Картины Винсента Ван Гога считаются одними из самых популярных и узнаваемых в истории. Его уникальный стиль произвел настоящую революцию в искусстве. За свою короткую карьеру художника он написал более 850 работ. Но в личной жизни Ван Гог не был счастлив: его не понимали родители, у него не было своей семьи, а потом и вовсе проявилось тяжелое психическое заболевание, приведшее к трагедии. Расскажем о жизни великого художника.
Ван Гог не мог найти свое призвание до 27 лет
30 марта 1853 года в семье протестантского священника Теодора Ван Гона и Анны Карбентус родился второй сын. Годом ранее, ровно в тот же день, на свет появился первенец супругов, но он был мертв. Второго сына назвали Винсентом, а в следующие несколько лет у него появились три сестры и два брата.
Все семейство любило гулять по окрестностям Зундерта, благодаря чему у маленького Винсента проснулась большая любовь к природе. В 11-летнем возрасте мальчика перевели из деревенской школы в школу-интернат. Но проведенные там несколько лет сделали его очень несчастным подростком. Он периодически брал в руки кисть и краски, но на тот момент выдающегося художественного таланта не проявлял.
В 13 лет он поступил в среднюю школу, которую бросил уже на следующий год. Больше к учебе Винсент не возвращался. В 16 лет он поступил стажером в филиал художественно-торговой компании, принадлежавший его дяде. Спустя 3 года, в 1873-м, его перевели в Лондон. Там Ван Гог часто бывал в музеях и восхищался картинами «крестьянских художников» Франсуа Милле и Жюля Бретона.
В 1875-м Винсента направили в Париж: в этот период он с головой погрузился в религию. А своему брату Тео писал письма, полные цитат из Библии и рассказов о церковных проповедях.
И хотя искусство тоже интересовало его, молодой Ван Гог разочаровался в своей работе в художественной фирме. Руководство это почувствовало и было недовольно его результатами. В 1876 году Винсент ушел из компании и вернулся в Англию.
Спустя время он устроился в одну из частных школ для мальчиков вблизи Лондона и читал там проповеди. Поскольку перспектив на этой должности у него не было, Ван Гог через несколько месяцев ушел оттуда. Он вернулся в Нидерланды и устроился в небольшой книжный магазин неподалеку от Роттердама.
И снова дядя помог Винсенту в его желании изучать богословие. Он готовился к вступительному экзамену в духовную семинарию, но ему не хватало усидчивости. Вместо занятий он бродил по городу и окрестностям, наблюдая за природой.
Несмотря на то, что он отказался от своих учебных планов, Винсент по-прежнему стремился служить Богу. Он уехал из Амстердама, чтобы отправиться на новую миссию в Бельгию, где работал проповедником-мирянином в горнодобывающем районе Боринаж. Он учил, посещал больных и читал Библию.
«Место мрачное, и во всем вокруг на первый взгляд есть что-то мрачное и мертвенное. Здесь работают люди, исхудавшие и бледные от лихорадки, выглядящие измученными и изможденными, обветренными и преждевременно старыми, женщины вообще бледные и увядшие», — рассказывал Ван Гог в своих письмах.
Родители считали Винсента неудачником, а брат помогал ему деньгами
Винсент жил среди горняков и их семей в Боринаже, разделяя их бедность. Он спал на полу и раздавал свои вещи. Его самоотверженность была такова, что его прозвали «Христос угольной шахты». Тем не менее Винсенту не удалось создать сплоченное сообщество верующих, и его контракт не был продлен.
В своих письмах брату Тео он часто делал небольшие наброски. И это стало поворотным моментом в его жизни: именно Тео увидел в нем талант художника и посоветовал изучать живопись. Винсент поверил, что он может служить Богу и как художник. Он переехал в Брюссель в октябре 1880 года, где начал работать над своей техникой рисования и познакомился с другими художниками.
Весной 1881 года Винсент вернулся к своим родителям и часто работал на открытом воздухе. Тео поддерживал его финансово, чтобы тот мог полностью сосредоточиться на своем искусстве.
Родители Винсента считали, что быть художником значит быть неудачником. Не помогло и то, что Винсент влюбился в свою кузину Ки Вос. Ки была вдовой и не хотела иметь с ним ничего общего, но Ван Гог был настойчив в своем стремлении завоевать чувства Ки. Это не понравилось его семье, и после ссоры с отцом Винсент ушел из родительского дома на Рождество 1881 года. Он нашел новый дом в Гааге.
«Папа не может сопереживать или сочувствовать мне, и я не могу привыкнуть к рутине папы и мамы, она слишком сковывает меня — она задушит меня», — писал в тот же период Винсент.
Винсент брал уроки живописи в Гааге у двоюродного брата по браку, знаменитого художника Антона Мауве. Ван Гог чувствовал, что его техника рисования еще недостаточно хороша, поэтому он также продолжал фанатично практиковаться. Дядя дал ему свой первый заказ: двенадцать рисунков с видами города в Гааге. Серия дала ему возможность развить свои навыки. Мауве учил Винсента основам живописи акварелью и маслом, и Ван Гог посещал его студию почти каждый день.
Пережил личную драму и страдал от одиночества вдали от дома
Винсент познакомился с Сиен Хорник в начале 1882 года. Она была не только его моделью, но и вступила с ним в близкие отношения. Друзья и семья Винсента были шокированы, поскольку Сиен была проституткой.
Более того, она была беременна и уже воспитывала пятилетнюю дочь. Однако Винсенту было жаль Сиен, и он был полон решимости позаботиться о ней. Они сняли жилье с мастерской, в которой могли жить и она, и маленькая девочка, и новорождённый. Тео не одобрил выбор Винсента, но продолжал поддерживать его материально. Отношения Винсента и Сиены продлились некоторое время, но окончательно он разорвал отношения через полтора года.
«Я с самого начала знал, что ее характер разрушен, но я надеялся, что она встанет на ноги. Но этого не произошло», — писал начинающий художник своему брату.
После разрыва с Сиен Винсент отправился в сельскую местность Дренте, чтобы рисовать и раскрашивать пустоши и болота. Он счел пейзаж красивым и в хорошем настроении принялся за работу. Тем не менее провинция приносила ему не только покой и вдохновение:
«Дренте великолепен, но пребывание там зависит от многих вещей — зависит от того, есть ли на это деньги, зависит от того, сможет ли человек вынести одиночество», — делился своими мыслями Ван Гог.
Менее чем через три месяца дождь, холод и одиночество заставили Винсента покинуть Дренте и снова приехать к родителям в декабре 1883 года. Сначала он работал в небольшой студии в задней части дома, но через несколько месяцев арендовал помещение побольше в другом месте деревни.
Деревня Нюэнен была идеальной декорацией для «крестьянского художника». В начале 1884 года Винсент предложил брату свои картины в обмен на пособие, предоставленное его братом. Тео попробовал выставить работы на арт-рынке Парижа, но поначалу на них никто не обращал внимания.
Ушел от родителей и создал свой стиль в живописи
Родителям было тяжело жить с Винсентом: он был упрям и неопрятно одевался. Вскоре после смерти отца в конце марта 1885 года Ван Гог покинул семейный дом и переехал в свою студию, где начал работу над «Едоками картофеля».
Позже в том же году он решил поступить в академию искусств в Антверпене и уехал из Нидерландов, чтобы никогда не вернуться. В Антверпене было что предложить Винсенту: хорошие материалы, кружки рисования с моделями, церкви, музеи и галереи, наполненные произведениями искусства. Однако уроки рисования, которые он посещал в академии, были для него слишком традиционными.
Винсент недолго оставался во фламандском городе. Он договорился с Тео приехать в Париж и брать уроки в мастерской Фернана Кормона — художника, который пользовался большой популярностью у иностранных студентов. Тео начал искать квартиру, достаточно большую для него и его брата, но прежде чем он смог ее найти, Винсент неожиданно появился в Париже в конце февраля 1886 года.
Тео познакомил своего брата с яркими работами выдающихся современных художников, таких как Клод Моне. Винсент Ван Гог также познакомился с новым поколением художников в мастерской Фернана Кормона, включая Анри де Тулуз-Лотрека и Эмиля Бернара.
Новые впечатления вдохновили его на эксперимент: вместо своих привычных темных тонов он стал использовать яркие цвета. Работы Винсента становились все ярче под влиянием современного искусства. Также он разработал свой собственный стиль рисования короткими мазками.
Через два года Винсент начал уставать от бурной городской жизни в Париже.
«Мне кажется почти невозможным иметь возможность работать в Париже, если у вас нет убежища, в котором можно восстановить и восстановить душевное спокойствие и самообладание. Без этого вы бы совсем оцепенели», — писал Винсент в начале 1888 года.
Он тосковал по деревенскому покою, по солнцу, по свету и краскам «японских» пейзажей, которые надеялся найти в Провансе, на юге Франции. После путешествия на поезде, которое длилось день и ночь, он прибыл 20 февраля 1888 года в Арль, небольшой городок на реке Рона.
Отрезал себе ухо и попал в больницу
Винсент был в восторге от яркого света и красок Арля и с энтузиазмом принялся за работу, рисуя цветущие сады и собирая урожай. Он также совершал поездки на побережье, где раскрашивал лодки.
Его стиль стал более свободным и выразительным. Винсент переписывался с Тео о своем плане создать «Южную студию» в Арле для группы художников, чьи работы Тео мог бы продавать в Париже.
Винсент снял четыре комнаты в «Желтом доме» на площади Ламартин. Поль Гоген был первым — и, как оказалось, последним — художником, который переехал к нему. Гоген прибыл в конце октября 1888 года, но только после долгих уговоров.
Ван Гог и Гоген усердно работали вместе, и их сотрудничество привело к созданию нескольких исключительных картин. Однако в то же время у двух мужчин были очень разные взгляды на искусство, что приводило к частым жарким дискуссиям.
Гоген работал в основном по памяти и своему воображению, тогда как Винсент предпочитал рисовать то, что мог видеть перед собой. Их очень разные характеры привели к тому, что напряжение между ними неуклонно возрастало.
Когда Гоген пригрозил уйти, давление стало слишком сильным. Ван Гог был настолько обезумел, что угрожал своему другу бритвой. Позже тем же вечером он отрезал себе ухо в Желтом доме, завернул его в газету и подарил проститутке в соседнем квартале красных фонарей.
На следующее утро его положили в больницу в Арле. Тео бросил все дела и немедленно поехал поездом к брату.
«Я нашел Винсента в больнице в Арле. Окружающие поняли по его волнению, что в последние дни у него появились симптомы этой страшнейшей болезни, сумасшествия, и приступ fièvre chaude, когда он ранил себя ножом. Поэтому его увезли в больницу. Он останется сумасшедшим? Врачи считают это возможным, но пока не решаются сказать наверняка», — писал Тео Ван Гон Джо Бонгеру.
Тео вернулся в Париж сразу после посещения больницы, как и Гоген. Мечта Винсента о совместной студии оказалась недолговечной. Он мало что помнил об инциденте с ухом, и когда его выписали из больницы в начале января 1889 года, он вернулся к живописи.
Однако в последующие месяцы его психическое здоровье резко пошатнулось. Опасаясь нового приступа болезни, в мае он добровольно был госпитализирован в психиатрическую больницу. Но даже там он писал картины — в ясные дни работал в огороженном саду, а вскоре ему позволили работать и за пределами больницы. Винсенту предоставили дополнительную комнату внутри клиники в качестве студии.
Психическое здоровье Винсента продолжало колебаться. В период обострения он съел немного своей масляной краски, думая, что это поможет ему уйти из жизни.
Тем не менее, Винсент был исключительно продуктивным в больнице Сен-Реми и написал около 150 картин в течение года.
Видел свое будущее в черном цвете и умер на руках брата
В апреле 1889 года Тео женился на Джоанне Бонгер, а вскоре у них родился сын, которого назвали в честь Винсента. Ван Гог покинул психиатрическую больницу в Сен-Реми в мае 1890 года и направился на север, где уже проживали несколько художников.
На новом месте Ван Гог обрел тишину и покой, в которых он нуждался, и в то же время находился достаточно близко к Парижу, чтобы видеться с братом. Там же был и врач, Поль Гаше, который мог за ним присматривать. Винсент полностью погрузился в свою живопись — каждый день он писал по одной новой картине. Его здоровье, казалось, тоже улучшалось.
Винсент посетил Тео и его семью в Париже в начале июля 1890 года. Тео рассказал, что хочет основать собственный бизнес, что неизбежно сопряжено с определенным финансовым риском. Винсент вернулся в Овер взволнованным: он не был уверен, что брат и дальше сможет помогать ему деньгами. Но Тео и его супруга пытались успокоить Винсента в своих письмах.
А еще он очень боялся, что вернутся нервные приступы. Все эти переживания подкосили здоровье художника. Он не мог избавиться от уныния по поводу будущего.
Какой бы «здоровой и укрепляющей» ни находил Винсент сельскую местность, это было бесполезно. Его болезнь и его неуверенность в будущем стали слишком гнетущими.
27 июля 1890 года он вышел на пшеничное поле и выстрелил себе в грудь из пистолета. Раненый художник, пошатываясь, вернулся в свою комнату в Оберж Раву. Тео помчался из Парижа в Овер, Винсент умер у него на руках.
Ван Гог оставил брату предсмертную записку, в которой благодарил его за всю помощь и поддержку. Винсент считал, что Тео тоже был соавтором его картин.
«Итак, мой труд принадлежит тебе. Я заплатил за него моей жизнью, и разум мой наполовину ушёл на него. Так, — но ты не принадлежишь к числу продавцов людей, я знаю это и я думаю, что ты можешь занять определённое положение, так как ты действительно действуешь по-человечески, но что же поделаешь…»
Винсент был похоронен в Овере 30 июля 1890 года. После него осталось огромное наследие: более 850 картин и почти 1300 работ на бумаге.
Через шесть недель после смерти Винсента Тео организовал памятную выставку работ своего брата. Он очень тяжело переживал потерю брата, а также собственные неудачи. Его здоровье неуклонно ухудшалось. Вскоре после выставки перенес тяжелый нервный срыв.
Тео был госпитализирован в клинику в Утрехте с физическими и психическими симптомами, связанными с сифилисом. Он умер там в конце января 1891 года, всего через полгода после смерти брата.
Картины Винсента теперь перешли к вдове Тео. А мать художника, которая при его жизни выбросила немало полотен, успела застать тот период, когда талант ее сына наконец признали.