свою карьеру, но и за общее дело.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook