90-летний юбилей Юлии Борисовой 17 марта 2015 года / Фото из ФБ Театра имени Е. Вахтангова
Народная артистка СССР Юлия Борисова за всю свою жизнь снялась всего в трех художественных фильмах. Зато театральных работ у нее — целых 60. И это неудивительно — ведь в своем любимом театре имени Евгения Вахтангова актриса служит уже более 70 лет. Недаром Михаил Ульянов, много лет бывший партнером Борисовой по сцене, говорил: «Таких актрис, как она, принято называть звездами, но Юлия Константиновна не звезда Вахтанговского театра. Она его великая планета».

17 марта 2020 года Юлии Борисовой исполнилось 95 лет. Несмотря на столь солидный возраст, актриса продолжает играть на сцене. А свободное от спектаклей и репетиций время актриса посвящает общению с сыном, внучками и правнуком.

«Я хочу, чтобы ты поступила так, чтобы ни о чем потом не жалеть»

Юность Юлии Борисовой пришлась на военные и послевоенные годы. Она заканчивала школу, когда из эвакуации в Москву вернулся Театр имени Е. Вахтангова. Побывав на нескольких спектаклях, девушка заявила родным, что хочет стать актрисой.

По словам Борисовой, все родственники дружно «стали на дыбы». И только мама девушки сказала:

«Я хочу, чтобы ты поступила так, чтобы ни о чем потом не жалеть».

И вдохновленная мамиными словами, Юлия с первой же попытки поступила в Щукинское училище.

Получив в 1947 году диплом, Юлия Борисова вошла в труппу Театра имени Вахтангова, на сцене которого она дебютировала еще во время учебы. С тех пор вот уже более 70 лет зрители идут в Вахтанговский «на Борисову» и всегда ждут новых спектаклей с ее участием.

1952 — «Два веронца» У. Шекспира — Джулия / Фото из ФБ Театра имени Е. Вахтангова

«От нее нельзя было оторвать глаз»

Как вспоминала впоследствии Юлия Борисова, в Вахтанговском театре всегда царила особая атмосфера. Несмотря на целое созвездие корифеев — Алексеева, Мансурова, Понсова, Бубнов, к молодым и неопытным артистам относились очень внимательно и старались сразу же вводить их во все постановки.

Вот и Борисова практически сразу же получила роли в спектаклях «Заговор обреченных» (Магда), «Много шума из ничего» (Геро), «Макар Дубрава» (Галя), «Два веронца» (Джулия).

Артист Юрий Яковлев, который пришел в театр через несколько лет после Борисовой, рассказывал, как впервые увидел ее на сцене:

«Я посмотрел, думаю: «Господи, какая хорошенькая! Кто же это такая? Вот с такими пухлыми розовыми щеками. Вот с такими лучистыми огромными глазами, которые сверкали на весь зрительный зал, как два прожектора. Ведь от нее просто нельзя было оторвать глаз».

1963 — «Принцесса Турандот» К. Гоцци — Турандот / Фото из ФБ Театра имени Е. Вахтангова

Глядя на игру Борисовой, драматург Алексей Арбузов плакал от восторга

Совсем скоро о молодой, но талантливой актрисе заговорила вся театральная Москва. Чтобы купить билеты на спектакли с участием Борисовой, зрители сутками стояли в очередях. В 50−60-х годах многие советские драматурги писали пьесы специально «под Борисову», а театральные режиссеры добивались права ставить для нее спектакли.

Например, Алексей Арбузов свою, ставшую уже легендой «Иркутскую историю», посвятил именно Юлии Борисовой. А потом, по воспоминаниям артистов театра, приходил на каждый спектакль смотреть, как она играет и, стоя за кулисами, плакал от восторга.

А писатель Леонид Зорин, впервые попав на собственную «Варшавскую мелодию» с Борисовой в роли Гелены, благодарил актрису за то, что она сумела «сделать из простой трагической истории повесть о том, что жизнь прекрасна и удивительна вопреки любым невзгодам».

1965 — «Дион» Л.Г. Зорина — Лолия / Фото из ФБ Театра имени Е. Вахтангова

«Я тебя обнимаю чаще, чем твой муж»

Тем не менее, визитной карточкой Юлии Борисовой в театре Вахтангова стала принцесса Турандот в одноименной постановке по сказке Карло Гоцци. Эту роль она играла на протяжении 20 лет.

В 1971 году Борисова сыграла еще одну знаковую роль — Клеопатру в постановке «Антоний и Клеопатра» по пьесе В. Шекспира. Роль Антония исполнил известный артист Михаил Ульянов.

Интересно, что, хотя на сцене Борисова и Ульянов часто играли вместе, но в обычной жизни оставались только коллегами по театру.

«Одно время мы были с нею почти неразрывной парой, и все любовные коллизии, которые возникали в Театре Вахтангова на сцене — на сцене, подчеркиваю, — играли мы с Юлией Борисовой. Я тут как-то ей сказал, смеясь, что я тебя обнимаю чаще, чем твой муж в молодости» — вспоминал Михаил Ульянов.

С Михаилом Ульяновым в спектакле «Антоний и Клеопатра», 1971 год / Фото из ФБ Театра имени Е. Вахтангова

«Мои театральные работы — и есть ответы на все ваши вопросы»

Все, кто хоть немного знал Юлию Борисову, прекрасно понимали, что в словах Ульянова нет ничего кроме шутки. Потому что за все годы работы в театре актриса ни разу не дала повод для каких-то пересудов и сплетен.

Недаром Борисову называют самой закрытой актрисой. Она никогда не принадлежала к каким-либо театральным группировками и всячески избегала различных околотеатральных посиделок и тусовок.

По словам коллег, в Юлии Борисовой удивительным образом сочетается почти несочетаемое: на сцене — лучистая раскованность, а в жизни — строгий аскетизм.

«В театр я приходила лишь на репетиции и на спектакли. Моего голоса, если это не был спектакль или репетиция, нигде не было слышно… Когда была членом худсовета, мне, естественно, приходилось выступать. Но больше нигде, никогда, ни на одном собрании меня не видели… Я только здоровалась и сидела одна в своей гримерной», — рассказывала Борисова в одном из интервью.

Кстати, что касается общения с журналистами, то Юлия Константиновна всю жизнь делала это крайне неохотно. Поэтому ее интервью за 70 лет можно в полном смысле пересчитать по пальцам.

«Мои театральные работы — это и есть ответы на все ваши вопросы. Больше мне добавить нечего», — говорила актриса.

1967 — «Варшавская мелодия» Л. Г. Зорина — Гелена / Фото из ФБ Театра имени Е. Вахтангова

«Какие бы у тебя не были проблемы, зритель ничего не должен о них знать»

Подробности о своей личной жизни Борисова тоже старалась никогда не афишировать. Хотя, скрыть их от коллег было довольно-таки непросто. Потому что мужа актрисы все прекрасно знали — Исай Спектор работал в Театре Вахтангова директором-распорядителем.

Увидев Юлию в одном из первых ее спектаклей, Спектор был «сражен наповал». Через несколько месяцев они сыграли свадьбу, вскоре после которой на свет появился их сын Саша.

К сожалению, семейное счастье Юлии Борисовой было не слишком долгим. В 1974 году Исай умер и 49-летняя актриса осталась вдовой.

Об удивительной стойкости и мужестве Юлии Борисовой говорит и такой случай. В день смерти мужа, 13 апреля 1974 года, Борисова должна была в очередной раз играть Турандот. Все в театре были уверены, что актриса не придет и готовились вывесить объявление об отмене.

Но Борисова пришла и сыграла спектакль. Причем сыграла настолько блистательно, что зрители трижды вызывали ее «на бис». А в ответ на удивленные взгляды коллег, сказала:

«Исай всегда говорил мне: ты актриса, поэтому ты не имеешь права болеть, если у тебя спектакль. Помни, какие бы у тебя не были проблемы, зритель ничего не должен о них знать».

Борисова говорила, что «вполне может обойтись в жизни и без киноискусства»

Многие кинорежиссеры мечтали заполучить Борисову в свои фильмы. Но Юлия Борисова всю жизнь считала и считает себя исключительно театральной актрисой. Поэтому ее фильмография насчитывает всего три картины.

Первый раз на экране Борисова появилась еще на заре своей карьеры — в 1948 году. В фильме режиссера Александра Птушко «Три встречи» она сыграла роль Оксаны.

К/ф «Три встречи» / Мосфильм

Несмотря на то, что зрителям понравилась молодая актриса, сама Юлия считала свою первую роль неудачной и говорила, что «вполне может обойтись в жизни и без киноискусства».

В 1958 году Иван Пырьев приступил к экранизации романа Федора Достоевского «Идиот» и в роли Настасьи Филипповны видел только Борисову. Но актриса решительно отказалась сниматься. Пришлось Пырьеву сделать «финт конем» (его собственное выражение) и действовать через мужа Борисовой. К счастью, это ему удалось и вот уже более полувека зрители имеют возможность наслаждаться блистательной игрой знаменитой актрисы.

С Юрием Яковлевым в к/ф «Идиот» / Мосфильм

Третьим и последним фильмом, в котором снялась Юлия Борисова, стала картина «Посол Советского Союза, где актриса исполнила роль советского посла в Швеции Елены Кольцовой (прототипом выступала знаменитая дипломат Александра Коллонтай).

К/ф «Посол Советского Союза» / Творческое объединение «Луч» киностудии «Мосфильм»

После небольшого застоя в 2010 в карьере Борисовой начался взлет

И все-таки Борисова время от времени появлялась на экране. Правда, не в полнометражных художественных фильмах, а в театральных спектаклях, которые в 70−80-е годы часто демонстрировались по телевидению. И поклонники актрисы имели возможность насладиться ее игрой в постановках «Иркутская история», «Миллионерша», «Без вины виноватые», «На золотом дне» и многих других.

1993 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Кручинина / Фото из ФБ Театра имени Е. Вахтангова

В конце 90-х в карьере Борисовой случился небольшой застой — несколько лет не было ни одной новой роли. Но в 2010-х, на девятом десятке, снова начался взлет.

2011 — «Пристань» / Фото из ФБ Театра имени Е. Вахтангова

В 2011 году актриса получила роль загадочной Клары Цаханассьян в спектакле «Пристань» по пьесе Фридриха Дюрренматта «Визит дамы».

В 2013 году режиссер Римас Туминас поставил в Театре Вахтангова пушкинского «Евгения Онегина». В этой постановке у Юлии Борисовны небольшая, но интересная роль — «Сон Татьяны».

Интересно, что когда-то в далеких 40-х на вступительных экзаменах в «Щуку» Юлия читала сон Татьяны Лариной.

2013 — «Евгений Онегин» по А. С. Пушкину — «Сон Татьяны» / Фото из ФБ Театра имени Е. Вахтангова

В 2015 году к 90-летию Борисовой был поставлен спектакль «Возьмите зонт, мадам Готье!». Юлия Борисова играет в нем главную роль — Катрин Готье, сбежавшей от приемных детей, которые везли ее в психбольницу. Дело в том, что мадам Готье продала все имущество, доставшееся ей от покойного мужа и вложила деньги в ценные бумаги. Вот за ними и охотятся ее молодые и алчные наследники.

2015 — «Возьмите зонт, мадам Готье!» И. Пло — Мадам Катрин Готье / Фото из ФБ Театра имени Е. Вахтангова

«Надо быть всегда оптимисткой»

17 марта 2020 года Народной артистке Советского Союза Юлии Борисовой исполнилось 95 лет. К сожалению, из-за карантина торжественное чествование актрисы в театре пришлось отменить. Тем не менее, коллеги Борисовой поздравили ее дома и пожелали ей крепкого здоровья и новых ролей в родном театре.

И, зная Борисову, можно не сомневаться, что она еще не раз выйдет на сцену. Ведь, несмотря на более, чем преклонный возраст, актриса находится в хорошей форме.

Когда Юлию Константиновну спрашивают, какой секрет ее молодости, она с улыбкой отвечает:

«А секретов тут никаких и нет! Надо быть всегда оптимисткой, больше двигаться и, конечно, быть нужной людям! Я до сих пор играю в Театре Вахтангова, очень люблю наше молодое поколение актеров, они заряжают меня силой и энергией»

По признанию актрисы, за всю жизнь она ни разу не была в косметическом кабинете и никогда не занималась спортом. Тем не менее, еще в 92 года стоя на каблуках, Борисова легко доставала кончиками пальцев до пола.

Что же касается косметики, то Юлия Константиновна предпочитает дорогие, проверенные временем бренды — «Диор» и «Шанель».

Свободное от репетиций и спектаклей время Юлия Борисова проводит с семьей. Ее сын Александр не пошел по стопам родителей, а работает в МИДе. Есть две взрослые внучки — Мария и Дарья и правнук Саша.

«Мне не скучно в доме. Мне в доме радостно. Но если бы я сейчас моим родным понадобилась, я немедленно ушла бы из театра», — говорит Борисова.

39
2