Прожарка «звезд», вступительные монологи вечерних телешоу, обложки бульварной прессы — куда ни глянь, повсюду безумная жажда публичного унижения. Нам, зрителям, не терпится увидеть очередное жертвоприношение. В чем вообще дело?
Мы испытываем своеобразное удовольствие и радость, наблюдая за болью других. Вспомните хотя бы львов и гладиаторов в Колизее.
Мы радостно льнем к экрану телевизора и листаем журналы, чтобы увидеть, как знаменитостей поднимают на смех. Участие в унижениях — тайная слабость многих.
Но почему мы втайне любим унижающий других юмор? Помогает ли это почувствовать себя сильнее? Создает ли ощущение безопасности?
Вот три причины, по которым даже хорошие люди смеются, когда унижают других.
Им нравится иллюзия превосходства над другими
Публичное подавление и наказание унижением подпитывают неприятную человеческую потребность ощущать свое превосходство и помогают расслабиться. Когда кто-то выглядит глупо, он временно отвлекает от нас внимание, развеивая наши страхи оказаться жертвой аналогичных нападок.
Иначе зачем миллионы человек откликнулись на следующую рекламу: «В сегодняшнем вечернем эфире „Прожарка“ Джастина Бибера! Все, чего так долго ждала публика: его публичный позор!».
Что же здесь манит? Бесспорно, хорошая жареная шутка, юмор в самом ярком и полном его проявлении. Конечно, жестокий, грубый и мерзкий, но еще и очень-очень забавный.
Как вообще можно чувствовать себя хорошо, комфортно и оправдывать себя, ставя в один ряд жестокость, грубость, мерзость и смех? Если это дарит ощущение превосходства, само собой, мы это оправдываем.
Они чувствуют себя в безопасности от нападок, примыкая к тем, кто унижает других
Сайт Everyday Health привел результаты исследования, почему люди присоединяются к злорадству — склонности получать удовольствие от чужих страданий. Оказалось, что те, кому нравится такой юмор, просто следуют за другими, желая соответствовать их взглядам.
Эти люди сами боятся стать объектом насмешек, а показывая пальцем и смеясь над кем-то, временно избегают насмешек над собой. Своего рода «насмешливое унижение».
Насмешки помогают выразить презрение, недовольство и гнев
Есть такие люди — они подшучивают над своей второй половиной во время званого ужина, чтобы услышали все. Это делается для того, чтобы в шутливой форме поделиться со всеми.
Если жертва промолчит, возможно, некоторые усмехнутся, смутив, обидев или разозлив ее. Если же объект насмешки возмутится, обидчик скажет, что все это лишь забавы ради и для того, чтобы тот стал «более толстокожим». Грязная и трусливая тактика. Есть что сказать — наберитесь смелости и скажите человеку в лицо. Не стоит бить исподтишка, надеясь выйти сухими из воды.
Почему унизительный юмор — это ненормально
Звезды спокойно воспринимают «Прожарку» и рады пропиариться на скандалах. Но большинство людей к такому не готовы.
Ваши родные и близкие — не знаменитости. Они не заслуживают унижений и публичного покаяния, навязанного бесцеремонными комментариями и оскорблениями. Они не заслуживают унижений и издевательств, как бы вы на них ни злились.
Еще недавно об унижении знали только свидетели конфуза и их друзья, которым они рассказали. Благодаря интернету и реалити-шоу публичное унижение мгновенно становится вирусным. Социологи отмечают, что людей выбивает из колеи, когда в интернет попадает видео с их оплошностью и тысячи людей наблюдают это унижение.
Партнеры конфликтных людей нередко страдают аддиктивным поведением с садистским оттенком. Это захватывающее удовольствие — причинять боль, независимо от того, рядом человек или нет, причиняете ли вы боль или наблюдаете, как это делает кто-то другой. Это затягивает, это печально и жестоко.
«Надо проще к этому относиться! Все это очень весело», — возможно, скажете вы.
Тайно наслаждаться наблюдением за тем, как другие «получают то, что заслужили» — трусливо и ненормально. Мамы учили нас сочувствовать несчастьям и ошибкам людей. Спросите себя, хотели бы вы добровольно подвергнуться публичному унижению? Затем ведите себя подобающе. Вы полюбите себя еще больше, как и окружающие.