Гоша в «Москва слезам не верит», физик-ядерщик в «Девять дней одного года», князь Трубецкой в «Звезде пленительного счастья» — таланту Алексея Баталова были по силам любые персонажи. Но у этого актера есть роль, которая навсегда изменила его карьеру. Ирония судьбы в том, что сначала Баталов от нее несколько раз отказался. Расскажем, как образ русского солдата Бориса Бороздина вписал имя Баталова в историю кино.
Как фильм «Летят журавли» изменил отечественный кинематограф
1957 год, Москва. В кинотеатр «Москва» приходят зрители, не подозревая, что через два часа выйдут другими людьми. Фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова не просто разбил сердца — он изменил советское кино. А ведь начиналось всё скромно: экранизация пьесы «Вечно живые» о войне, где вместо пушек — слёзы, вместо героев — живые люди.
Главная героиня Вероника в исполнении Татьяны Самойловой стала культовой. Её хрупкость, взгляд, полный тоски, и даже «грехопадение» — всё это выбивалось из шаблонов советского кино. Никита Хрущёв позже назовёт ее падшей женщиной, но миллионы женщин узнали в ней себя: не идеальную героиню, а человека, который ошибается и страдает. Самойлова играла так, что даже Пабло Пикассо, увидев фильм, воскликнул: «Это лицо я запомню навсегда!».
Секрет магии — в камере оператора Сергея Урусевского. Он снимал, как художник: впервые в истории кино использовал круговые рельсы, чтобы показать последний вздох Бориса в берёзовой роще. Кадры словно дышат: камера бежит за Вероникой сквозь толпу, дрожит во время бомбёжки, замирает в тишине, когда героиня узнаёт о том, что ее любимого больше нет.
«Мы плакали на съёмках, хотя знали сценарий наизусть», — вспоминал Алексей Баталов.
Фильм стал прорывом и за границей. Во Франции его посмотрели 5,5 млн зрителей — больше, чем многие голливудские премьеры. Ведь история, показанная в фильме, могла случиться в любой стране.
«Если бы не кремлёвские башни, вы бы не догадались, в какой стране это снято», — писали критики.
Случайный визит на съёмочную площадку молодого Клода Лелуша решил судьбу ленты: именно он уговорил жюри Каннского фестиваля включить фильм в конкурс.
Но главное — «Летят журавли» показал войну иначе. Никаких «ура, за Родину!», только хрупкость жизни. Символы говорят вместо диалогов: треск разбитого стекла — как надлом души, журавли — унесённые войной мечты.
«Мы победили не ради разрушения, а ради жизни», — говорит в финале друг Бориса.
И Вероника, наконец, поднимает глаза к небу — туда, где летят журавли.
65 лет спустя фильм остаётся эталоном. Не потому, что идеален, а потому, что честен. Как писала кинокритик Майя Туровская: «Он доказал — даже в самое тёмное время можно снять кино о свете».
Баталова долго уговаривали сыграть Бориса. Почему актер отказывался от роли
Михаил Калатозов, режиссер легендарной военной драмы, с первого взгляда видел в роли Бориса только Алексея Баталова. Несмотря на молодость актера, уже снявшегося в «Большой семье» и «Деле Румянцева», Калатозов считал его «идеальным воплощением цельного, глубокого характера».
Интересно, что масштабного кастинга для этой роли не проводили — режиссер целенаправленно предложил ее Баталову, минуя традиционные пробы. Но актер сомневался. Прочитав сценарий, он назвал роль «неконкретной»:
«Имею ли я право принять это предложение? Борис — парень цельный, глубокий, чистосердечный… Справлюсь ли я?»
Его пугала эмоциональная нагрузка: персонаж погибает, так и не попрощавшись с любимой, а его внутренний мир раскрывался через минималистичные диалоги. Баталов даже отказался от съемок, но Калатозов не сдался.
Режиссер часами уговаривал актера, обещая «творческий прорыв» и уникальный опыт работы с оператором-новатором Сергеем Урусевским. Ключевым аргументом стало доверие к команде.
«Мне стало интересно поработать с Калатозовым и Урусевским — они могли творить чудеса», — позже признавался Баталов.
Сомнения развеялись после встречи с Урусевским, чьи визуальные эксперименты — круговые рельсы для съемки гибели героя — покорили Баталова. И весь советский кинематограф.
Любопытно, что сценарист Виктор Розов изначально представлял Бориса иным — более резким и импульсивным. Но Калатозов настаивал: «Баталов привнесет ту самую „тихую силу“, которая нужна».
Решение оказалось пророческим: экранный образ Бориса стал символом целого поколения, а фильм — обладателем «Золотой пальмовой ветви». Но это уже совсем другая история…
На съемках Баталов был уверен, что его кинокарьера закончилась
Итак, 1957 год, съемочная площадка, где рождается шедевр. Алексей Баталов, тогда еще молодой актер, даже не подозревает, что роль Бориса станет его визитной карточкой. Но путь к славе оказался тернистым.
«Медленно, как-то особенно томительно идет время, и вот, когда уже всем передалось его волнение и необъяснимая пауза кажется бесконечной, откуда-то из угла, из-под вешалки вдруг звучит негромкий, взволнованно радостный голос Урусевского: „Ну давайте вот так попробуем разочек сделать… Так вроде ничего…“ С этой секунды все оживает и идет с головокружительной быстротой», — вспоминал Баталов о работе с оператором.
Каждый кадр требовал от молодого актера невероятной выдержки. Например, сцену бега по лестнице снимали на специально построенной трехэтажной декорации. Люлька с оператором поднималась на тросах параллельно Баталову, а помощники, стоя по колено в грязи, часами таскали тяжелую конструкцию.
Эмоционально выгорал актер и в кадре. Сцена с последними секундами жизни Бориса, где камера кружила вокруг берез на самодельных рельсах, стала для него испытанием. «Каждый кадр — кусочек того, что я пережил», — признавался Баталов.
А во время съемок драки произошло непредвиденное: актер упал лицом в воду, где торчали острые сучья. После операции хирург чудом скрыл швы, но Баталов месяц боялся, что карьере конец.
За кадром царила особая атмосфера. Баталов, заметив, что у Татьяны Самойловой «очень красивые глаза», сам нарисовал ей стрелки обожженной спичкой — так родился тот самый взгляд Вероники.
Их дуэт стал магическим: режиссер Калатозов, увидев их вместе, решил — «их нельзя разлучать». Даже в экстремальных условиях, когда Самойлова, скрывая из-за проблем со здоровьем падала в обморок, а Баталов возвращался на площадку со швами на лице, они находили силы шутить.
«Приходилось мне падать в ледяную воду, — улыбался актер. — Коньяк, утепляющие средства… А потом — „надо еще раз“».
Фильм стал революцией не только из-за сюжета, но и благодаря смелости создателей. «Мы сумели повернуть бытовые сцены в романтическую сторону», — объяснял Урусевский. Баталов же, отказавшись от пафоса, играл «простого парня» — и именно это покорило мир.
Как роль в «Летят журавли» превратила Алексея Баталова в легенду
После триумфа фильма в Каннах в 1958 году Алексей Баталов проснулся знаменитым. Его Борис — солдат, навсегда оставшийся на войне, — стал символом мужества и верности для миллионов.
«Мы создавали историю о любви, которая сильнее смерти. Зрители это почувствовали», — говорил актер, скромно умаляя свой вклад в успех фильма.
Однако именно эта роль открыла ему двери в мир больших возможностей. Популярность Баталова взлетела до небес. Женщины писали ему письма, а коллеги называли «главным интеллигентом советского экрана». Но сам он избегал звездного статуса:
«Я не гнался за славой. Жил в своем кругу — студенты, коллеги, преподавание».
Тем не менее, после «Летят журавлей» режиссеры буквально выстраивались в очередь. Он сыграл физика-ядерщика в «Девяти днях одного года» (1962), где его герой, жертвуя здоровьем ради науки, стал олицетворением научного подвига.
А в 1979-м Баталов подарил зрителям Гошу из «Москва слезам не верит» — слесаря с аристократическими манерами, в которого влюбились миллионы советских женщин.
Успех фильма «Летят журавли» не только укрепил его позиции в кино, но и позволил реализоваться как педагогу. С 1975 года Баталов преподавал во ВГИКе, воспитывая новое поколение актеров.
Интересно, что слава не изменила его принципов. В 2000-х Баталов категорически отказывался сниматься в сериалах: «Сценарий не дописан? Значит, мой герой может и маму лишить жизни!». Вместо этого он посвятил себя семье и мемуарам, иллюстрируя книги дочери.
Его жизнь после «Летят журавли» — это история не столько о славе, сколько о верности себе. Как говорил сам актер: «Всю жизнь я старался не изменять себе». И миллионы зрителей, помнящих его Бориса, Гошу и Гурова, подтвердят: это ему удалось.