Косой из «Джентльменов удачи», дьяк Феофан из «Иван Васильевич меняет профессию», Илюха из «Неуловимых мстителей». Конечно, при упоминании этих киноперсонажей в памяти миллионов зрителей моментально всплывает имя и лицо Савелия Крамарова. Этого актера любил весь Союз — за его умение дарить улыбки и смешить до слез. Но мало кто знает, что в на рубеже 1970-х году актер мог кардинально изменить свою судьбу, получив серьезную драматическую роль.
Но одно решение режиссера запустило цепочку событий, которая через 12 лет привела к эмиграции любимого народного артиста.
Дурачок, которого полюбила вся страна
Давайте честно — с первого взгляда Савелий Крамаров совсем не походил на звезду. Невысокий, косоглазый, с детским лицом и совсем не героической внешностью. Киноначальство долго не верило в его потенциал, считая «неподходящим» для главных ролей.
А зрители видели персонажей Крамарова безобидными, искренними, по-детски наивными. В них не было фальши, которой порой грешили «правильные» советские герои. Крамаров играл не маски, а живых людей — пусть и комичных, но настоящих. Когда он появлялся на экране, зрители сразу понимали: вот он, наш человек, такой же простой и понятный.
Народная любовь к актеру была просто феноменальной. Его узнавали на улицах, просили автографы, цитировали фразы и смеялись до слез. Крамаров стал частью культурного кода страны — тем самым «своим парнем», которого знал каждый от мала до велика.
Но была одна проблема, которая мучила актера всю жизнь. Он ненавидел этот образ обаятельного дурачка. Мечтал о серьезных драматических ролях, хотел показать свой настоящий талант, а не только умение смешить. В душе он был глубоким, интеллигентным человеком, который читал Достоевского и мечтал играть Гамлета. И эта внутренняя драма станет ключом к пониманию всей его трагической судьбы.
От Илюхи до Косого: роли, вошедшие в историю
Вспомним те самые роли, которые сделали Крамарова легендой советского кино. Каждая из них — это маленький шедевр, который до сих пор знают наизусть. Интересно, что актер умел из самых небольших ролей создавать настоящие бриллианты.
Все началось с «Неуловимых мстителей» в 1966 году. Илюха Верехов с его знаменитой фразой «А вдоль дороги мертвые с косами стоят» — именно этот персонаж впервые показал, на что способен Крамаров. Казалось бы, проходная роль в приключенческом фильме, но актер сумел создать такой яркий образ, что фраза стала крылатой. И мы, зрители, по-прежнему помним ее — и это спустя 60 лет! Простоватый красноармеец с его детской непосредственностью покорил сердца зрителей.
Пик популярности Савелия пришелся на 1971 год — «Джентльмены удачи». Его персонаж — Косой — стал абсолютным хитом. Фильм посмотрели 65,2 миллиона человек! Представьте — каждый третий житель СССР видел Крамарова в этой роли.
«Во деревня, а! Ну ты даёшь! Кто ж его посадит?! Он же памятник!» — фразу Косого не цитировал только ленивый.
В «Иван Васильевич меняет профессию» Крамарову досталась небольшая, но очень яркая роль. Дьяк Феофан и его «заморская баклажанная икра» стали классикой на десятилетия. Актер создал образ средневекового писаря, который был одновременно смешным и трогательным.
Не забудем и «Большую перемену» 1972 года. Петя Тимохин с его «аттракционом неслыханной щедрости» — еще один штрих к портрету народного любимца. Этот взрослый мужчина с детской душой, который искренне радовался каждой мелочи, западал в душу зрителям.
Статистика впечатляет: 42 советских фильма, заслуженный артист РСФСР в 1974 году. Казалось бы — полный успех, карьера на высоте. Но именно в этот момент в душе актера назревал серьезный кризис, который изменит всю его жизнь. Крамаров все больше мечтал о серьезных драматических ролях, но режиссеры видели в нем только комика. Он понимал, что стал заложником собственного таланта, и это его мучило.
«Любовь Яровая»: шанс, который не дали использовать
1969 год стал поворотным моментом в жизни Крамарова, хотя мало кто об этом знает. Режиссер Владимир Фетин готовил военную драму «Любовь Яровая» по пьесе Константина Тренева — серьезное кино о гражданской войне, никаких комедий. И вдруг — неожиданно — приглашает на пробы нашего любимого комика.
Роль Пикалова была именно той, о которой так мечтал Крамаров. Сложный драматический персонаж, который переживает внутренний конфликт и моральные терзания. Никаких шуток, никаких «заморских баклажанных икр» — настоящая взрослая драма. Актер увидел в этом предложении свой шанс наконец-то показать, что он умеет не только смешить.
Крамаров готовился к пробам как к последнему бою. Изучал материал, работал над образом, репетировал дома перед зеркалом. Он так хотел доказать всем — и себе в первую очередь — что способен на серьезное искусство. Что за маской комика скрывается настоящий драматический актер. Но актер не знал, какой удар ему предстоит пережить.
Буквально в последний момент Фетин отказался от его кандидатуры и сделал выбор в пользу Михаила Ладыгина. Объяснение было жестоким в своей простоте: «Зрители не смогут воспринимать вас серьезно. Они будут ждать, когда вы начнете смешить». Роль досталась другому актеру, а Крамаров остался с полным разочарованием.
Этот эпизод стал для артиста огромным фиаско. Он понял, что стал заложником собственного успеха. Публика так полюбила его комедийный образ, что больше ничего от него не хотела видеть. А режиссеры просто боялись рисковать и разочаровывать зрителей.
Режиссерский отказ заставил сильно сомневаться в том, что его актерская карьера в СССР сложится так, как он хотел. И именно тогда Крамаров серьезно задумался о том, чтобы покинуть Союз навсегда. Конечно, у артиста были и другие серьезные причины, но невозможность профессиональной реализации стала одним из главных мотивов.
Заложник собственного таланта
В 1972 году, уже будучи известным актером, он поступил в ГИТИС — хотел получить серьезное театральное образование. Представьте: человек, которого знала вся страна, снова садится за студенческую парту.
Мечтал устроиться в театр, играть классику, Чехова, Островского. Но даже там его воспринимали только как комика. Замкнутый круг — режиссеры видели в нем исключительно развлекательный потенциал. Серьезные роли доставались другим, а Крамарову предлагали все те же эпизоды с юмором.
Он мог сыграть Петруху в «Белом солнце пустыни», но сам отказался от этой роли. Актер понимал, что это опять будет комедийный персонаж, который только укрепит его нежелательный образ. Правда, позднее он жалел о своем решении.
К концу 1970-х карьера актера стала угасать. Предложений становилось все меньше — советское кино менялось, а Крамаров оставался в той же комедийной нише. Он чувствовал себя пленником золотой клетки, которую сам же и построил. Народный любимец никогда не забывал о той несыгранной роли, которая могла кардинально изменить его амплуа.
Когда американская мечта не сбывается
Когда Крамаров уехал в Америку в 1981 году, он верил, что там-то точно сможет показать свой драматический талант. Голливуд, свобода творчества, новые возможности — казалось, что мечта наконец сбудется. Но реальность оказалась жестокой.
Цифры говорят сами за себя: всего 11 ролей в кино и на телевидении за 14 лет. Сравните с советским периодом — более 60 ролей за 20 лет. В Америке Крамаров из звезды превратился в актера третьего плана. Вместо мечтаний о драматических ролях получал проходные эпизоды.
Главная проблема была в языковом барьере. Сильный русский акцент стал настоящим препятствием для серьезных ролей. Американские кастинг-директора сразу определяли его в категорию «типичный русский» — и все, выбор ролей резко сужался.
Посмотрите на его голливудскую фильмографию: агент КГБ в «Москва на Гудзоне», советский космонавт в «2010», русский посол в «Красная жара», водитель в «Танго и Кэш». Опять типаж, опять стереотипы. Только теперь вместо советского дурачка он играл русского чужака.
Особенно тяжелой была роль космонавта в «Космическая одиссея 2010». От актера требовали сделать персонажа карикатурным, типичным «русским медведем». Крамаров сопротивлялся, объясняя режиссерам:
«В СССР космонавтами становятся только образованные люди».
Но его мнение мало кого интересовало.
Горькая ирония судьбы: и в Америке он не смог вырваться из привычного амплуа. Только теперь это было амплуа «русского типажа» вместо «советского комика». Драматические роли так и остались мечтой.
Единственный луч надежды появился в 1995 году, когда Крамарову предложили главную роль в новом фильме. Но было уже слишком поздно — актер ушел из жизни, не успев осуществить свою мечту. Вся жизнь в погоне за серьезным искусством, а в итоге — снова эпизоды и второй план.