Когда разговор заходит о том, чем речь петербуржцев отличается от речи жителей Москвы и других городов, сразу вспоминается «поребрик», «греча», «кура» и «шаверма». Однако петербуржца выдают не только такие словечки, но и то, как они выговаривают некоторые звуки. Рассказываем, как звучит питерский акцент и откуда он взялся.
Особенности питерского произношения
Коренного петербуржца, особенно если он принадлежит к старшему поколению, чаще всего можно без труда определить по речи: некоторые слова он будет выговаривать не так, как привыкли, например, в Москве. Наверное, самая частая особенность Петербургского акцента — в том, что жители Северной столицы не смягчают согласные на конце слов. Если в остальной России скажут «кровь», «семь», «поднимайтесь», то в Питере — «кров», «сем», «поднимайтес».
В речи петербуржцев старшего поколения можно обнаружить и другую особенность: слова с «е» в середине они произносят через «э», на иностранный манер. Отсюда берутся «крэм», «фанэра», «пионэр».
И ещё характерная черта: если слово кончается на «-кий», они стремятся произнести его так, как если бы было «-кой»: получается «Ленинградской», «русской», «светской».
Эти речевые особенности считаются такими элитарными, что несколько десятилетий назад их пытались перенимать даже москвичи — хотя получается это, конечно, не так органично, как это звучит в речи коренных жителей культурной столицы.
Почему в Питере так говорят
Особый говор петербуржцев начал складываться ещё в момент основания города. Для того чтобы грамотно обустроить там жизнь, Пётр Первый созвал в новую столицу высококлассных специалистов самых разных областей — в том числе и заграничных. Эти люди сформировали слой элиты — образованного, интеллигентного населения.
А для того чтобы эти люди смогли быстрее двигаться по карьерной лестнице, они должны были подчёркивать свою статусность — а это в том числе грамотная речь.
Тому, как говорят «простолюдины», доверять было нельзя, поэтому интеллигенция полагалась на письменные тексты. Иначе говоря, если в Москве больше ориентировались на то, как звучат слова, то в Петербурге — на то, как они написаны. Петербуржцы выговаривали слова более «книжно». Особый шарм речи придавал легкий будто бы иностранный акцент.
Со временем различия в произношении между Петербургом и другими регионами начали сглаживаться. Во-первых, в эпоху радио и телевидения в городе звучали голоса преимущественно московских дикторов. Во-вторых, в Северной столице стало больше приезжих — разумеется, со своими речевыми привычками.
И тем не менее некоторые особенности произношения в речи петербуржцев и по сей день слышны отчётливо: всё-таки привычка поколений не может исчезнуть окончательно. К тому же в том, как выговаривают слова жители Питера, ощущается налет элитарности — так что намеренно избавляться от таких речевых особенностей нет никакого смысла.