В 1970-е годы наш кинематограф переживал комедийный бум. «Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман» до сих пор часто транслируются по телевидению. Однако за блеском этих киношедевров в тени остались десятки других веселых фильмов. Вот 8 советских комедий 70-х, которые сегодня редко показывают по ТВ.
«Табачный капитан»: Гурченко стреляет глазками, а Вицин сыграл повара-ревнивца
В 1972 году на экраны вышла яркая музыкальная комедия «Табачный капитан», созданная к 300-летнему юбилею Петра Первого. Это забавная история о том, как талант и трудолюбие побеждают привилегии и лень.
По сюжету ленивый боярский сын Антон Свиньин отправляется в Амстердам учиться морскому делу вместе со своим смышленым холопом Иваном. В итоге именно крепостной осваивает науку и становится настоящим капитаном.
В этой кинокартине — созвездие талантливейших актеров советского кино. Владлен Давыдов, Наталья Фатеева, Людмила Гурченко, Георгий Вицин — каждый из них создал незабываемый образ. Интересно, что главного героя Ивана играл оперный певец Евгений Шапин, но озвучивал его знаменитый «Шурик» — Александр Демьяненко.
В фильме есть все, что любит зритель: яркие костюмы, романтическая линия, искрометный юмор. Людмила Гурченко в роли мадам Ниниш особенно органична — с песнями, танцами и фирменной стрельбой глазами. А комический дуэт Георгия Вицина в роли ревнивого повара и Николая Трофимова в образе думного дьяка заставляет смеяться до слез.
«Уходя — уходи»: комедия, которая заставляет задуматься
Вы когда-нибудь ловили себя на мысли, что хотите все бросить и начать жизнь с чистого листа? Комедия «Уходя — уходи» именно об этом. В центре истории — бухгалтер Дмитрий Сулин в блестящем исполнении Виктора Павлова.
Это человек, который из-за своей нерешительности постоянно оказывается в нелепых ситуациях. То жена заставляет его продавать импортные сапоги на работе, то он неожиданно ввязывается в драку в электричке. А еще каждую ночь Сулин видит один и тот же сон: бежит с кружкой доить корову, но его постоянно опережает начальник.
Вокруг Павлова — созвездие таких же любимых актеров: Людмила Гурченко в непривычном образе «блеклой» жены, харизматичный Николай Рыбников в роли начальника, молодая Наталья Гундарева.
Хотя фильм обозначен как комедия, это скорее тонкая психологическая драма с элементами юмора. История о том, как «маленький человек» пытается вырваться из круга собственных страхов и социальных условностей. Особенно интересно наблюдать за трансформацией главного героя: от безвольного подкаблучника до человека, который наконец-то решается жить по-своему.
«Опекун» подарит вам веселое путешествие в 70-е
Это поистине солнечный фильм о двух бездельниках, который оказался в тени известных комедий Гайдая и Рязанова. А ведь в год выхода (1970) картина собрала внушительную аудиторию — 31,8 миллиона зрителей, заняв десятое место в прокате.
Главный герой Миша Короедов в исполнении Александра Збруева — обаятельный тунеядец, который отправляется на юг к официантке Любе (Клара Лучко). Та устраивает его опекуном к хитрой старушке, надеясь перевоспитать бездельника. А он, в свою очередь, надеется получить наследство этой бабушки. Фильм наполнен атмосферой беззаботного южного лета и комичными ситуациями.
А еще «Опекун» — настоящая машина времени в советские 70-е. Здесь можно увидеть быт, интерьеры, одежду той эпохи. Вместе со Збруевым в картине снялся Георгий Вицин, перевоплотившийся в бывшего актера Тебенькова.
Благодаря цифровой реставрации от «Мосфильма» сегодня можно насладиться этой комедией в отличном качестве. И пусть сюжет местами сумбурен, зато он очень легкий, с достойными шутками и удивительно теплой атмосферой.
«Трын-трава»: деревенская история о любовном треугольнике
«Трын-трава» — удивительная трагикомедия 1976 года, которая умудряется быть одновременно и легкой, и глубокой. Режиссер Сергей Никоненко, сыгравший главную роль механизатора Степана, создал историю о том, как непросто живется мужу-труженику с мечтательной женой Лидией (Лидия Федосеева-Шукшина).
В центре сюжета — классический любовный треугольник: Лида грезит среди подсолнухов, а Степан ревнует и скандалит. А тут еще появляется студент-биолог Вадим (Николай Бурляев), который читает стихи и рассказывает о насекомых. Казалось бы, банальная история, но талант актеров превращает ее в нечто особенное. Федосеева-Шукшина и Бурляев создают удивительно достоверный дуэт мечтательницы и интеллигента.
Название фильма отсылает к славянской мифологии. «Трын-трава» считалась волшебным растением, дающим невиданную смелость и силу. И действительно, каждый из героев проявляет особую смелость: Степан — в борьбе за любовь жены, Лидия — в поиске себя, а студент Вадим — в попытке изменить чужую судьбу.
Особый шарм картине придает атмосфера советской деревни 1970-х годов. Здесь можно увидеть и колхозные поля, и сельский клуб, и даже легендарный автомат с газировкой за три копейки.
Фильм собрал более 20 миллионов зрителей, но сегодня его редко показывают. А ведь современному зрителю есть что поискать в этой истории: здесь и вечная тема поиска счастья, и конфликт между мечтой и реальностью, и удивительно тонкий юмор.
Вот почему «Три дня в Москве» смотрится на одном дыхании
«Три дня в Москве» — история о молодом сибирском милиционере Иване Федотове, который приезжает в столицу СССР на трое суток. И за это время он попадает в невероятные приключения.
То его принимают за подозрительного типа, то он знакомится с очаровательной милиционершей Олей, то встречает земляка Германа, мечтающего получить московскую прописку через женитьбу. Некоторые сцены с Германом особенно комичны: он бросает к ногам потенциальных невест «шкуру сибирского медведя». А на самом деле это мех обычного кролика.
А Иван не просто путешествует по столице — он помогает всем, кто в этом нуждается, даже играет роль внука для одинокой бабушки. В общем, комедия смотрится на одном дыхании — скучать не придется. Фильм подкупает своей атмосферой летней столицы 70-х: зрители могут увидеть бассейн «Москва», строящиеся станции метро и другие достопримечательности того времени.
Звездный актерский состав — Семен Морозов, Наталья Варлей, Станислав Садальский — делает каждую сцену особенной. Музыкальное сопровождение фильма стало отдельным хитом. Песню «Одна снежинка — еще не снег» Валентины Толкуновой до сих пор слушают и любят многие.
Несмотря на простоту сюжета, комедия затрагивает вечные темы любви, дружбы и взаимопомощи. А еще он показывает, как случайная встреча может изменить жизнь, а короткое путешествие — стать началом чего-то большого и важного.
Фильм «Пена» высмеивает советскую элиту. Почему он актуален и сегодня
Комедия «Пена» (1979) — история о крупном чиновнике Махонине, который решает купить себе докторскую степень для карьерного продвижения. А потом делает все, чтобы не допустить публикации разоблачающей статьи о торговле диссертациями.
В роли чиновника блистает Анатолий Папанов, а компанию ему составляют звезды первой величины: Лидия Смирнова, Леонид Куравлев, Владимир Басов, Ролан Быков и Лариса Удовиченко.
Удивительно, но эта история про покупку ученых степеней вышла в разгар брежневской эпохи. Возможно, сатирический фильм разрешили снимать благодаря авторитету сценариста Сергея Михалкова.
Современному зрителю будет интересно увидеть быт советской элиты: служебные «Волги», импортные костюмы, дефицитные товары, которые сегодня доступны всем. «Пена» затрагивает темы, которые актуальны и сегодня: коррупция, карьеризм, покупка ученых степеней.
Необычная «Божественная комедия», которую незаслуженно забыли сегодня
«Божественная комедия» — удивительный кукольный спектакль Театра Образцова, премьера которого состоялась в 1961 году, а в 1973 году была записана его телеверсия. Эта постановка — настоящая жемчужина советского театрального искусства, которая сочетает в себе живых актеров в масках и поролоновых кукол.
Что же такого особенного в этом телеспектакле? Перед зрителям Бог и два архангела, скучающие от безделья, решают создать мир. А дальше начинается настоящее веселье. Здесь вам и сотворение Адама и Евы, и грехопадение, и изгнание из рая — и все подано с приличной порцией юмора. Особую прелесть постановке придает блистательная игра Зиновия Гердта, озвучивавшего Адама, и Семена Самодура в роли Создателя.
И хотя комедия затрагивает вечные темы о добре и зле, любви и познании, ее почти не показывают в телеэфире. Времена изменились, а вместе с ними и зрительские вкусы. Однако «Божественная комедия» по-прежнему остается в репертуаре театра Образцова и продолжает радовать публику своим искрометным юмором.
Кстати, спектакль получил признание не только в СССР, но и за рубежом, о чем свидетельствует диплом Международного института театра на III Международном театральном фестивале в Бухаресте в 1965 году.
«Где вы, рыцари?»
Комедия «Где вы, рыцари?» (1971) — это первая режиссерская работа Леонида Быкова на киностудии имени А. Довженко, которая оказалась не такой популярной, как его военные кинокартины.
В центре сюжета — любовный треугольник между талантливым ученым Кресовским, аэроспортсменкой Юлей и музыкантом Женей. Их историю разбавляют ревность и всякие недоразумения вроде эксцентричной дуэли на шпагах.
Леонид Быков не только поставил фильм, но и блестяще сыграл роль «хилого интеллигента» Кресовского. Как отмечали критики, он создал удивительный образ, играя «то в фарсовом, почти балаганном ключе, то с немыслимой, какой-то всамделишной грустью».
Многие фразы из этой комедии претендуют на статус крылатых. Например: «Меня называют вундеркиндом с неразвитой мускулатурой» или «Я не уверен, что уверен, даже наоборот — я уверен, что не уверен».
Современные комедии часто строятся на грубых шутках, поэтому особенно ценно увидеть фильм, где смех вызывают остроумные диалоги и забавные ситуации. А темы любви, ревности и борьбы за счастье актуальны во все времена.