Людмила Гурченко — целая эпоха в советском и российском кино. Ее фильмография насчитывает более ста ролей, многие из которых стали культовыми. Колоритная Раиса Захаровна из «Любовь и голуби», невероятная Нина из «Двадцать дней без войны», смелая Вера из «Вокзал для двоих» — в каждом из этих образов открывалась новая грань таланта артистки. Но были и те роли, о которых она мечтала, к которым готовилась, но которые в итоге достались другим. Мы нашли 6 советских фильмов, в которых могла сняться Гурченко, но не получилось. Давайте представим, какими могли бы стать эти картины, если бы в них сыграла неподражаемая Люся.
Надя Шевелева в «Иронии судьбы»: слишком яркая для «снежной королевы»
Казалось бы, кто, как не Гурченко, должен был сыграть главную роль в главном новогоднем фильме страны у «своего» режиссера Эльдара Рязанова? Она пробовалась на роль Нади Шевелевой, причем в паре с неотразимым Андреем Мироновым, с которым у нее уже был блестящий дуэт в «Соломенной шляпке».
Но именно этот дуэт и стал причиной отказа. Рязанов искал для своей героини лирическую, немного отстраненную интонацию, образ «снежной королевы», который бы растопила любовь. А пробы Гурченко и Миронова, по словам режиссера, превратились в «лихой комедийный эстрадный дуэт», который был совершенно «из другой оперы» и не вписывался в его замысел. Их невероятная энергия и склонность к эксцентрике превращали лирическую комедию в искрометный фарс.
Роль досталась польской актрисе Барбаре Брыльской, чья мягкая красота и сдержанность идеально подошли для создания образа интеллигентной и одинокой учительницы.
Но Рязанов все же нашел способ «вписать» любимую актрису в свой шедевр: в одной из сцен Ипполит включает телевизор, а там — Гурченко в фильме «Соломенная шляпка». Такой вот ироничный привет от режиссера.
Анна Петровна в «Неоконченной пьесе для механического пианино»: помешала травма
Эта киноработа могла бы стать одной из жемчужин в короне Гурченко. Никита Михалков видел в роли генеральши Анны Петровны именно ее. У актрисы была та смесь надлома, отчаянной бравады и скрытой трагедии, которая была необходима для сложнейшего образа.
Но в дело вмешалась случайность. На съемках музыкального фильма-сказки «Мама» в 1976 году Гурченко получила травму — сложнейший закрытый перелом ноги со смещением. Врачи сомневались, сможет ли она вообще ходить, не то что танцевать. Актриса была вынуждена отказаться от роли у Михалкова, которая в итоге досталась Антонине Шурановой.
Но сила воли Гурченко оказалась сильнее обстоятельств. Перенеся несколько операций, она не только вернулась в профессию, но и снова вышла на сцену и танцевала, доказывая всем, что для настоящего таланта нет ничего невозможного.
Шурочка Азарова в «Гусарской балладе»: слишком хрупкая для гусара?
Кажется, что Эльдар Рязанов, открывший Гурченко в «Карнавальной ночи», просто обязан был отдать ей роль кавалерист-девицы Шурочки Азаровой. Он и сам видел ее в этом образе и пригласил на пробы одной из первых.
Фильм, посвященный 150-летию Бородинской битвы, требовал особого подхода. Режиссеру нужна была актриса с мальчишеской фигурой и низким голосом, которая в мундире выглядела бы юношей, а в платье была бы неотразима.
Но что-то пошло не так. По воспоминаниям самого Рязанова, Гурченко на пробах была не в своей тарелке: играла вяло, путала текст и выглядела неуверенной, словно ее внутренний огонь погас. Позже выяснилось, что у актрисы был сложный период в жизни, но ее гордость не позволила ей в этом признаться.
Кроме того, режиссера смущала ее «хрупкая, субтильная фигурка», которая, по его мнению, выглядела бы неубедительно в сценах кавалерийских атак и фехтования. В итоге роль, ставшая звездным билетом в большое кино, досталась студентке ГИТИСа Ларисе Голубкиной, чья стать и более «гусарская» фактура показались Рязанову убедительнее.
Говорят, Гурченко долго не могла простить сопернице эту «победу». Кто знает, возможно, с ее эксцентричной манерой игры «Гусарская баллада» получилась бы более озорной и комедийной, а образ Шурочки — менее героическим и более авантюрным.
Наташа Ростова в «Войне и мире»: не толстовская героиня
Амбициозный проект Сергея Бондарчука «Война и мир» стал настоящим вызовом для всего советского кинематографа, а пробы на роль Наташи Ростовой — ярмаркой тщеславия для самых известных актрис страны. Среди них была и Людмила Гурченко, уже состоявшаяся звезда, мечтавшая о глубокой драматической роли.
Однако у режиссера было свое, особое видение. Он искал не знаменитость, а юное, почти неизвестное дарование, «чистый лист», не обремененный шлейфом прошлых ролей. В его представлении, в глазах Наташи должна была быть та самая толстовская чистота и хрупкость.
Гурченко, как и многие другие прославленные актрисы, в эту концепцию не вписывалась. Ее слава работала против нее. Выбор Бондарчука пал на молодую балерину Кировского театра Людмилу Савельеву, что стало полной неожиданностью для всех. Он не ошибся — сегодня ее Наташа Ростова считается одним из лучших воплощений этого образа в кино.
Но сохранились фотопробы Гурченко в роли Наташи, и, глядя на них, можно пофантазировать. Вероятно, ее героиня была бы более земной, страстной, с сильным внутренним стержнем и надломом, но это была бы уже совсем другая история, возможно, менее толстовская, но не менее пронзительная.
Ольга Берггольц в «Дневных звездах»: уступила сопернице
Сыграть сложную, трагическую роль ленинградской поэтессы Ольги Берггольц, «музы блокадного города», было давней мечтой Гурченко. Это была не просто роль, а возможность прикоснуться к священной теме, воплотить на экране образ невероятной силы духа. Она глубоко погрузилась в ее творчество, готовилась к пробам, вживалась в образ.
Но в этом творческом поединке победу одержала другая выдающаяся актриса — Алла Демидова. Судьба часто сводила этих двух прим на съемочной площадке. Интересно, что чаще роли, предназначавшиеся Демидовой, в итоге доставались Гурченко, как это было, например, в фильмах «Старые стены» и «Двадцать дней без войны». Но в случае с «Дневными звездами» все получилось наоборот.
Режиссер Игорь Таланкин сделал выбор в пользу интеллектуальной, сдержанной и аристократичной манеры Демидовой. Она, по его мнению, точнее передавала внутренний мир поэтессы.
Этот эпизод — яркое напоминание о том, насколько непредсказуема и порой иронична актерская судьба, где выбор зависит не только от таланта, но и от совпадения темпераментов актрисы и режиссерского видения.
Надя в драме «Неподсуден»: неудачные пробы
Еще одним из фильмов, в который не попала Гурченко, стал «Неподсуден» (1969) режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. Известно, что актриса пробовалась на главную роль в этой картине, но неудачно. Людмила Максакова оказалась убедительнее в образе Нади.
Несмотря на все упущенные возможности, Людмила Гурченко стала легендой. Ее талант был настолько ярок и многогранен, что она нашла себя в десятках других ролей, которые мы сегодня не можем представить в ином исполнении.