Почему навсегда поссорились Евгений Евстигнеев и Олег Ефремов, которые дружили 30 лет

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

Олег Ефремов и Евгений Евстигнеев были закадычными друзьями больше 30 лет.

Олег Ефремов и Евгений Евстигнеев в спектакле «Назначение» / Театр «Современник», 1967 год

Олег Ефремов и Евгений Евстигнеев были закадычными друзьями больше 30 лет. Они вместе играли в театре, периодически пересекались на съемочных площадках и очень любили подшучивать друг над другом. Но несправедливые и жестокие слова в одночасье поломали эту дружбу.

Рассказываем, что произошло на самом деле между двумя артистами.

«Женя Олегу душу продал»

Олег Ефремов и Евгений Евстигнеев познакомились в середине 50-х годов. Ефремов к тому времени закончил Школу-студию МХАТ и остался там же на преподавательской работе. А Евстигнеев, уже имея опыт работы во Владимирском театре, был зачислен сразу на второй курс.

Олег и Евгений очень быстро нашли общий язык и стали друзьями «не разлей вода». Когда же Ефремов организовал «Студию молодых актеров» (будущий театр «Современник»), Евстигнеев одним из первых вошел в его труппу.

В 1960 году Ефремов поставил спектакль «Голый король» по сказке Шварца, на несколько лет ставший одной из самых популярных постановок «Современника». Главную роль в пьесе играл Евгений Евстигнеев. Именно тогда впервые в полной мере раскрылся его незаурядный талант.

Евгений Евстигнеев в спектакле «Голый король» / Театр «Современник»

Уже совсем скоро о талантливом актере «Современника» заговорила вся Москва. Люди сутками стояли в очереди, чтобы взять билеты «на Евстигнеева».

Евгений понимал, что своей славой он во многом обязан режиссерскому таланту Ефремова и был готов идти за другом «в огонь и в воду».

Недаром в кулуарах «Современника» в то время ходила шутка:

«Женя Олегу душу продал».

Все 14 лет, которые Евстигнеев и Ефремов прослужили в «Современнике», Евгений считался ведущим артистом. За это время им было сыграно 26 ролей, причем большинство из них — главные.

«Далеко не уползешь, партизанская сволочь!»

О крепкой дружбе Ефремова и Евстигнеева можно судить и по многочисленным розыгрышам, которые они устраивали друг другу на сцене.

Так в «Современнике» в одной пьесе Евстигнеев играл партизана, а Ефремов — фашиста. Однажды перед началом спектакля Евгений попросил партнера:

«Олег, у меня сегодня на радио прямой эфир. Давай сыграем эту сцену побыстрее, меня внизу машина ждет».

И вот Ефремов-фашист допрашивает Евстигнеева-партизана и говорит: «Увести, расстрелять». Евстигнеев довольный, что сцена закончилась так быстро, с удовольствием идет «на расстрел» в кулису.

Внезапно Ефремов заявляет: «Стойте, я его здесь прикончу». И стреляет из пистолета.

Евгений с проклятием падает навзничь и замирает. Спектакль идет дальше и Евстигнеев, надеясь успеть на радио, потихоньку отползает к кулисе, изображая тяжелораненого.

И тут Ефремов достает пистолет и стреляет несколько раз в упор со словами: «Далеко не уползешь, партизанская сволочь!»

На радио Евстигнеев в тот день так и не попал.

«А за газ и горячую воду тоже вы отвечаете?»

Евгений Евстигнеев в спектакле «Декабристы»/ Театр «Современник»

В следующий раз хохму устроил уже Евстигнеев. Во время спектакля «Декабристы» Олег Ефремов, играющий царя Николая I, оговорился. И вместо фразы «Я в ответе за все и за всех» произнес «Я в ответе за все и за свет».

Евстигнеев, исполнявший роль Чернышева, не растерялся и тут же переспросил:

«А за газ и горячую воду тоже вы отвечаете, Ваше Величество?»

После этой реплики пришлось спешно давать занавес, поскольку оба артиста не могли удержаться от хохота.

«Театр у него всегда был на первом месте»

Когда в 1970 году Олега Ефремова пригласили во МХАТ, он перетянул с собой многих актеров-единомышленников. И, как и в случае с «Современником», в первых рядах был Евгений Евстигнеев. Да и как могло быть иначе — ведь Ефремов — его самый лучший друг.

Олег Ефремов и Евгений Евстигнеев в спектакле «Медная бабушка»/ МХАТ

Евстигнеев был уверен, что во МХАТе он снова будет «на первых ролях», но ошибся. Правда, задействован в репертуаре Евгений и вправду был довольно плотно. Вот только хороших, ярких ролей, таких, как в «Современнике» у него было совсем немного.

К счастью, как раз в это время Евстигнеева стали активно приглашать сниматься в кино. Но, как назло, это пришлось не по душе Ефремову.

«Олега Николаевича очень ранило, если кто-то из нас параллельно работал где-то еще. Хотя в разумных пределах сниматься в кино он нам разрешал, говорил: «Старик! Давай работай! Но только смотри — на спектакли чтобы был здесь.Театр у него всегда был на первом месте», — вспоминал артист Евгений Киндинов.

Друзья не раз пересекались на съемочных площадках

Тем не менее, Ефремов сам частенько соглашался на роли в кино, и не раз пересекался с Евстигнеевым на съемочных площадках.

Так, еще в 1966 году они вместе снимались у Эльдара Рязанова в комедии «Берегись автомобиля». Ефремов играл роль следователя Максима Подберезовикова, а Евстигнеев — режиссера народного театра.

Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев и Иннокентий Смоктуновский в к/ф «Берегись автомобиля» / Мосфильм

Еще одна совместная работа Евстигнеева и Ефремова — телевизионная картина «Дни хирурга Мишкина», снятая по роману писателя Юрия Крелина «Хирург». Ефремов — Мишкин, а Евстигнеев — Филипп Иванович.

К/ф «Дни хирурга Мишкина» / ТО «Экран»

Среди других «общих» фильмов Олега и Евгения — «Любушка», «Сотрудник ЧК», «Штрихи к портрету В. Ленина», «Вся королевская рать».

«Не можешь — уходи на пенсию!»

Евстигнеев не раз просил Ефремова снять его с некоторых театральных ролей, справиться с которыми сможет любой актер. Но Олег оставлял просьбы друга без внимания.

И Евгений, стараясь всюду успеть, буквально разрывался между сценой и съемочными площадками. Такая напряженная работа не могла не сказаться на и без того слабом здоровье артиста. В 1980 году Евстигнеев перенес первый инфаркт, а в 1986 — второй.

После этого Евгений уже в категоричной форме попросил Ефремова не включать его в новые постановки.

О том, что случилось после этого, Евстигнеев в тот же день рассказал еще одному своему другу, артисту Всеволоду Шиловскому.

«Сегодня был у Олега. Просил снизить нагрузку по репертуару, хотя бы немного. Говорю ему: „Старик, были б у меня роли, слова не сказал бы. Но ролей нет, а спектаклей много. Мне уже не потянуть, возраст не тот…“. А он мне: „Не можешь — уходи на пенсию!“ Я сначала подумал: Ефремов шутит. А потом понял: нет, он говорит серьезно».

И Евстигнеев ушел из театра. Ушел с тяжелой раной на сердце — ведь он в одночасье потерял не только любимую работу, но и лучшего друга.

«Картина стала для него опорой»

Конечно же, без дела Евстигнеев не остался. Кинорежиссеры буквально завалили его предложениями. Одним из первых стал Владимир Бортко, пригласивший артиста на роль профессора Преображенского в свой фильм «Собачье сердце».

К/ф «Собачье сердце» / «Ленфильм» по заказу Гостелерадио СССР

«Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его. Трудно соглашаясь на работу в «Собачьем сердце», он потом просто жил ею. В тот момент картина стала для него опорой», — рассказывал сын артиста Денис Евстигнеев.

А вот с Ефремовым после ухода из театра Евстигнеев больше не встречался. Правда, Олег Николаевич несколько раз предпринимал попытки наладить контакт. Вот только почему-то делал он это через общих знакомых.

Кто знает, возможно, если бы Ефремов лично пришел к Евстигнееву и попросил у него прощения за свои несправедливые и жесткие слова, дружба двух артистов бы и восстановилась. Но, увы, на такой шаг Олег Николаевич так и не смог решиться…

59
2
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook