Почему Гундарева не хотела сниматься с Райкиным. Вот что осталось за кадром «Труффальдино из Бергамо»

Светлана Ясинко,
редакция Femmie

Гундарева настаивала, что роль ее возлюбленного вместо Райкина должен сыграть Виктор Павлов.

«Труффальдино из Бергамо»/ Киностудия «Ленфильм»

Наталья Гундарева отказывалась сниматься с Константином Райкиным в одной картине, а сам Райкин грозился «набить морду» режиссеру Владимиру Воробьеву. Удивительно, но речь идет о легкой, смешной и горячо любимой зрителями музыкальной комедии «Труффальдино из Бергамо». Оказывается, съемки этого фильма проходили совсем не гладко. Рассказываем, почему так случилось и как артистам удалось преодолеть все разногласия.

Рядом с Гундаревой Райкин чувствовал себя «неполноценным»

Музыкальная комедия «Труффальдино из Бергамо» вышла на телеэкраны в 1977 году и сразу стала хитом. Константин Райкин, у которого до этого не было столь заметных ролей, в одночасье стал звездой. Телефильм до сих пор транслируется по ТВ и на Кинопоиске имеет рейтинг 8, основанный на 14 тысячах оценок.

Фильм мог бы получиться совсем другим, если бы режиссер прислушался к главной звезде фильма — актрисе Наталье Гундаревой. Она категорически не желала играть вместе с Райкиным, к которому была изначально негативно настроена. Гундаревой казалось, что роль молодой актер получил исключительно благодаря знаменитому отцу Аркадию Райкину.

«Труффальдино из Бергамо»/ Киностудия «Ленфильм»

Созданию правильной атмосферы на репетициях это не способствовало. Райкин робел в присутствии признанной актрисы и признавался спустя годы:

«Рядом с ней можно было заболеть чувством собственной неполноценности, потому что она была прекрасна».

Наталья Гундарева так открыто диктовала условия, потому что уже тогда была известной на весь Союз артисткой. Актриса без стеснения заявляла, что роль ее возлюбленного должен играть Виктор Павлов. Потерять звезду Ленфильма Воробьев не мог, и чуть было не согласился на условия Гундаревой, но обошлось.

Свое мнение актриса все же изменила. Она согласилась сняться с Константином в нескольких сценах. А позже, отсмотрев получившийся материал, аплодировала актеру вместе со всеми членами съемочной группы. Райкин блестяще справился с ролью изворотливого плута, прислуживающего сразу двум господам. Актриса призналась, что была неправа.

«Труффальдино из Бергамо»/ Киностудия «Ленфильм»

Режиссерские претензии так надоели актеру, что чуть не дошло до драки

Одним конфликтом на съемках дело не ограничилось. Константин Райкин не поладил и с режиссером картины Владимиром Воробьевым: тот постоянно критиковал и оскорблял артиста. Постоянные замечания выводили Райкина из себя. Когда актер попросил не сбивать ему настрой вечными придирками, режиссер ответил:

«Я под тебя свой характер менять не собираюсь, приспосабливайся ты ко мне. Я так работаю!».

Однажды на репетиции после очередной критики в адрес актера Воробьев, сидевший на корточках, попросил Райкина подать ему руку, чтобы подняться. Актер с такой силой потянул руку режиссера, что тот чуть не упал. «Какие сильные руки» — удивился Воробьев.

«Всю силу моих рук почувствуете, когда я вам морду набью», — ответил взбешенный актер.

После этого атмосфера на площадке изменилась кардинально. Понял ли режиссер, что с Райкиным лучше не шутить, или, как и Гундарева, остался доволен первыми сценами, но к актеру он придираться перестал. А в дальнейшем даже ставил в пример другим артистам.

«Труффальдино из Бергамо»/ Киностудия «Ленфильм»

Два центральных актера оказались… безголосыми

Удивительно, но в музыкальной комедии, которая сопровождалась множеством песен, два главных актера не умели петь. Поэтому Наталью Гундареву и Константина Райкина пришлось переозвучивать.

В итоге персонаж Гундаревой Смеральдина пела голосом актрисы Петербургского Театра музкомедии Елены Дриацкой, которая сыграла в «Труффальдино» роль Клариче. А голос персонажу Райкина подарил Михаил Боярский. Впоследствии на концертах Райкина часто просили спеть и не понимали, когда он отказывался и говорил, что петь совершенно не умеет.

Вместо пляжей Италии — Финский залив, вместо пены морской — кромка снега

Еще одной сложностью при создании фильма стали натурные съемки. Всю Венецию отсняли в павильонах Ленфильма, а вот чтобы найти подходящие локации в окрестностях Ленинграда, пришлось постараться. Так, в фильме появились сцены в саду и в лесу, которые снимались в Екатерининском парке в Пушкине, а также сцены на берегу моря, которым стал Финский залив.

Дело было в апреле, и в прибрежной зоне еще лежал снег. Константину Райкину пришлось играть на холоде в тонкой рубашке. И если он блестяще справился с заданием, то снег из кадра убрать не удалось. Режиссер посчитал, что это не страшно, и зрители примут снег за морскую пену.

«Труффальдино из Бергамо»/ Киностудия «Ленфильм»

Валентина Кособуцкая, сыгравшая роль Беатриче, посмотрела фильм и только спустя десятилетия заметила, что в жаркой Венеции у ее героини почему-то красный нос:

«Этот эпизод снимался, когда снег выпал. И даже по краю залива лежал снежочек. И Владимир Егорович говорил, что это будет как волна набегающая, пенистая. И там, где начало фильма, я сижу в карете и вижу, что у меня красный от холода нос».

Но режиссер оказался прав — зрители не заметили ничего. Они вообще не обратили внимания на некоторые несостыковки и мелочи, вроде снега в кадре. Блестящая игра актеров, музыка Александра Колкера и великолепные голоса артистов Театра музыкальной комедии перенесли зрителей из заснеженного СССР (фильм впервые показали на экране 1 января) в солнечную Италию. А хитрый, изворотливый и добрый слуга двух господ стал одним из любимых героев всего советского кино.

«Труффальдино из Бергамо»/ Киностудия «Ленфильм»
209
9
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook