Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» оставляет крайне тяжелое впечатление. Николай Ге изобразил кульминацию драмы, которая произошла между Петром I и его сыном Алексеем. Разбираемся, какие послания художник зашифровал в символах на полотне.
Ге разочаровался в личности Петра I
Николай Ге написал картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» в 1871 году. Художник приурочил ее к первой выставке передвижников, которая состоялась в Петербурге в ноябре того же года. Свою работу он также посвятил приближающемуся 200-летию со дня рождения Петра I.
Годом ранее, в 1870-м, Ге вернулся в Россию из Италии, где прожил в общей сложности 10 лет. Позднее он вспоминал, что после возвращения смотрел на свою родину уже глазами итальянца. Его все восхищало в реформаторской России эпохи Петра I. Художник увлекся личностью правителя и именно под этим впечатлением решил написать картину.
Для этой работы он изучал множество исторических документов о деятельности Петра I. И весьма скоро очарование сменилось на реалистичную оценку. Ге осознал всю жестокость и страдания людей, которые стали платой за успехи в политике Петра I.
«После изучения документов я увидел, что симпатии к нему быть не может. Я взвинчивал в себе симпатию к Петру», — писал в своих воспоминаниях Николай Ге.
На чем основана картина Николая Ге
Царевич Алексей не оправдал надежд Петра I: не помогал отцу в государственных делах, не пытался поднять Отечество с колен. Вместо этого он собирался стать монахом. Это категорически не устраивало властного отца, который поставил условие: или сын помогает ему, или лишается власти в будущем.
Алексей же был недоволен реформами в стране, которые проводил Петр I. Он сумел договориться с австрийцами, а те помогли ему бежать в Италию. Там царевич планировал жить, пока не умрет Петр I. А после его смерти он бы пришел к власти — поддержка иностранцев у него уже была. А они согласились на его план при условии интервенции в России.
Но вскоре после побега царевича нашли и передали письмо от цара. Тот гарантировал сыну прощение, если он вернется домой. Он пообещал, что не будет наказывать Алексея, если тот будет слушаться его. Царевич приехал в Россию и сразу лишился права наследовать власть. Началось следствие, в ходе которого допросили многих соратников Алексея. Петр узнал о готовящемся предательстве со стороны сына со слов его возлюбленной Ефросиньи. Она показала царю те самые письма, которые позднее художник Николай Ге поместит в центр своей картины.
Алексея приговорили к смертной казни как изменника. Но он скончался еще до приведения приговора в исполнение. Официальной причиной смерти был удар, но истории едины во мнении, что его жестоко пытали.
Что означают символы на картине
Допрос происходит в одном из залов петергофского дворца Монплезир. Петра I и Алексея разделяет угол стола, накрытого скатертью черно-красного траурного цвета. Черно-белую плитку искусствоведы трактуют в нескольких смыслах. Она может олицетворять противоположности: черное и белое в характерах царя и царевича. А еще пол напоминает шахматную доску, на которой разыгрывается финал партии, которую Алексей уже проиграл.
В комнате только отец и сын, за их спинами пустые стулья, нет никаких свидетелей. Камин, расположенный за спиной царя, изображен потухшим. Тепла больше нет и в отношениях отца и сына. На столе и полу разбросаны листья проклятых писем, из которых Петр I и узнал о предательстве со стороны Алексея.
Художник показал отца и сына полными противоположностями. Петр I уверенно сидит в кресле и буквально впился взглядом в царевича Алексея. Как будто он задал ему самый важный вопрос и терпеливо ждет ответа. А Алексей молчит. Он весь ссутулился и словно сжался, таким образом олицетворяя слабость и смирение с неизбежностью.
Петр I уже готов вынести приговор сыну-предателю, но смотрит на него в ожидании раскаяния. Именно эта пауза, которую художник выразил с помощью кисти настолько мастерски, и оставляет у зрителя тяжелое предчувствие. Молчание накаляет драму до предела.
До сих пор документально не подтверждено, устроил ли на самом деле Петр I допрос своему сыну. Однако для художника было важно передать всю психологическую остроту этого момента.
Картина «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» хранится в Третьяковской галерее. Павел Третьяков приобрел ее еще до начала выставки передвижников.