Она могла стать Надей из «Иронии судьбы». Кого не сыграла Алиса Фрейндлих, хотя могла

Анна Багдасарова,
редакция Femmie

В начале карьеры Фрейндлих не получала роли в кино из-за «нефотогеничности».

«Служебный роман», Мосфильм / «Ирония судьбы, или С легким паром!», Мосфильм

Представьте себе параллельную вселенную советского кино, где Алиса Фрейндлих играет Шурочку в «Гусарской балладе», а не Калугину в «Служебном романе». Звучит невероятно? А ведь это вполне могло случиться. За блестящей карьерой нашей любимой актрисы скрывается целая коллекция несостоявшихся ролей — от культовых хитов до забытых проектов. Расскажем про 8 киногероинь, которых могла сыграть Алиса Бруновна, но не получилось.

«Гусарская баллада»: Шурочка, которой не суждено было скакать

«Семейное счастье», Мосфильм / «Гусарская баллада», Мосфильм

1961 год, кастинг на главную роль в будущем хите Рязанова. На пробы приходят Людмила Гурченко, Светлана Немоляева и… Алиса Фрейндлих. Да-да, именно она могла стать той самой Шурочкой Азаровой, которая переодевается гусаром и покоряет сердца зрителей.

Рязанов был в восторге от игры молодой актрисы, но вынес суровый вердикт: «Слишком женственная». Режиссёр честно признался: «Веры в то, что перед нами юноша, не возникало». И добавил с горечью: «Так Фрейндлих не сыграла Шурочку Азарову, а в душе её, я думаю, осталась травма».

Роль досталась Ларисе Голубкиной — и мы получили ту «Гусарскую балладу», которую знаем.

«Ирония судьбы»: новогодняя роль, которая была обещана

«Семейное счастье», Мосфильм / «Ирония судьбы, или С легким паром!», Мосфильм

Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский изначально писали пьесу «Ирония судьбы» с одним условием: главную роль Нади Шевелевой в театре должна играть Алиса Фрейндлих. Представляете? Авторы заранее видели именно её в образе московской учительницы.

Но в театре имени Ленсовета решили иначе. Фрейндлих роль не получила — и когда дело дошло до экранизации, Рязанов оказался в этической ловушке. Как пригласить актрису, которую уже «предали» на театральной сцене? Режиссёр не решился, и культовую Надю сыграла Барбара Брыльска.

Интересно представить альтернативу: Фрейндлих с её глубоким психологизмом против лирической нежности Брыльской. Два совершенно разных прочтения одного образа — и совершенно другой фильм.

«Зигзаг удачи»: роль, написанная с любовью

«Семейное счастье», Мосфильм / «Зигзаг удачи», Мосфильм

В 1968 году сценаристы «Зигзага удачи» создавали роль Алевтины — сборщицы членских взносов — специально для Фрейндлих. Даже характеристику дали говорящую:

«Всю нерастраченную женскую нежность и несостоявшееся материнство она расходовала на общественную работу».

Идеальное попадание в актёрский диапазон Алисы Борисовны, не правда ли? Но жизнь внесла коррективы — актриса ждала ребёнка и не смогла сниматься. Роль блестяще исполнила Валентина Талызина, а мы получили ещё одну историю о том, как материнство может изменить карьеру.

Забавно, что персонаж про «несостоявшееся материнство» не сыграла актриса, которая как раз становилась матерью. Жизнь умеет быть ироничной.

«Чародеи»: как актриса упустила роль Киры Шемаханской

«Семейное счастье», Мосфильм / «Чародеи», Одесская киностудия

После триумфа в «Служебном романе» Алиса Фрейндлих могла закрепить амплуа идеальной начальницы. В 1982 году режиссёр «Чародеев» Константин Бромберг рассматривал её на роль Киры Шемаханской — директора института НУИНУ.

На кастинг пришли три звезды: Фрейндлих, Наталья Гундарева и Маргарита Терехова. Конкуренция нешуточная! Но судьба снова сыграла шутку — Алиса Борисовна была «невероятно занята», что могло сорвать съёмки.

Роль получила Екатерина Васильева, создав незабываемый образ роковой чародейки. А мы остались гадать: как бы Фрейндлих сыграла Шемаханскую? Наверняка совсем по-другому — более психологично, с той фирменной иронией, которая так шла Калугиной.

Проект Тарковского: записка, которая могла изменить всё

«Гусарская баллада»: Шурочка, которой не суждено было скакать 5 Андрей Тарковский / Википедия

1974 год, театр имени Ленсовета, финал спектакля «Варшавская мелодия». В зрительном зале сидит сам Андрей Тарковский — и после финальных аплодисментов передаёт Алисе Бруновне записку. Гений авторского кино предлагает Фрейндлих роль в своём новом фильме.

Спектакль «Варшавская мелодия» / Центральное телевидение

«Госпожа Фрейндлих!» — так начиналась та самая записка. Алиса Борисовна согласилась мгновенно, даже не узнав деталей. Кто бы отказался от работы с Тарковским? Но судьба снова посмеялась — актриса банально не смогла приехать на съёмки.

До сих пор никто не знает, какой именно фильм задумывал режиссёр и какую роль предназначал Фрейндлих. Но представьте: её психологический реализм в кинематографе Тарковского. Это могло стать чем-то невероятным.

«Приключения Буратино»: лиса, которая не обманула Буратино

«Семейное счастье», Мосфильм / «Приключения Буратино», Беларусьфильм

Режиссёр Леонид Нечаев изначально видел в роли лисы Алисы именно… Алису Фрейндлих. Совпадение имён казалось знаком судьбы, да и актриса умела играть хитрых женщин — вспомните хотя бы её поздние роли.

Но получилось иначе. Роль досталась Елене Санаевой, которая создала свой неповторимый образ — кокетливый, немного карикатурный. А мы остались гадать: как бы Фрейндлих сыграла сказочную мошенницу? Кстати, это была бы её первая роль в детском кино. Кто знает, может, открылся бы новый пласт творчества?

Дороти из «Пятой колонны»: слёзы из-за Хемингуэя

В Театре имени Комиссаржевской разыгралась настоящая драма. Фрейндлих мечтала о роли Дороти в пьесе по Эрнесту Хемингуэю «Пятая колонна» — и не получила её. Реакция актрисы была предельно эмоциональной: коллеги вспоминают, что она «рыдала и страшно переживала».

Для Алисы Бруновны это была не просто роль, а возможность прикоснуться к творчеству великого американского писателя. Хемингуэй тогда только входил в советский театральный репертуар, и сыграть его героиню означало быть в авангарде.

След этой неудачи остался в памяти актрисы навсегда. Ещё одна «травма», которая формировала её характер.

Маргарита: «вечная тоска по несостоявшейся роли»

«Моя вечная тоска по несостоявшейся роли связана с булгаковской Маргаритой, которую в былые времена играть было нельзя»

Эти слова Фрейндлих звучат как исповедь. Представляете силу этой мечты? Актриса всю жизнь носила в сердце образ, который не могла воплотить.

Алиса Фрейндлих / Википедия

Когда Фрейндлих была в том возрасте, что подходил Маргарите, роман Булгакова был под запретом. А когда «Мастера и Маргариту» наконец разрешили ставить, актриса уже понимала реальность: «Я понимала, что должна быть красавицей. Не в первую очередь, но и не в последнюю».

Горькое признание женщины, которая всю жизнь боролась с навязанными стандартами. Но именно эта внутренняя драма сделала бы её Маргариту особенной — не классически красивой, но психологически достоверной.

Джульетта: когда педагог не верит в лирику

«Борису Зону никогда даже в голову не приходило, что я могла бы играть Джульетту» — в этих словах Фрейндлих слышатся переживания.

Её институтский педагог с самого начала определил актрисе амплуа: «острохарактерные роли, дети и старухи».

В 20 лет получить характеристику, где про молодых лирических героинь — ни слова. Система образования буквально закрывала перед талантливой девушкой целый пласт ролей. Джульетту она могла играть только в мечтах.

«Город зажигает огни» / Ленфильм

Это была борьба с навязанным амплуа, которая длилась всю карьеру. Каждая яркая роль — маленькая победа над теми, кто не верил в её диапазон. А Джульетта так и осталась в списке «что было бы, если…»

«Она не один раз пробовалась на различные роли, как правило, побеждала своих конкурентов и… не проходила. Нефотогенична — таким бывал заключительный диагноз всех её неудач».

Эти жестокие слова режиссёра Элема Климова объясняют многие несостоявшиеся роли Фрейндлих. Парадокс советского кино: актриса блистала на театральной сцене, но долгие годы не могла пробиться на экран. Система была беспощадна к тем, кто не вписывался в узкие стандарты киношной красоты.

Но именно эта «нефотогеничность» стала её силой. Когда наконец пришло признание, Фрейндлих привнесла в кино то, чего не хватало многим красавицам — психологическую правду и человечность.

Мечты детства: от балета до оперы

Мало кто знает, но до актёрства у Алисы были совсем другие планы. С детства она мечтала стать балериной — «с юности мечтала танцевать», но карьера не сложилась. Потом была идея оперной сцены: при абсолютном слухе и прекрасном меццо-сопрано это было бы логично.

«Д’Артаньян и три мушкетера» / Одесская киностудия

Но отец отговорил дочь от консерватории. Семья выбрала театральный институт — и мы получили великую драматическую актрису. А она всю жизнь помнила о дороге, по которой не пошла.

Интересно представить альтернативу: Фрейндлих на оперной сцене в роли Кармен или Азучены. С её темпераментом и музыкальностью это могло быть потрясающе. Но тогда не было бы Калугиной, Раневской, всех её великих образов.

Выходит, иногда судьба знает лучше нас самих.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook