Сегодня трудно представить, что лет 40-50 назад многие зарубежные фильмы, ныне признанные шедеврами мирового кинематографа, были под строгим запретом к показу в СССР. И некоторые из них отечественные зрители смогли посмотреть только спустя 5, 10, а то и 20 лет после их выхода на экраны. Вот 6 картин, которые в советские времена по разным причинам не хотели показывать на больших экранах.
«Крестный отец»
Премьера первой части знаменитой гангстерской драмы «Крестный отец» режиссера Фрэнсиса Форда Копполы состоялась в марте 1972 года. Картина получила множество премий: три «Оскара» (за лучший фильм, за лучший сценарий и за лучшую актерскую работу Марлона Брандо), «Золотой глобус» и еще около двадцати различных наград и номинаций.
«Крестный отец» и по сей день пользуется большой популярностью у зрителей. Недаром же эта картина занимает третью строчку в списке лучших фильмов за всю историю американского кинематографа.
Несмотря на огромную популярность картины за рубежом, в СССР «Крестный отец» почти 20 лет находился под строжайшим запретом. А в 80-х годах фильм был даже включен в «черный список» МВД, как «пропагандирующий культ насилия и прославляющий преступный мир».
Существует также версия, что табу на «Крестного отца» наложили высшие партийные руководители страны, которые, конечно же, сами посмотрели фильм при закрытых дверях.
«Эммануэль»
Первый фильм «Эммануэль», повествующий об эротических приключениях молодой европейки в Азии, вышел на экраны в 1974 году. Главную роль в ленте сыграла голландская актриса Сильвия Кристель.
Понятно, что у картины, в которой молодая девушка познает все радости свободной любви, не было ни единого шанса попасть в советский кинопрокат. А те, кто решался нарушить запрет и пытался крутить «Эммануэль» в видеосалонах, могли запросто схлопотать несколько лет тюрьмы.
Правда, справедливости ради стоит сказать, что запрет на «Эммануэль» действовал не только в СССР. Например, в США Ассоциация контроля над соблюдением правил производства кинопродукции присудила фильму код «X». И посмотреть его можно было только в специальных кинотеатрах.
В то время президент Франции Жорж Помпиду тоже запретил выпускать скандальный фильм в прокат. И только когда к власти пришел его преемник Валери Жискар Д’Эстен, любовницей которого была актриса Сильвия Кристель, французы наконец-то получили возможность посмотреть киноленту.
«Последнее танго в Париже»
Картина знаменитого итальянского режиссера Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже» рассказывает о необычных эротических и эмоциональных отношениях между молодой парижанкой Жанной, которая через две недели выходит замуж, и Полом — таинственным экспатриантом-американцем, оплакивающим недавно покончившую с собой жену. Их роли мастерски сыграли молодая французская актриса Мария Шнайдер и мэтр американского кино Марлон Брандо.
Тогда в 1972 году, едва появившись на экранах, фильм «Последнее танго в Париже» произвел эффект разорвавшейся бомбы. Недаром его тут же запретили не только в СССР, но и в Португалии, Сингапуре, Корее, Новой Зеландии и Италии. А в США и Англии картине присвоили код «Х», который был снят только в 90-х годах.
Интересно, что такая «антислава» не помешала «Последнему танго» номинироваться на «Оскар» и «Золотой глобус» и собрать целый букет других престижных наград.
«Рэмбо-3»
Первые два фильма из серии про Рэмбо были просто историями о мрачном ветеране вьетнамской войны, который пытается найти себя в мирной жизни. Поэтому, даже несмотря на некоторое количество кровавых сцен, картины не вызвали особых нареканий у киночиновников СССР.
Зато следующий фильм «Рэмбо-3» был категорически запрещен для показа советским зрителям. И удивляться тут нечему. Ведь в третьей серии Сильвестр Сталлоне — Рэмбо отправляется не куда-нибудь, а в Афганистан, чтобы спасти из плена своего друга полковника Траутмана. И по ходу дела на каждом шагу расправляется там с советскими оккупантами…
Кстати, американским кинокритикам эта картина тоже не пришлась по вкусу. Недаром Сталлоне получил за нее антинаграду «Золотая малина», как худший актер. Кроме того, дотошные критики насчитали в фильме более 100 убитых персонажей и 221 сцену насилия. И даже добились, чтобы «Рэмбо-3» включили в Книгу рекордов Гиннеса за чрезмерное число жестоких эпизодов.
«9 с 1/2 недель»
Поскольку во времена СССР «секса не было», то киноцензоры решили, что смотреть на чужой секс нашим людям тоже абсолютно незачем. Поэтому запретили к показу в отечественных кинотеатрах картину «9 с 1/2 недель» с Микки Рурком и Ким Бэсингер в главных ролях.
А, между тем, этот фильм — вовсе не порнография, а просто история о сложных взаимоотношениях мужчины и женщины, дополненная несколькими эротическими эпизодами. И сегодняшним зрителям сцены стриптиза Элизабет или секса на лестнице совсем не кажутся чем-то непристойным или сногсшибательным.
«Звездные войны»
Первый фильм популярной космической саги вышел на экраны в 1977 году, аккурат в разгар холодной войны между СССР и США. Поэтому шансов быть показанным в советских кинотеатрах у него практически не было.
«Масла в огонь» подлил американский президент Рональд Рейган, во всеуслышание назвавший стратегическую программу, призванную утвердить господство США в космосе, «звездными войнами», а СССР — «империей зла».
Тем не менее, когда в середине 80-х в Советском Союзе начали, как грибы после дождя, появляться видеосалоны, многие зрители все-таки сумели посмотреть «Звездные войны». А в 1991 году фильм и вовсе был закуплен для официального показа и даже дублирован на киностудии имени М. Горького.