Роман «Мастер и Маргарита» по праву считается одним из величайших произведений XX века. Его уникальность заключается в авторском взгляде на известные библейские сюжеты и персонажей. Булгаков словно заново интерпретирует эту историю сквозь призму 30-х годов прошлого века и проводит множество аллюзий, как у самого Воланда, так и в его свите. Разбираемся, откуда у Властелина Тьмы такие интересные соратники и кто они на самом деле по задумке автора.
Азазелло
Одним из самых загадочных персонажей известного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» является Азазелло. Выбранное Булгаковым имя несет в себе глубокий мистический смысл, но в ранних версиях романа этого героя звали «Фиелло». Поскольку сам Сатана носил имя Азазель, что в переводе с древнееврейского означает «козел отпущения». Так в Библии называли демона-искусителя, который соблазнил людей и научил мужчин делать оружие и зеркала, а женщин украшать себя косметикой.
В романе Азазелло играет роль таинственного демона, который помогает Маргарите превратиться в ведьму. Он дарит ей волшебный «крем Азазелло», обладающий магической силой. С его помощью Маргарита становится невидимой, обретает способность летать и невероятную красоту.
Несмотря на комичный внешний вид Азазелло в накрахмаленной рубашке и с обглоданной куриной косточкой в кармане, это очень зловещий персонаж. Он выполняет в романе миссию насилия — убивает барона Майгеля. Изначально Азазелло убивал его ножом, но в последней версии романа Булгаков заменил оружие на огнестрельное, отразив тем самым историческую реальность 1930-х годов.
Таким образом, Азазелло предстает перед читателем как демонический персонаж, таинственный и могущественный повелитель темных сил. А главной его функцией в романе является проявление разных форм насилия. И Булгаков мастерски вплетает этот мистический образ в реалистическое повествование, заставляя усомниться, где кончается вымысел и начинается реальность.
Кот Бегемот
Большой и черный разговорчивый кот по имени Бегемот, обладающий удивительно человеческими чертами — еще один сопровождающий Воланда. Некоторые черты Бегемота Булгаков списал и со своего домашнего кота Флюшки — такого же огромного и прожорливого, только серого окраса. Но ради сохранения мистики писатель сделал шерсть Бегемота черной, как у котов из народных поверий. А еще автор наделил его остроумием и язвительным характером, которые гарантировали Бегемоту роль весельчака и шута в свите Воланда.
Однако, в основе этого образа лежит мистический персонаж из библейской Книги Иова, а также средневековые легенды о чудовище по имени Бегемот. Он изображался в виде огромного существа с головой слона и клыками, телом бегемота и человеческими руками. В романе Булгакова Бегемот тоже обладает человеческими руками и может держать рюмку или починить примус.
Бегемот славится своими философскими размышлениями о жизни, которые он изрекает, распивая водку и закусывая маринованными грибами. Он любит поесть, выпить и подурачиться. В романе Бегемот учиняет настоящий погром в элитном магазине, пожирая все подряд. Так автор показывает этого персонажа как воплощение демона чревоугодия и обжорства. А еще в Бегемоте много агрессии, жульничества и философии.
По мнению некоторых исследователей, прототипом Бегемота мог стать один из соратников Ленина Григорий Зиновьев, который с внешностью напоминал этого персонажа. Бегемот обожает шокировать публику своими выходками. На сеансе черной магии он с видом фокусника выпивает целый стакан воды, а затем по приказу Фагота отрывает голову конферансье. А во время бала у сатаны купается в бассейне с коньяком.
Бегемот с удовольствием пускается во все тяжкие вместе со своими адскими приятелями. Он ворует голову покойного Берлиоза, поджигает магазин Торгсин и ресторан. И в финале именно его проделки становятся причиной истребления черных котов по всей стране.
Фагот
Одной из самых неоднозначных фигур в известном романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» является персонаж по имени Фагот, который представляется в Москве 1930-х годов как Коровьев. Он выдает себя то за бывшего регента, то за переводчика иностранца по имени Воланд. Этот герой выполняет в свите Воланда в основном «грязную работу» — путает следы, дает взятки и развлекает публику фокусами во время представлений черной магии.
Фагот олицетворяет собой настоящую загадку для читателей и исследователей романа. С одной стороны, это плут и интриган, который вместе со своими спутниками устраивает настоящий хаос в Москве. Но в финале он предстает в образе мрачного рыцаря, искупившего некую вину перед Воландом.
По словам Воланда, этот персонаж был наказан за неудачный каламбур о свете со тьмой и теперь обречен вечно шутить. Сюда же относят версию о том, что Коровьев является прототипом египетского Бога Хора, который, как и Сатана, стоит на темной стороне света. При этом они одновременно находятся в некотором противостоянии друг к другу.
Существует множество версий происхождения этого героя. Одни видят в нем параллель с вампиром-аристократом из романа Алексея Толстого «Упырь». Другие указывают на библейские источники: ведь само имя Фагот происходит от названия духового инструмента, который некогда изобрел итальянский монах. Даже телосложение Коровьева напоминает фигуру этого инструмента.
Есть и еще одна легенда происхождения Фагота, которая гласит, что этот персонаж когда-то был членом ангельского хора. Возможно, Булгаков списал черты Фагота со знакомого ему певчего из церкви, а также с литературных персонажей — рыцарей, наказанных за насмешку над потусторонним. А если отследить именно «Коровьева», то в переводе с иврита он имеет значение — приближенный. Что в целом соответствует положению Фагота при Воланде и доказывает — имя героя взято неслучайно.
Возможно, сам Булгаков намеренно оставил образы свиты Воланда расплывчатыми и загадочными, чтобы читатель сам смог найти параллели с мифологией. Ведь так поклонники романа могу сами додумывать недостающие детали образов персонажей, что придает последним еще больше мистики. Так или иначе, задумка автора удалась. Люди до сих пор копаются в строках романа и ищут тайные смыслы, что делает «Мастер и Маргариту» бессмертной классикой современности.