Обратная сторона светских приемов. 3 причины, почему вы наверняка отказались бы ехать на бал

Редакция Femmie,
редакция Femmie

Бал считался одним из главнейших событий в жизни дворянства. Но какую цену платили его участники?

Х/ф "Война и мир" / Мосфильм

В XVIII–XIX веках балы играли настолько большую роль в жизни дворян, что свой остальной досуг они подчиняли подготовке к этому мероприятию. Многие писатели настолько красиво и изящно описывают балы, что сразу хочется совершить путешествие в прошлое на машине времени. Только такое перемещение точно не обрадовало бы многих из нас. Вот несколько причин, почему сегодня балы 18-19 веков покажутся настоящим испытанием, а не весельем.

Платья шили задолго до бала и наряжались в них несколько часов

Первый бал Наташи Ростовой. Художник Леонид Пастернак / Википедия

Бал считался тем самым случаем, когда нужно было предстать перед обществом во всей красе, показав свой вкус и достаток. Поэтому дамы начинали готовиться к бальному сезону чуть ли не за полгода: нужно было выбрать самый модный фасон платья, найти хорошие ткани, ленты и прочие аксессуары и безупречно сшить его. Моветоном считалось, если дама появится в одном и том же наряде более чем на двух балах. Можно представить себе, какие суммы тратились на наряды, учитывая количество балов в одном сезоне.

Замужние женщины могли появиться в платье любого цвета, а девушки — в нарядах белого цвета или же пастельных тонов. Обязательными были перчатки, веер и маленький букетик.

Собираться на бал начинали за 5-6 часов до назначенного времени. Очень тщательно (и очень туго) шнуровали корсет, затем надевали нижние юбки, кринолины и само платье. Потом дамы долго укладывали волосы и наносили макияж. К тому моменту, когда торжественный образ был завершен, у многих уже не было сил. Вот как описывает подготовку к балу Лев Толстой в своем произведении «Война и мир».

«Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в восемь часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее с самого утра были устремлены на то, чтоб они все: она, мама, Соня — были одеты как нельзя лучше.

Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно старательно, по-бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены.»

Несмотря на строгий бальный дресс-код, мужчинам все равно было проще нарядиться. Для этого мероприятия подходил фрак или смокинг, обязательны белые перчатки. Приглашая даму на танец, кавалер мог получить обоснованный отказ, если у него не было этого аксессуара.

Мужчинам предписывалось надевать ботинки. Военные не имели права явиться на бал в сапогах со шпорами, поскольку они разрывали подол дамского платья. Шпагу следовало отстегнуть и оставить на хранение у швейцара.

Танцевали часами и не имели права отказываться от приглашения

Х/ф «Война и мир» / Мосфильм

Конечно, главным элементом бала были танцы. Правила предусматривали четкую очередность: полонез, вальс, мазурка, котильон.

В России полонез на балах начали танцевать в последнем десятилетии XVIII века. Сам танец был невероятно долгим по сравнению с современными — он длился около получаса. Все гости должны были участвовать в полонезе. Мазурка считалась кульминацией бала.

«Кавалеры на балах заранее приглашали дам на все танцы. Дамы вместе с веером носили на запястье специальную книжечку, в которую заносили имена кавалеров, пригласивших их на определенный танец», — так описывает бальный этикет Марина Короткова в своей книге «Путешествие в историю русского быта».

Завершался бал котильоном, который длился не менее двух часов. Дамы и кавалеры кружились в этом танце, постоянно меняя партнеров. Танцевала в основном молодёжь. Как правило, дамы переставали выходить на паркет в 30 лет, мужчины — в 35.

«Бал в концернтом зале Зимнего дворца». Художник М.Зичи / Википедия

Если кто-то отказывался от приглашения на танец, это считалось плохим тоном, как и уныние на лице. Танцующие могли вести светскую беседу во время танца, но дамам не разрешалось громко смеяться или явно показывать симпатию кавалеру.

Как правило, танцы начинались около 8 часов вечера и заканчивались глубоко за полночь. Шутка ли, выдержать такой ритм с улыбкой на лице?

На балах пахло вовсе не розами

Балы всегда проводили в огромном зале, рядом с которыми располагались еще несколько комнат — для ужина, карточных игр и общения. Если мероприятие устраивали летом, то в зале настежь открывали окна для потока свежего воздуха. Хотя спустя пару часов после начала бала это уже не помогало. Если же его проводили зимой, то можно было только посочувствовать гостям.

Х/ф «Анна Каренина» / Мосфильм

Самым сильным был запах мастики, которой натирали полы. Его нельзя было выветрить даже в течение нескольких часов. Кроме того, в зале всегда горело множество свечей, которые «съедали» кислород. Стойкий запах стеарина буквально висел в пространстве. Воздух утяжелял в буквальном смысле и аромат дамской пудры, поскольку тогда в нее добавляли сильные «отдушки».

Мужская обувь еще больше усугубляла ситуацию. Военным разрешалось надеть на бал сапоги, которые были сделаны из юфти. Выделанная кожа сильно пахла дегтем. Прибавьте к этому запах пота, который пытались перебить парфюмом. Вся эта симфония ароматов в сочетании с духотой и заставляла дам, затянутых в корсеты, падать в обморок.

Когда бал заканчивался, гостям предстоял обратный путь. Уставшие, они садились в жесткие кареты и ехали в них по необустроенным дорогам. В течение ближайшего месяца полагалось навестить хозяев бала и лично выразить благодарность за устроенный прием.

Конечно, современному человеку бал XVIII–XIX веков вряд ли покажется сплошным развлечением, учитывая описанные нюансы. Но в те времена для аристократов это была превосходная возможность показать себя, посмотреть на других и найти себе достойную пару. Поэтому веселились дамы и кавалеры в прямом смысле до упаду.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook