Несыгранная драма Савелия Крамарова. Из-за какой роли он сбежал в США

Анна Багдасарова,
редакция Femmie

Крамаров мечтал о серьезной драматической роли — и у него появился этот шанс.

«Иван Васильевич меняет профессию» / Мосфильм

Косой из «Джентльменов удачи», дьяк Феофан из «Иван Васильевич меняет профессию», Илюха из «Неуловимых мстителей». Конечно, при упоминании этих киноперсонажей в памяти миллионов зрителей моментально всплывает имя и лицо Савелия Крамарова. Этого актера любил весь Союз — за его умение дарить улыбки и смешить до слез. Но мало кто знает, что в на рубеже 1970-х году актер мог кардинально изменить свою судьбу, получив серьезную драматическую роль.

Но одно решение режиссера запустило цепочку событий, которая через 12 лет привела к эмиграции любимого народного артиста.

Дурачок, которого полюбила вся страна

«Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя» / Киностудия им. Довженко

Давайте честно — с первого взгляда Савелий Крамаров совсем не походил на звезду. Невысокий, косоглазый, с детским лицом и совсем не героической внешностью. Киноначальство долго не верило в его потенциал, считая «неподходящим» для главных ролей.

А зрители видели персонажей Крамарова безобидными, искренними, по-детски наивными. В них не было фальши, которой порой грешили «правильные» советские герои. Крамаров играл не маски, а живых людей — пусть и комичных, но настоящих. Когда он появлялся на экране, зрители сразу понимали: вот он, наш человек, такой же простой и понятный.

«Двенадцать стульев» / Мосфильм

Народная любовь к актеру была просто феноменальной. Его узнавали на улицах, просили автографы, цитировали фразы и смеялись до слез. Крамаров стал частью культурного кода страны — тем самым «своим парнем», которого знал каждый от мала до велика.

Но была одна проблема, которая мучила актера всю жизнь. Он ненавидел этот образ обаятельного дурачка. Мечтал о серьезных драматических ролях, хотел показать свой настоящий талант, а не только умение смешить. В душе он был глубоким, интеллигентным человеком, который читал Достоевского и мечтал играть Гамлета. И эта внутренняя драма станет ключом к пониманию всей его трагической судьбы.

От Илюхи до Косого: роли, вошедшие в историю

Вспомним те самые роли, которые сделали Крамарова легендой советского кино. Каждая из них — это маленький шедевр, который до сих пор знают наизусть. Интересно, что актер умел из самых небольших ролей создавать настоящие бриллианты.

«Неуловимые мстители» / Мосфильм

Все началось с «Неуловимых мстителей» в 1966 году. Илюха Верехов с его знаменитой фразой «А вдоль дороги мертвые с косами стоят» — именно этот персонаж впервые показал, на что способен Крамаров. Казалось бы, проходная роль в приключенческом фильме, но актер сумел создать такой яркий образ, что фраза стала крылатой. И мы, зрители, по-прежнему помним ее — и это спустя 60 лет! Простоватый красноармеец с его детской непосредственностью покорил сердца зрителей.

«Джентльмены удачи» / Мосфильм

Пик популярности Савелия пришелся на 1971 год — «Джентльмены удачи». Его персонаж — Косой — стал абсолютным хитом. Фильм посмотрели 65,2 миллиона человек! Представьте — каждый третий житель СССР видел Крамарова в этой роли.

«Во деревня, а! Ну ты даёшь! Кто ж его посадит?! Он же памятник!» — фразу Косого не цитировал только ленивый.

В «Иван Васильевич меняет профессию» Крамарову досталась небольшая, но очень яркая роль. Дьяк Феофан и его «заморская баклажанная икра» стали классикой на десятилетия. Актер создал образ средневекового писаря, который был одновременно смешным и трогательным.

«Иван Васильевич меняет профессию» / Мосфильм

Не забудем и «Большую перемену» 1972 года. Петя Тимохин с его «аттракционом неслыханной щедрости» — еще один штрих к портрету народного любимца. Этот взрослый мужчина с детской душой, который искренне радовался каждой мелочи, западал в душу зрителям.

«Большая перемена» / Мосфильм

Статистика впечатляет: 42 советских фильма, заслуженный артист РСФСР в 1974 году. Казалось бы — полный успех, карьера на высоте. Но именно в этот момент в душе актера назревал серьезный кризис, который изменит всю его жизнь. Крамаров все больше мечтал о серьезных драматических ролях, но режиссеры видели в нем только комика. Он понимал, что стал заложником собственного таланта, и это его мучило.

«Любовь Яровая»: шанс, который не дали использовать

«Любовь Яровая» / Ленфильм

1969 год стал поворотным моментом в жизни Крамарова, хотя мало кто об этом знает. Режиссер Владимир Фетин готовил военную драму «Любовь Яровая» по пьесе Константина Тренева — серьезное кино о гражданской войне, никаких комедий. И вдруг — неожиданно — приглашает на пробы нашего любимого комика.

Роль Пикалова была именно той, о которой так мечтал Крамаров. Сложный драматический персонаж, который переживает внутренний конфликт и моральные терзания. Никаких шуток, никаких «заморских баклажанных икр» — настоящая взрослая драма. Актер увидел в этом предложении свой шанс наконец-то показать, что он умеет не только смешить.

Крамаров готовился к пробам как к последнему бою. Изучал материал, работал над образом, репетировал дома перед зеркалом. Он так хотел доказать всем — и себе в первую очередь — что способен на серьезное искусство. Что за маской комика скрывается настоящий драматический актер. Но актер не знал, какой удар ему предстоит пережить.

Буквально в последний момент Фетин отказался от его кандидатуры и сделал выбор в пользу Михаила Ладыгина. Объяснение было жестоким в своей простоте: «Зрители не смогут воспринимать вас серьезно. Они будут ждать, когда вы начнете смешить». Роль досталась другому актеру, а Крамаров остался с полным разочарованием.

Мобилизованного Пикалова в итоге сыграл Михаил Ладыгин / «Любовь Яровая», Ленфильм

Этот эпизод стал для артиста огромным фиаско. Он понял, что стал заложником собственного успеха. Публика так полюбила его комедийный образ, что больше ничего от него не хотела видеть. А режиссеры просто боялись рисковать и разочаровывать зрителей.

Режиссерский отказ заставил сильно сомневаться в том, что его актерская карьера в СССР сложится так, как он хотел. И именно тогда Крамаров серьезно задумался о том, чтобы покинуть Союз навсегда. Конечно, у артиста были и другие серьезные причины, но невозможность профессиональной реализации стала одним из главных мотивов.

Заложник собственного таланта

В 1972 году, уже будучи известным актером, он поступил в ГИТИС — хотел получить серьезное театральное образование. Представьте: человек, которого знала вся страна, снова садится за студенческую парту.

Мечтал устроиться в театр, играть классику, Чехова, Островского. Но даже там его воспринимали только как комика. Замкнутый круг — режиссеры видели в нем исключительно развлекательный потенциал. Серьезные роли доставались другим, а Крамарову предлагали все те же эпизоды с юмором.

«Афоня» / Мосфильм

Он мог сыграть Петруху в «Белом солнце пустыни», но сам отказался от этой роли. Актер понимал, что это опять будет комедийный персонаж, который только укрепит его нежелательный образ. Правда, позднее он жалел о своем решении.

К концу 1970-х карьера актера стала угасать. Предложений становилось все меньше — советское кино менялось, а Крамаров оставался в той же комедийной нише. Он чувствовал себя пленником золотой клетки, которую сам же и построил. Народный любимец никогда не забывал о той несыгранной роли, которая могла кардинально изменить его амплуа.

Когда американская мечта не сбывается

Когда Крамаров уехал в Америку в 1981 году, он верил, что там-то точно сможет показать свой драматический талант. Голливуд, свобода творчества, новые возможности — казалось, что мечта наконец сбудется. Но реальность оказалась жестокой.

«Москва на Гудзоне» /  Columbia Pictures Corporation

Цифры говорят сами за себя: всего 11 ролей в кино и на телевидении за 14 лет. Сравните с советским периодом — более 60 ролей за 20 лет. В Америке Крамаров из звезды превратился в актера третьего плана. Вместо мечтаний о драматических ролях получал проходные эпизоды.

Главная проблема была в языковом барьере. Сильный русский акцент стал настоящим препятствием для серьезных ролей. Американские кастинг-директора сразу определяли его в категорию «типичный русский» — и все, выбор ролей резко сужался.

«Красная жара» / TriStar Pictures

Посмотрите на его голливудскую фильмографию: агент КГБ в «Москва на Гудзоне», советский космонавт в «2010», русский посол в «Красная жара», водитель в «Танго и Кэш». Опять типаж, опять стереотипы. Только теперь вместо советского дурачка он играл русского чужака.

«Космическая одиссея 2010» / MGM

Особенно тяжелой была роль космонавта в «Космическая одиссея 2010». От актера требовали сделать персонажа карикатурным, типичным «русским медведем». Крамаров сопротивлялся, объясняя режиссерам:

«В СССР космонавтами становятся только образованные люди».

Но его мнение мало кого интересовало.

Горькая ирония судьбы: и в Америке он не смог вырваться из привычного амплуа. Только теперь это было амплуа «русского типажа» вместо «советского комика». Драматические роли так и остались мечтой.

Единственный луч надежды появился в 1995 году, когда Крамарову предложили главную роль в новом фильме. Но было уже слишком поздно — актер ушел из жизни, не успев осуществить свою мечту. Вся жизнь в погоне за серьезным искусством, а в итоге — снова эпизоды и второй план.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook