Не смог пережить потерю жены. Единственная любовь актера Юрия Саранцева и его тяжелый конец

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

В последних проектах артист снимался, сидя в инвалидном кресле, так как совсем уже не мог ходить.

К/ф «Крысы, или Ночная мафия» / Ритон

В советское время Юрий Саранцев считался одним из самых востребованных артистов. Правда, снимался он в основном в эпизодах, поэтому далеко не все сегодняшние зрители могут вспомнить этого актера в лицо. Зато голос Саранцева наверняка слышали многие — ведь за свою жизнь он озвучил более 400 отечественных и зарубежных картин.

Все получилось, как в кино

Юрий Саранцев родился 7 октября 1928 года в селе Большой Мелик Балашовского района Саратовской области. Отец его был военнослужащим, мать вела домашнее хозяйство.

В детстве Юрий был очень слабым — часто болел и резко отставал в физическом развитии от сверстников. Врачи не могли понять, что является причиной, но предполагали, что смена климата может положительно повлиять на здоровье ребенка.

Как раз в это время отец Юрия получил назначение на Дальний Восток и забрал с собой жену и сына. И свершилось чудо — на новом месте мальчик быстро пошел на поправку и окреп. Причем настолько, начал посещать несколько спортивных секций и всерьез подумывал о поступлении в институт физкультуры.

Правда, было у Юрия в школьные годы еще одно увлечение — драматический кружок в местном Дворце пионеров. Но тяга к спорту все-таки оказалась сильнее. Поэтому, закончив школу, Саранцев отправился в Москву подавать документы в Институт физкультуры.

Вместе с Юрием в столицу приехал его одноклассник, лелеявший мечту стать киноартистом. А поскольку экзамены во ВГИК были раньше, товарищ уговорил Саранцева составить ему компанию.

В итоге все получилось прямо как в кино — друг Юрия не прошел по конкурсу, а Саранцев не только поступил, но единственный из всех абитуриентов получил пятерку.

С Людмилой Шагаловой и Лидией Гриценко в к/ф «Верные друзья» / Мосфильм

«Пришел такой смешной, веселый, курносый парень»

Руководители курса Сергей Юткевич и Михаил Ромм не раз отмечали мастерство и талант Юрия Саранцева и прочили ему большое будущее. Неудивительно, что к моменту окончания вуза новоиспеченный артист получил сразу два предложения от лучших театров страны — Московского имени Е. Вахтангова и Ленинградского БДТ.

Но Юрий оба предложения отклонил. К тому моменту юноша уже понял, что театральные подмостки не для него. Потому что в его жизнь прочно вошло кино.

Получив в 1951 году диплом, Юрий Саранцев поступил в Театр-студию киноактера.

«Пришел такой смешной, веселый, курносый парень и сразу с улыбкой, легко и непринужденно включился в работу. Крошечную роль в спектакле? С удовольствием. Эпизод в фильме? Пожалуйста. Дубляж иностранной картины? Тоже могу», — вспоминал коллега Саранцева артист Евгений Тетерин.

К/ф «Доброе утро» / Мосфильм

Талантливого и харизматичного молодого артиста сразу же заприметили режиссеры и начали приглашать в свои картины. И через четыре года за плечами Саранцева уже было 10 фильмов. И хотя роли у него были совсем небольшие, некоторые из них и сегодня хорошо помнят все, кто любит советское кино.

Например, старпома Сережу из лирической комедии «Верные друзья», Гришу Буруна из экранизации романа А. Макаренко «Педагогическая поэма» или молодого лыжника из социальной драмы «Об этом забывать нельзя».

К/ф «Капитаны голубой лагуны» / Ялтинская киностудия

Бдительные соседи доложили в милицию

Кстати, в картине «Об этом забывать нельзя» Саранцев впервые снялся со своей женой — актрисой Верой Петровой.

Вера и Юрий познакомились еще на первом курсе ВГИКа. Между ними сразу же вспыхнули чувства, а через несколько месяцев Саранцев с согласия родителей Веры перебрался из общежития в их квартиру.

Вера Петрова в к/ф «Об этом забывать нельзя» / Киностудия имени М. Горького

Тем не менее со свадьбой влюбленные тянули, решив сыграть ее ближе к получению диплома. Но бдительные соседи заприметили, что у Петровых живет молодой парень без прописки и доложили в милицию. После этого Вере и Юрию ничего не оставалось, как быстро расписаться.

Но, несмотря на скоропалительность женитьбы, Саранцев и Петрова ни разу об этом не пожалели. В любви и согласии они прожили 47 лет, вплоть до смерти Веры Петровны в 2001 году.

В 1962 году у супругов родилась дочка, которую назвали Катей.

«В кино Саранцев сыграл много больших и маленьких ролей»

В 1955 году Юрий Саранцев наконец получил свою первую главную роль. В комедии «Доброе утро» он сыграл экскаваторщика Васю Плотникова. Его герой — веселый и задиристый парень, который привык к славе и почету. И начальство, не замечая успехов других рабочих, постоянно выдвигает Васю в передовики. И только первая любовь помогает парню осознать, что личное тщеславие не должно негативно отражаться на коллективе, в котором он работает.

С Леонидом Быковым и Виктором Мирошниченко в к/ф «В бой идут одни «старики» / Киностудия им. А.П. Довженко

Картина была очень тепло принята зрителями. И через год Саранцева снова пригласили сыграть главного героя. На это раз — в драме «В погоне за славой».

В дальнейшем у артиста будет еще несколько главных ролей — капитан КГБ Виктор Громов в криминальном фильме «Черный бизнес», Иннокентий Степанов в социальной драме «Жизнь прошла мимо», Виктор в мелодраме «Счастье надо беречь», Ильин в военном фильме «Чужое имя».

Но второстепенных и эпизодических ролей в его послужном списке намного больше — ведь всего фильмография Саранцева насчитывает более 150 картин.

Среди наиболее известных фильмов с участием артиста — «Капитаны голубой лагуны», «В бой идут одни «старики», «Крах», «Волны Черного моря», «Дума о Ковпаке», «Женатый холостяк», «Россия молодая», «Тревожный вылет», «Жестокий романс», «Нежность к ревущему зверю», «Ермак» и многие-многие другие.

«В кино Саранцев сыграл много больших и маленьких ролей. Но не повторялся, потому что всегда искал в своих героях многомерность, убедительные причины, диктовавшие им те или иные поступки», — вспоминал Евгений Тетерин.

«Мастерство Саранцева всегда узнается по „почерку»»

Но даже тем зрителям, кто не помнит Саранцева в лицо, отлично знаком его голос. Потому что Юрий долгие годы считался одним из лучших мастеров дубляжа. На его счету озвучивание 440 картин: «Укрощение строптивого», «Дикая Роза», «табор уходит в небо», «Долгая дорога в дюнах», «Театр», Телохранитель», «Невезучие». Этот список можно продолжать и продолжать.

К/ф «Россия молодая» / Киностудия имени М. Горького

Кстати, это именно голосом Юрия Саранцева говорит Остап Бендер-Арчил Гомиашвили в знаменитой гайдаевской комедии «12 стульев».

К/ф «Жестокий романс» / Мосфильм

«Мастерство Саранцева всегда узнается по «почерку». Работал он на дубляже быстро и точно, сразу находит нужную интонацию. Здесь он художник-моменталист. Как это он делает — его секрет», — говорил артист Евгений Тетерин.

В 90-е годы, когда киноиндустрия переживала не самые лучшие времена, а многие артисты оказались попросту «за бортом», дубляж Юрия спас его семью и позволил продержаться «на плаву».

Вера довольствовалась ролью жены и матери

Вера Петрова тоже понемногу снималась в кино, зачастую в тех же картинах, что и супруг. Но ее роли всегда были менее заметными и не такими запоминающимися.

Вера Петрова в к/ф «Морозко» / Киностудия имени М. Горького

В 60-х Петрова снялась в двух фильмах-сказках у Александра Роу: в «Морозко» она сыграла деревенскую красавицу, а в «Варвара краса-длинная коса» — царицу Маланью.

Среди других фильмов с участием жены Саранцева — мелодрама «Это мы не проходили» (учительница истории), киноэпопея «Рожденная революцией» (свидетельница), рязановский «Вокзал для двоих» (посетительница), комедия «Женатый холостяк» (официантка), «Дом на Лесной» (жена Колупаева) и другие.

Вера Петрова в к/ф «Это мы не проходили» / Киностудия имени М. Горького

И хотя кинокарьеру Веры Петровой никак не назовешь успешной, сама актриса не жаловалась на судьбу. «Пальму первенства» в кино она отдавала мужу, а сама довольствовалась ролью жены и матери.

«Отец был известным артистом и мог бы многое сделать»

Екатерина, единственная дочка артистов, сначала хотела пойти по стопам родителей. Но, снявшись еще в 15 лет в картине «На горе стоит гора», поняла, что актерство — не ее призвание. И девушка стала пианисткой. Однако и здесь головокружительной карьеры у нее не получилось, хотя в юности Катя подавала большие надежды.

«Я поступила в Московскую государственную консерваторию. Попала туда без всяких протеже, отец сказал: «Мне никто не помогал поступать во ВГИК, вот и я тебе не буду». Честно признаться, было обидно, он к тому моменту был уже известным артистом и мог бы многое сделать», — рассказывала дочка Саранцева.

С женой, актрисой Верой Петровой в к/ф «Дом на Лесной» / Грузия-фильм

Саранцев продолжал сниматься несмотря на болезнь

С годами Вера Петровна начала часто болеть — подводили сердце и сосуды. Она часто ложилась в больницу, но лечение не давало особенных результатов. А однажды после очередного приступа врачи предупредили Юрия, что самое страшное может случиться в любой момент.

После этого Саранцев старался не уезжать далеко и надолго на съемки, а каждую свободную минуту проводил рядом с женой. Но Вера чахла день ото дня и в декабре 2001 года ее не стало.

По словам Екатерины, отец очень тяжело переживал уход любимой жены. Кроме того, его самого тоже сильно подводило здоровье. Через год после смерти Веры Петровны у артиста диагностировали болезнь Альцгеймера. Спустя короткое время у него нарушилась координация и появились проблемы с речью.

К/ф «Ермак» / Мосфильм (к/с «Жанр), Uwe Rosenzweig drefa Atelier GmbH

И все-таки, даже несмотря на болезнь, Саранцев продолжал сниматься. В период с 2002 по 2004 он сыграл небольшие роли в 10 картинах — «Семь раз отмерь», «На углу у Патриарших», «Тайный знак-3. Формула счастья», «Ангел на дорогах» и других. В последних проектах артист снимался сидя в инвалидном кресле, так как совсем уже не мог ходить.

К/ф «Тайный знак-3. Формула счастья» / Кинопрограмма «XXI Век»

«Папочка, ты поедешь в хоспис?»

После смерти матери Екатерина вернулась в родительский дом. Но ухаживать за больным отцом ей было некогда, да и средств не хватало. И Екатерина приняла решение поместить Саранцева в хоспис.

«В июле 2005 года я отвезла его туда, перед этим, конечно, спросила: „Папочка, ты поедешь в хоспис?“, он кивнул (говорить уже не мог). Отец и сам понимал, что ему под присмотром врачей будет лучше», — вспоминает дочь артиста.

По словам Екатерины, она каждый день приходила к отцу, подолгу сидела у его кровати.

«Отец никогда не просил, чтобы я забрала его домой, и даже не плакал. Слезы были, но только от умиления», — рассказывала Екатерина в одном из интервью.

«Его не стало от тоски по маме»

24 августа 2005 года Екатерина тоже была у отца — рассказала ему о своих делах, попоила водой, забрала из холодильника йогурты. Дело в том, что Саранцеву каждый день на завтрак давали йогурты, но артист оставлял их для дочери — знал, что она их очень любит.

А через час после того, как Екатерина ушла из хосписа, ей позвонили и сказали, что Юрий Саранцев скончался. По официальному заключению — от инсульта.

Но у дочери артиста другая версия:

«Если по правде, его не стало от тоски по маме» — говорит она.

22
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook