Современные дети беспомощнее, чем были мы – такого мнения придерживаются более 70% родителей. Они зависимы от интернета и телефона, не могут подогреть суп, если сломалась микроволновка, и с трудом находят в шкафу собственные носки. А еще часто они лишены амбиций, стремления к лидерству и достижениям… Почему так происходит? Основные причины беспомощности закладываются самими же мамами и папами еще в раннем детстве. Вот 5 самых популярных из них, а также способы их устранения.
Навязывание своего мнения – “Молчи, и делай, как я говорю!”
Старшие вечно спешат и опаздывают, устают и нервничают. Им некогда растолковывать ребенку, зачем нужно складывать аккуратно вещи, доедать невкусные овощи и выполнять уроки. Проще сказать приказным тоном: “Так надо!” , “Делай, что велено!”, “Я знаю, что говорю, выполняй без разговоров!”.
Результат: малыш становится безынициативным, убежденным, что его мнение заведомо неверное и никого не интересует.
Способ решения
Найти время, наконец, объяснить, почему именно это надо, спросить ребенка, что он думает о поставленной задаче. Скорее всего, вы будете удивлены мнением малыша по поводу необходимости ряда бытовых действий и объяснением, зачем вообще нужно то или это. Задумайтесь над полученной информацией. Возможно, малыш на самом деле прав и лучше вас знает, как должен выглядеть его рабочий уголок и в какой цвет раскрасить флажки на елке.
Отрицание эмоций – “Не реви, это мелочи!”
Понятно, что для взрослого кажется пустяком замечание Маши, что такая футболка не в теме, а Денис пошел играть на приставке к Артему, а не к вашему сынишке. Непонятно, зачем огорчаться, если занял третье место на олимпиаде, а не первое – значит плохо подготовился. И чего реветь, если упал с качели – сам же захотел на ней кататься. Выраженные эмоции ребенка, особенно мальчика, часто кажутся родителям отсутствием воспитания и проявлением слабости. Отсюда строгое: “Не смей реветь!”
Чтобы не огорчать родителей и не получить наказание малыш, возможно, и подавит плач. В следующий раз он будет более сдержанным и только тихо всхлипнет. На самом деле он будет глубоко растерян, как если бы вам упорно доказывали, что утка – это носорог, а роза пахнет сероводородом. Ведь ему же плохо, больно, страшно, а вы сказали – все в порядке. Кроме того, он разучится выражать свои чувства и станет их стыдиться.
Способ решения
Спросите ребенка, почему он плачет. В чем именно причина – больно от ушибленного места или досадно перед друзьями? Что задело больше – что Маша не оценила обновку или что теперь нельзя надеть новую, хорошую вещь, будут смеяться? Научите ребенка искать причину отрицательных эмоций и устранять ее. А если нужно немного поплакать – это нормально, лучше, чем копить негатив в себе. Взрослые так тоже иногда делают.
Постоянный контроль — “Ты не знаешь, как правильно!”
Родители часто поручают ребенку выполнить какое-либо задание – и выполняют его сами. Мама заполняет пятикласснику дневник, потому что у нее красивее почерк. Папа решает задачки, чтобы не было плохой оценки. Бабушка убирается в комнате, так как внучка обязательно где-то недотрет и что-то недомоет.
Взрослые убеждены в своей экспертности буквально во всем и крайне охотно сообщают об этом ребенку при каждом удобном случае. Что получается в итоге: раз мама с папой знают и умеют лучше, зачем мне напрягаться и что-то вообще делать?
Способ решения
Делиться с ребенком своими навыками и знаниями нужно. Подавать пример тоже. Но не выполнять за него весь процесс от начала и до конца. Чтобы ребенок вырос самостоятельным и инициативным, давайте ему задания и возможность выбора способов выполнения. Пусть учится думать, сравнивать, делать ошибки, разбирать их и исправлять. Даже если речь идет всего лишь о чистке картошки к ужину.
Чрезмерная опека – “Лучше отдохни, я сделаю за тебя!”
Родители часто бывают непоследовательны. Сначала они говорят: “Убери в комнате!” Потом недовольно останавливают ребенка: “Нет, ты не знаешь, как нужно, дай лучше я!” И так во всем. У мамы не хватает терпения смотреть, как малыш по всей тарелке размазывает кашу. Папа не в силах ждать, пока первоклассник осилит простейший пример. Бабушка шнурует внучку ботинки, а дедушка собирает кубики и лопатки в песочнице.
Результат – ребенок не справляется с простейшими бытовыми задачами, тем более не знает, что делать в неординарной ситуации.
Способ решения
Наберитесь терпения и просто дайте ребенку довести до конца то, что он начал. Пусть от картофелины останется вполовину меньше, но дочка очистит ее сама. Пусть аппликация будет неровной, а кроссовки придется шнуровать три раза. Все равно похвалите ребенка и не вздумайте переделывать.
Программирование на посредственность — “Я чемпионом не был, и тебе не быть!”
Когда у ребенка что-то не получается, родители чтобы утешить его говорят: “Не огорчайся, я тоже никогда не мог разобраться с этой физикой, ничего страшного”, “Не смог отжаться 20 раз? У нас в семье никогда не было спортсменов”, “Ну и что, что твоя лошадка похожа на бегемотика, просто рисование – это не твое”. Это как бы и поддержка. Но на самом деле установка на поражение. Не вышло – не надо бороться. У меня тоже не получалось, я бросил, забыл, занимаюсь тем, что попроще – и, как видишь, живу чудесно.
Способ решения
Вспомните, что каждый человек – индивидуальность, он особенный и неповторимый. А еще дети превосходят своих родителей, если они правильно воспитаны. Что стало причиной ваших неудач в спорте, физике и рисовании? И почему вы так уверены именно в плохой генетике, а не в хорошей? Дайте ребенку шанс и поддержите его, не ограничивайте рамками собственных страхов и поражений.
Помните: каждый раз, когда вы говорите ребенку “Оставь, я лучше знаю, как надо!”, вы уничтожаете маленькую часть его личности, закрываете путь к развитию и не забираете еще один шанс стать лучше, умнее и самостоятельнее.