Если смерть человека не наступила в результате несчастного случая или внезапной болезни — за некоторое время до нее он, как правило, способен понять, что скоро уйдет из жизни.
Об этом понимании очень точно сказала писательница и сценаристка Виктория Токарева:
«Природа задолго готовит человека к смерти. Она делает его всё равнодушнее, потихоньку гасит в нём свет, как служитель театра после спектакля. Сначала гасит свет на сцене, потом в зале, потом в фойе и напоследок в гардеробе».
Разбираемся, что она имела в виду.
Природа задолго готовит человека к смерти
Смерть от старости почти никогда не бывает внезапной: чаще всего близкие еще за несколько лет до трагического события догадываются, что оно скоро наступит. Они понимают это по изменению в поведении человека: в нем как будто гаснет искра жизни, и это сложно с чем-либо перепутать. Люди, чутко относящиеся к своему эмоциональному состоянию, тоже могут предсказать собственную скорую гибель: многие поэты начинали активно писать стихи про смерть незадолго до ухода из жизни.
По сути, каждый прожитый год, месяц и даже день приближают нас к смерти, и, в отличие от молодости, в зрелом возрасте человек хорошо это понимает. «Уже рождаясь, мы находимся в процессе умирания, и в начале присутствует конец», — говорил римский астролог Марк Манилий.
Она делает его всё равнодушнее, потихоньку гасит в нём свет, как служитель театра после спектакля
С возрастом почти никому не удается сохранить энергию молодости. Чем старше человек, тем меньше диапазон эмоций, который он может испытать: он уже многое видел, многое знает, и мало что способно его искренне удивить или впечатлить. С одной стороны, нарощенная «эмоциональная броня» может защитить психику от ударов судьбы, но с другой — радоваться жизни тоже становится сложнее. Пропадает желание заниматься чем-то новым, расширять горизонты, да и старые дела даются с трудом.
К сожалению, такое состояние может настигнуть человека даже очень рано. «Мне 39 лет. В юности не впадала в депрессию, планировала счастливое будущее. Мечтала стать известным парикмахером. На сегодняшний день — два неудачных брака, тяжелые разводы. Сейчас я чувствую себя очень плохо, куча хронических заболеваний, нет сил, апатия ко всему. На работе не клеится. Я не понимаю, что происходит, угасаю день за днем. Нет никакого интереса к жизни. Пропал аппетит. Есть понимание, что жизнь прошла и будущего нет», — жалуется пользовательница tauruss26 на психологическом форуме.
Сначала гасит свет на сцене, потом в зале, потом в фойе и напоследок в гардеробе
Но внутренний свет, о котором говорит Токарева, не выключается внезапно, по щелчку пальцев: он уходит из человека постепенно. Становится меньше энергии, и в какой-то момент он замечает, что его цели становятся приземленнее, а амбиции уменьшаются. На то, чтобы общаться с большим количеством людей, у него уже не хватает сил, и круг общения постепенно сужается до пары самых близких. И наконец, уже перед самой смертью, человек уже ничем не интересуется, мало что способно его тронуть.
Хорошо и емко описал этот процесс Бернард Шоу: «Я слишком стар, чтобы интересоваться кем бы то ни было — даже самим собой».
Конечно, есть люди, которые даже в глубокой старости до последнего вздоха интересуются жизнью и собой, мечтают, развиваются — но их можно буквально пересчитать по пальцам; это невероятно сильные люди. Но, как правило, чем ближе смерть, тем заметнее «гаснут» люди. Может быть, так задумано природой не зря: человеку так проще покидать жизнь без сожалений.