В 50—60-х годах Лилиана Алешникова была одной из самых снимаемых актрис. Но с приходом перестройки она и ее муж режиссер Яков Сегель покинули кино.
Долгое время об Алешниковой ничего не было слышно. И только в 2008 году об актрисе вдруг вспомнили тележурналисты и заочно сделали о ней скандальную передачу. И сердце актрисы не выдержало— через 10 дней после премьеры программы она умерла.
«Отец был красивым, обаятельным, талантливым»
Родной отец Лилианы Алешниковой, артист Малого театра Петр Березов, ушел из семьи еще до ее рождения. Через время ее мама вышла замуж за главного инженера одного из заводов Лазаря Алешникова, который вырастил и воспитал девочку как собственную дочь.
Свою первую роль в кино Лилиана сыграла еще во время учебы в Театральном училище имени Б. Щукина в картине режиссеров Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Это начиналось так».
Во время съемок фильма у 21-летней Алешниковой и 33-летнего Сегеля начался роман. Как вспоминала впоследствии актриса, Яков ухаживал очень красиво и романтично. Поэтому, когда он через время сделал девушке предложение, она с радостью согласилась. В 1960 году у них родился сын Саша.
«Отец был красивым, обаятельным, талантливым, высоченным мужиком, еще и фронтовиком. Неудивительно, что сердце молоденькой девушки дрогнуло», — вспоминал Александр Алешников, сын актрисы.
Немалую роль сыграло и то, что в 40-х годах Яков Сегель был кумиром всех советских детей. Ведь это именно он сыграл Роберта в первой экранизации знаменитого романа Жюль Верна «Дети капитана Гранта».
Окончив училище, Алешникова получила распределение в Театр имени А. Пушкина. Но прослужила в нем всего год. Во-первых, потому, что для молодой актрисы не нашлось стоящих ролей. А во-вторых (и это было главное) потому, что к тому времени в жизнь Лилианы прочно вошло кино.
Алешникова сразу стала одной из самых снимаемых актрис
После успешного дебюта Алешникова сразу стала одной из самых снимаемых актрис. Один за другим выходят на экраны фильмы с ее участием — «Они были первыми», «Город зажигает огни», «Штрафной удар», «Солнце светит всем».
В последней картине актриса сыграла медсестру Светлану, которая в последние дни войны влюбляется в лейтенанта Савельева, ослепшего в результате тяжелого ранения. Несмотря на то, что у Савельева вспыхивает ответное чувство, Светлана помогает возлюбленному добраться до родного города, где его ждет законная жена.
Партнером Алешниковой по картине «Солнце светит всем» стал известный в 50-60-х годах актер Валентин Зубков.
«Все героини Алешниковой определены глубокой порядочностью и чистотой, составляющих основу народного характера. И кем бы ни была ее героиня — рабочей или красноармейкой, прицепщицей или санинструктором, вагоновожатой или архитектором — внутренняя тема актрисы остается неизменной. Она в негромкой доброте, постоянной настроенности на окружающих, на добро и счастье», — писал об актрисе кинокритик Мирон Черненко.
«Подтянутая, спортивная, с короткой стрижкой — такой она была и в фильмах, и в жизни»
Интересно, что в фильмографии актрисы немало картин на спортивную тематику — «Штрафной удар», «Секундомер», «Цена быстрых секунд». Героиня последней ленты — рекордсменка-конькобежка Софья Крылова. Чтобы как можно достовернее сыграть эту роль, Алешникова научилась бегать на коньках не хуже заправских спортсменов.
По сюжету фильма «Разбудите Мухина» Лилиана и ее партнер Сергей Шакуров должны были скакать на лошадях. Режиссер предлагал взять дублеров, но Алешникова, а вслед за ней и Шакуров сказали, что будут все делать сами. И, действительно, уже через несколько дней лихо «отжигали» на конях по съемочной площадке.
«Подтянутая, спортивная, с короткой стрижкой, немного напоминающая мальчишку — такой мама была и в фильмах, и в жизни. Каталась на водных лыжах, плавала на байдарке, лихо водила машину, причем освоила и спортивное вождение» — рассказывал Александр Алешников, сын актрисы.
«Врач заявил, что зря неслись и пачкали машину»
Кстати, умение Лилианы мастерски водить автомобиль однажды спасло жизнь ее мужу. Это произошло в 1966 году во время работы над картиной «Серая болезнь».
Один из эпизодов снимался за городом вблизи оживленной трассы. В конце дня режиссер Яков Сегель вместе с директором картины пошли вдоль дороги, выбирая натуру. В этот момент из-за поворота на огромной скорости на обочину вылетел грузовик — водитель не справился с управлением. Директор умер на месте, а Сегель едва подавал признаки жизни.
Не дожидаясь приезда скорой (да и как ее вызвать — телефона рядом нет), Алешникова вместе с помощником режиссера дотащила мужа до «Волги» и кое-как запихнула на заднее сидение. А потом вскочила за руль и понеслась к Москве на крейсерской скорости, не обращая внимание на светофоры. За ней погнались гаишники, но сумели настичь только во дворе больницы и сами помогали вытаскивать режиссера из машины, которая внутри вся была красно-бурой от крови.
«Принимавший отца врач заявил, что зря неслись и пачкали машину: человек не жилец. Двадцать два перелома, трещина в основании черепа, смещение позвоночника. Но отец, вопреки всему, выжил. Хотя и провел почти 100 дней в коме», — рассказывал Александр Алешников.
По словам Александра, его шестилетнего, тогда поразило, что мама уехала утром темноволосой, а вернулась совершенно белая.
«Они понимали друг друга с полувзгляда, с полуслова»
Благодаря необыкновенному жизнелюбию и, конечно же, заботам жены, Яков Сегель встал на ноги и снова приступил к работе. А через несколько лет, когда его пригласили выступить перед воинами-десантниками, поставил условие: «Только если дадите прыгнуть с парашютом». И прыгнул.
После двух ранений на фронте, а главное, после страшной аварии, у Сегеля часто случались вспышки гнева. Но Лилиана мужественно переносила крики мужа и никогда не повышала голос в ответ.
«На моей памяти они не признавались друг другу в чувствах. Но понимали друг друга с полувзгляда, с полуслова», — говорил Александр.
Чтобы побольше времени проводить с мужем, Алешникова с середины 60-х снималась только у него, отказывая другим режиссерам.
Самыми яркими их совместными работами стали фильмы «Серая болезнь», «Разбудите Мухина», «Риск — благородное дело», «В одно прекрасное детство», «Инопланетянка».
«Не нахожу с сегодняшними режиссерами общего языка»
К сожалению, с приходом перестройки Яков Сегель, как и многие другие представители его поколения, не смог найти себя в новом кино. И у Алешниковой тоже не стало работы.
Последним фильмом, в котором она появилась, стала «Инопланетянка». Актриса сыграла главную роль — бесчувственной инопланетянки О, прибывшей на Землю. Но приобщение к земным радостям, а главное, любовь изобретателя Блинкова (Владимир Носик) сумели пробудить в ней эмоции и чувства.
Уже в 90-х Алешникову неоднократно приглашали в кино. В том числе и сын Александр, ставший к тому времени оператором. Но актриса отказывалась:
«Не с кем работать. Не потому, что я какая-то особенная, просто не нахожу с сегодняшними режиссерами и актерами общего языка», — говорила она.
«Мама не сдавалась»
Но и уйдя из кино, Алешникова не переставала вести активный образ жизни. С удовольствием вместе с мужем обустраивала дачу, плавала, каталась на моторном катере, ездила на машине.
В мае 1995 года Яков Сегель скончался на 73-м году жизни. Потеряв любимого мужа, Лилиана поначалу впала в депрессию. Но после, по словам сына, встряхнулась, занялась своим здоровьем и продолжала ездить на дачу выращивать цветы.
«Мама не сдавалась. Выглядела она хорошо. Жила одна, с собачкой, ездила на дачу, куда мы ей частенько подбрасывали внука Яшу. Его нянька, правильная немка, следила за распорядком дня и здоровьем всех», — рассказывал Александр.
Изредка Алешникова появлялась в Доме кино на премьере какой-нибудь картины. При этом старалась держаться в стороне и не привлекать к себе внимания. Во-первых, чтобы не подумали, что она ходит, надеясь получить роль. А, во-вторых, потому что, хотела, чтобы зрители запомнили ее молодой и красивой.
«Не могу выйти из дому — они меня обложили»
Но однажды журналисты все-таки заметили Алешникову. И вскоре ей поступило приглашение поучаствовать в передаче Андрея Малахова «Пусть говорят». Лилиана отказалась. Но телевизионщики не сдавались. Когда Александр уехал на съемки, журналисты открыли охоту за актрисой.
«Я был в командировке, когда мать позвонила: «Саша, не могу выйти из дому даже с собакой погулять — они меня обложили», — вспоминал Александр.
«Расстроенная мать мне звонила»
Наконец журналистам удалось снять Алешникову на улице в нужном для них ракурсе. Накануне актриса потянула ногу. Поэтому из дома она вышла с палочкой. Правда, дохромав до машины, Лилиана села за руль и лихо укатила. Но автомобиль за ненадобностью вырезали. И осталась только пожилая женщина с палочкой, еле передвигающая ноги.
Но этого для скандальной передачи было явно недостаточно. И телевизионщики посетили соседку Алешниковой. Причем так хитро задавали вопросы, что женщина толком не поняла, что от нее хотят. А после монтажа, скомпоновав отдельные фразы и слова, получили трогательный рассказ соседки о нищей, одинокой, а главное, пьющей некогда известной актрисе.
Но самое ужасное, что 24 июля 2008 года Алешниковой позвонили и сообщили, что завтра, в день ее рождения, в эфир выйдет программа Малахова о ней — мол, смотрите. И актриса посмотрела.
«После выхода передачи расстроенная мать мне звонила, я утешал, говорил, что скоро вернусь, отвезу ее на дачу. Но не успел…», — говорил сын актрисы.
А 5 августа 2008 года, как раз накануне возвращения Александра, ему позвонила все та же соседка (которая, кстати, дружила с актрисой) и сказала, что Лилиана не открывает дверь и не подходит к телефону, а собака сильно воет.
Войдя в квартиру, Александр нашел мать в постели уже мертвой. 73-летняя актриса умерла от остановки сердца.
«Хотел подать на авторов передачи в суд, друзья и родственники поддерживали, но потом остыл. Думаю, родители меня поняли бы», — говорил Александр.