Почему «Русалка на ветвях сидит» — это не глупость. Объясняем, кого имел в виду Пушкин в своей поэме

Маргарита Моисеева,
редакция Femmie

Во всем виноват Андерсен!

Во вступлении к поэме «Руслан и Людмила» Александра Пушкина много сказочных персонажей: ученый кот, леший, избушка на курьих ножках. Или вот тоже диковинка — русалка на ветвях сидит. В сказочном мире бывает всякое, поэтому факт существования русалки не удивляет. А вот как дева с рыбьим хвостом смогла забраться на дерево — настоящая загадка.

На первый взгляд кажется, что Пушкин не понимал, о чем пишет. Но не все так просто: представления классиков могут расходиться с картиной мира современного читателя. Объясняются такие нестыковки разницей «времен и нравов». Чтобы понять, какую же русалку на ветвях упоминал гений русской литературы, стоит обратиться к славянской мифологии и работам литературоведов.

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…

В словарях вариантов больше, чем в сказочном Лукоморье

Проверим толкование слова «русалка» в словаре Даля. Вот, что там написано: русалка — сказочная жилица вод, водяная, шутовка… В этой же словарной статье упоминаются разные виды русалок в славянской мифологии, но вот о рыбьем хвосте и чешуе не идет и речи. А Даль не мог упустить такую важную деталь.

Большая советская энциклопедия рассказывает, что в образе русалки переплелись черты духов плодородия и воды, а также представления о «нечистых» покойниках. Это те люди, которые умерли насильственной смертью. Мужчина не мог стать русалкой. Эта участь постигала только утопленниц, некрещеных детей и девушек, умерших до замужества. Также в энциклопедии упоминаются разные виды русалок: одни живут в лесах и полях, как духи плодородия, а другие — в реках.

Русалка из стихотворения Пушкина — утопленница?

Советский этнограф Дмитрий Зеленин поддерживал гипотезу о том, что русалки — это девушки и дети, не получившие успокоения после смерти. Они умерли слишком рано и доживают свой срок в обличии духов. В честь таких русалок на Руси устраивали обряды, схожие с теми, что проводили по нечистым покойникам.

Помимо этого был обряд изгнания русалок из деревни. Это делалось, чтоб они не причинили вреда человеку и его хозяйству. В лесу устраивали развлечения: приносили угощения и вешали на деревья особые венки, чтоб русалки могли качаться. Они это очень любили. И качались на раскидистых ветвях. Тут-то и появляется знакомый образ из поэмы Пушкина. Сидящая на ветвях русалка — просто участница одного из таких обрядов.

Хвост у русалки появился благодаря сказке Андерсена

Важная отличительная черта русалок на Руси — длинные распущенные волосы. Ведь в таком виде они полная противоположность незамужней крестьянской девушке, для которой не убирать волосы было недопустимо.

Образ же русалки, который известен сейчас, сложился благодаря сказке Андерсена «Русалочка» и одноименному мультфильму. Дословно название произведения переводится как «Маленькая морская дева», это верно и с точки зрения западной и норвежской мифологий. При переводе на русский язык просто спутались понятия. Главная героиня сказки Андерсена — морская дева, которая не имеет отношения к славянским русалкам. Однако в современной русской культуре образ морской девы слился с образом нашей русалки, у которой не было никакого хвоста.

Выходит, что не просто так русалка в предисловии к поэме «Руслан и Людмила» соседствует с Лешим. Как оказалось, оба они — духи леса. Теперь понятно, что Пушкин не допустил ошибки, когда посадил свою героиню на дерево. Этот пример подтверждает мысль, что даже самое распространенное мнение может быть ошибочным, а к литературным произведениям порой стоит относиться не только как к набору слов. Стоит копнуть чуть глубже, чтобы обнаружить много интересных вещей.

71
5
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook