В XVIII–XIX веках балы играли настолько большую роль в жизни дворян, что свой остальной досуг они подчиняли подготовке к этому мероприятию. Многие писатели настолько красиво и изящно описывают балы, что сразу хочется совершить путешествие в прошлое на машине времени. Только такое перемещение точно не обрадовало бы многих из нас. Вот несколько причин, почему сегодня балы 18-19 веков покажутся настоящим испытанием, а не весельем.
Платья шили задолго до бала и наряжались в них несколько часов
Бал считался тем самым случаем, когда нужно было предстать перед обществом во всей красе, показав свой вкус и достаток. Поэтому дамы начинали готовиться к бальному сезону чуть ли не за полгода: нужно было выбрать самый модный фасон платья, найти хорошие ткани, ленты и прочие аксессуары и безупречно сшить его. Моветоном считалось, если дама появится в одном и том же наряде более чем на двух балах. Можно представить себе, какие суммы тратились на наряды, учитывая количество балов в одном сезоне.
Замужние женщины могли появиться в платье любого цвета, а девушки — в нарядах белого цвета или же пастельных тонов. Обязательными были перчатки, веер и маленький букетик.
Собираться на бал начинали за 5-6 часов до назначенного времени. Очень тщательно (и очень туго) шнуровали корсет, затем надевали нижние юбки, кринолины и само платье. Потом дамы долго укладывали волосы и наносили макияж. К тому моменту, когда торжественный образ был завершен, у многих уже не было сил. Вот как описывает подготовку к балу Лев Толстой в своем произведении «Война и мир».
«Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в восемь часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее с самого утра были устремлены на то, чтоб они все: она, мама, Соня — были одеты как нельзя лучше.
Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно старательно, по-бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены.»
Несмотря на строгий бальный дресс-код, мужчинам все равно было проще нарядиться. Для этого мероприятия подходил фрак или смокинг, обязательны белые перчатки. Приглашая даму на танец, кавалер мог получить обоснованный отказ, если у него не было этого аксессуара.
Мужчинам предписывалось надевать ботинки. Военные не имели права явиться на бал в сапогах со шпорами, поскольку они разрывали подол дамского платья. Шпагу следовало отстегнуть и оставить на хранение у швейцара.
Танцевали часами и не имели права отказываться от приглашения
Конечно, главным элементом бала были танцы. Правила предусматривали четкую очередность: полонез, вальс, мазурка, котильон.
В России полонез на балах начали танцевать в последнем десятилетии XVIII века. Сам танец был невероятно долгим по сравнению с современными — он длился около получаса. Все гости должны были участвовать в полонезе. Мазурка считалась кульминацией бала.
«Кавалеры на балах заранее приглашали дам на все танцы. Дамы вместе с веером носили на запястье специальную книжечку, в которую заносили имена кавалеров, пригласивших их на определенный танец», — так описывает бальный этикет Марина Короткова в своей книге «Путешествие в историю русского быта».
Завершался бал котильоном, который длился не менее двух часов. Дамы и кавалеры кружились в этом танце, постоянно меняя партнеров. Танцевала в основном молодёжь. Как правило, дамы переставали выходить на паркет в 30 лет, мужчины — в 35.
Если кто-то отказывался от приглашения на танец, это считалось плохим тоном, как и уныние на лице. Танцующие могли вести светскую беседу во время танца, но дамам не разрешалось громко смеяться или явно показывать симпатию кавалеру.
Как правило, танцы начинались около 8 часов вечера и заканчивались глубоко за полночь. Шутка ли, выдержать такой ритм с улыбкой на лице?
На балах пахло вовсе не розами
Балы всегда проводили в огромном зале, рядом с которыми располагались еще несколько комнат — для ужина, карточных игр и общения. Если мероприятие устраивали летом, то в зале настежь открывали окна для потока свежего воздуха. Хотя спустя пару часов после начала бала это уже не помогало. Если же его проводили зимой, то можно было только посочувствовать гостям.
Самым сильным был запах мастики, которой натирали полы. Его нельзя было выветрить даже в течение нескольких часов. Кроме того, в зале всегда горело множество свечей, которые «съедали» кислород. Стойкий запах стеарина буквально висел в пространстве. Воздух утяжелял в буквальном смысле и аромат дамской пудры, поскольку тогда в нее добавляли сильные «отдушки».
Мужская обувь еще больше усугубляла ситуацию. Военным разрешалось надеть на бал сапоги, которые были сделаны из юфти. Выделанная кожа сильно пахла дегтем. Прибавьте к этому запах пота, который пытались перебить парфюмом. Вся эта симфония ароматов в сочетании с духотой и заставляла дам, затянутых в корсеты, падать в обморок.
Когда бал заканчивался, гостям предстоял обратный путь. Уставшие, они садились в жесткие кареты и ехали в них по необустроенным дорогам. В течение ближайшего месяца полагалось навестить хозяев бала и лично выразить благодарность за устроенный прием.
Конечно, современному человеку бал XVIII–XIX веков вряд ли покажется сплошным развлечением, учитывая описанные нюансы. Но в те времена для аристократов это была превосходная возможность показать себя, посмотреть на других и найти себе достойную пару. Поэтому веселились дамы и кавалеры в прямом смысле до упаду.