Каждый человек, хотя бы заставший эпоху СССР, видел на улицах бетонный забор с ромбиками. Он стал неотъемлемым атрибутом советских городов и настолько влился в окружающую действительность, что приобрел статус культового. По сей день им окружены заводы, стройки, стратегические объекты и воинские части.
Расскажем, кто на самом деле создал знаменитый забор, и с какой целью на нем «эти выпуклые штучки».
Забор проектировали 3 месяца
Железобетонный забор ПО-2 или «Забор Лахмана» является детищем Бориса Лахмана. В 1970-е годы он был главным архитектором московского конструкторско-технического бюро. Вместе со своей командой он занимался дизайном промышленности. Однажды сверху было назначено задание — придумать дизайн забора для промышленных объектов. Лахман предоставил руководству три эскиза, но выбрали именно рельефный рисунок в виде ромбиков.
«Я сделал три эскиза, все очень симпатичные. Например, был забор, имитирующий каменную кладку. Но почему-то выбрали самый простой. Может, глаз радовала эта игра света и тени? Может, понравилось, что форма такая самоочищающаяся, что пыль и грязь дождями смываются? Проектировали несколько месяцев. У нас было достаточно времени, никто не торопил», — рассказывал Борис Лахман в интервью журналу «Эсквайр».
Изначально забор был спроектирован для охраны важных объектов — тюрем, воинских частей, строек. Представлял он железобетонную раму с бетонной панелью и проволочной сеткой. Сама панель являла собой рельефный узор света и тени, отчего получался узор ромбами.
Рельеф на заборе придумали не для красоты
У «Забора Лахмана» существовали очевидные плюсы, которые моментально сделали его популярным. Установленный в длинный ряд, он казался более объемным и хорошо поглощал шумы. Особенно актуально это было на стройках и промышленных заводах, которые находились вблизи жилых районов.
Кроме того, в ограде легко можно было заменить одну секцию другой, без долгого монтажа. Конструкция его была довольно простая, поэтому производить забор могли на любом советском ЖБИ-заводе.
Ну и, конечно, «выпуклые ромбики» были не просто для эстетической красоты. Они делали забор более устойчивым и крепким, а конусы легко очищались под дождем.
Изобретенная Лахманом «глухая ограда» моментально стала очень востребованной. Изначально предназначенная для промышленных объектов, она перекочевала в городскую архитектуру и на долгие годы прочно заняла в ней место.
«Первые мои заборы были представлены на ВДНХ в Москве в 1974 году и получили множество наград. Популярность сплошных бетонных заборов чрезвычайно возросла в 1980-х годах, и некоторые городские власти решили использовать их в качестве декоративных элементов, чтобы скрыть неприглядные места. Какая жалость!», — рассказывал в беседе с журналистом «Коммерсанта» Борис Лахман.
Забор запретили использовать в центре Москвы
Сейчас «Забор Лахмана» по-прежнему является обязательным спутником строек, заводов, пустырей, гаражей и даже парков в нашей стране. В 1997 году власти Москвы запретили использовать ограду из ромбов в центре столицы, объясняя это тем, что она портит эстетический вид города. Однако в регионах России «Забор Лахмана» по-прежнему не сдает позиций.
«Я в военном городке в Подмосковье вырос. Он как раз таким забором обнесен. Одним из развлечений было хождение по забору — проходили сотни метров, а иногда и километры». @Сергей Rayva
«Да он везде в Чебоксарах, и до сих пор стройки ограждают, надежная простая конструкция, перелезать через него весьма тяжко, ногами не зацепишься». @Максим Ешметьев
Бетонную ограду по сей день производят на промышленных заводах. Цена одной панели составляет 6-7 тысяч рублей. Неудивительно, что забором по-прежнему ограждают стратегические здания и просто объекты архитектуры, особенно в небольших городах.
Например, на территории арт-парка в Калужской области архитектор Александр Бродский построил из этого забора жилую виллу. Теперь в нем можно даже пожить.
Иногда окружающие вещи становятся настолько привычными, что мы считаем их неотъемлемой частью жизни, которая существовала всегда. Однако у каждого предмета есть своя история. Зачастую она оказывается увлекательной и несет в себе огромный пласт того, времени, где была изобретена.