Одна из версий «Красной Шапочки» была не для детей. Что зашифровано в истории

Редакция Femmie,
редакция Femmie

Историю о девочке и волке итальянцы и французы передавали из уст в уста.

Красеая Шапочка и Серый Волк. Иллюстрация Джесси Уиллкокс Смит / Википедия

Сказке о Красной Шапочке уже семь веков. Страшную историю о девочке и волке рассказывали в Италии и Франции. Говорили, что она возникла не на пустом месте: тогда жителей деревушек вблизи Альп боялись огромного монстра, который был похож на оборотня. Расскажем, чем отличаются версии сказки и какие символы в ней зашифрованы.

Жестокая народная версия

«Красная Шапочка». Картина художника Альберта Анкера / Википедия

«Красная Шапочка» изначально была народной европейской сказкой. Историю о маленькой девочке, которую обманул и съел огромный волк, с охотой передавали из уст в уста в Италии и Франции еще с XIV века. Только в разных странах у девочки лежали разные продукты в корзинке. Например, на севере Италии рассказывали, что главная героиня несла свежую рыбу. В Швейцарии — молодой сыр, на юге Франции — горшок масла и небольшой пирог.

Канва оставалась неизменной: мама отправляет свою маленькую дочь навестить бабушку и отнести ей гостинцы. Поскольку путь идет через лес, родительница запрещает ребенку разговаривать с незнакомцами. Но Красная Шапочка все равно знакомится с волком, который в итоге обгоняет ее, пробирается в дом бабушки и съедает ее, переодевается в ее одежду и ложится в кровать. Притворяясь бабушкой, он приглашает «внучку» в теплую кровать, а потом тоже съедает ее.

«Красная Шапочка» в обработке Шарля Перро и братьев Гримм

Позднее рассказ о Красной Шапочке переработал Шарль Перро, а потом его записали и братья Гримм. В варианте Шарля Перро главная героиня несет бабушке пирог и горшочек масла.

Гравюра Уолтера Крейна / Википедия

Когда она приходит в к ней в дом, то в кровати ее уже поджидает волк. Девочка снимает одежду и ложится к нему в постель, а потом он набрасывается на нее и съедает. Очевидно, что у этой версии взрослый подтекст.

В варианте братьев Гримм Красная Шапочка несет пирожные и бутылку вина, в сцене диалога с волком она указывает на его «большие уши, зубы». Но девочку от гибели спасает лесник. Куда более добрый финал, чем у предыдущего писателя.

Красная Шапочка на иллюстрации Отто Кубеля (1930) / Википедия

В России же сказка о Красной Шапочке впервые появилась еще 1768 году. Тогда Лев Воинов перевел версию Шарля Перро и посвятил свою работу дочери Льва Нарышкина. Но эта версия по своему содержанию была для взрослых. Детское издание вышло почти на 30 лет позднее — в 1795 году.

Интересно, что в первых изданиях сказки на русском языке бабушка и внучка погибали. И лишь в следующих редакциях, которые печатались ближе к 1900 году, финал был счастливым.

Какие символы зашифрованы в сказке

Лес

Часто в авторских и народных сказках герои идут через лес. И чем он гуще и темнее, тем больше страха наводит. То есть лес в этом случае можно считать символом опасности и угрозы для жизни.

Психоаналитик Карл Густав Юнг считал лес символом бессознательного и его опасностей. А Леонард Лютвак, изучавший образы в литературе, полагал, что лес в сказках означает неукрощенное женское желание.

Продукты в корзинке

Как мы помним, в версии сказки братьев Гримм Красная Шапочка несла бабушке пирожные и бутылку вина. По мнению немецкого философа и психоаналитика Эриха Фромма, бутылка в корзине символизировала невинность главной героини.

Красная шапочка

Красная Шапочка встречает волка. Иллюстрация Уолтера Крейна / Википедия

Фольклористы и культурные антропологи рассматривали сам головной убор героини, вернее, его красный цвет, с точки зрения природных циклов. Они считали, что красный капюшон (шапочка) может символизировать яркое солнце, которое в конечном итоге поглощает ужасная ночь (волк), а вариации, в которых она вырезается из живота волка, представляют рассвет.

А еще в разных, в том числе и европейских, культурах молодые девушки надевали головные уборы, чтобы закрыть свои волосы. И раньше, и сейчас женские длинные волосы считаются мощным женским «оружием» для привлечения мужчин.

Перерождение Красной Шапочки

Австрийский психолог и писатель Бруно Беттельхейм тоже внимательно изучал образы в этой народной сказке. В своей книге сцену, когда охотник вспарывает живот волку, он интерпретировал как духовное возрождение девочки. Сначала она по наивности или легкомыслию послушалась волка, но лишь пройдя через испытание (его желудок) и получив спасение, стала новым человеком.

У сказки про Красную Шапочку множество версий. И важно помнить, что это результат народного творчества — историю передавали от человека к человеку. И каждый рассказчик мог добавлять свои детали, чтобы придать больший смысл сюжету.

Но чем больше интерпретаций появляется, тем интереснее перечитывать это произведение и с каждым разом открывать для себя нечто новое.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook