Сара Баартман прожила короткую и невыносимо тяжелую жизнь. Она была темнокожей рабыней, над которой смеялась вся Англия, а затем и Париж. Ее считали человеком низшего сорта только потому, что она родилась в Африке. Из-за выдающейся анатомической особенности она стала главным персонажем в шоу уродов, а публика тыкала в ее тело палками.
Саре обещали сытую жизнь, а посадили в клетку и показывали публике
Сара Баартман, также известная как «Готтентотская Венера», родилась в 1789 году в Южной Африке. Ее родители работали прислугой на колониальной ферме, где и прошло детство девочки. Саре было всего два года, когда умерла ее мать. Через несколько лет не стало и отца.
К подростковому возрасту Баартман вышла замуж, а вскоре родила. Но ребенок умер в младенческом возрасте. В 16 лет Сара стала вдовой — ее мужа убили голландские колонисты. Вскоре после этого она была продана в рабство торговцу по имени Питер Виллем Сезар.
Примерно в 1810 году Сару увидел английский врач Уильям Данлоп. Он и ее владелец быстро поняли, что могут заработать на темнокожей рабыне большие деньги в Великобритании. Дело в том, что у девушки была одна особенность: гипертрофированно большие ягодицы.
В то время, когда европейские женщины использовали разные ухищрения, чтобы их бедра под платьем выглядели как можно объемнее, у рабыни это было естественным изгибом тела. На медицинском языке ее особенность называется стеатопигией (избыточная жировая ткань на бедрах и ягодицах).
Питер Виллем Сезар и Уильям Данлоп пообещали Саре новую жизнь в Англии — работу служанкой с приличным жалованьем. Кроме того, она будет выставлена в развлекательных целях и получит с этого немалую сумму. А через пять лет сможет вернуться в Южную Африку. Она подписала с ними контракт, хотя не умела читать на английском языке. Но в договоре были прописаны совсем другие условия, по которым Баартман оставалась рабыней пожизненно.
Как только Данлоп прибыл с Сарой в Лондон, он сразу арендовал большое помещение на Пикадилли-стрит и расклеил афиши по всему городу.
«Готтентотская Венера! Невероятный феномен из Африки! Вход два шиллинга», — кричали плакаты.
Первое шоу состоялось 24 ноября 1810 года. Посмотреть на «Венеру» приезжали не только из Лондона, но и со всей Англии. Сара была полуодета и стояла в клетке, из которой ее потом выпускали на сцену. Публика глазела на ее фигуру и бедра, мужчины кричали ей непристойности. Богатые зрители, заплатив дополнительную сумму, могли воспользоваться «эксклюзивной услугой».
«Одни джентльмены щипали ее, другие тыкали в нее тростью, а дамы — зонтиком. Они хотели убедиться, что у нее все натуральное и что их не обманывают. А потом они смеялись над ней», — писал комик Чарльз Мэтьюз, который был современником Сары и жил в Лондоне в то же время.
Попала к жестокому дрессировщику и дожила лишь до 26 лет
Африканка стала главным аттракционом в «шоу уродов». Ее кожа была темного цвета, поэтому ее считали ничтожеством.
Некоторые англичане, сочувствовавшие девушке, подали иск о прекращении выставок, но проиграли дело, когда им показали контракт, подписанный Баартман. Она также дала показания, что с ней с ней обращались нормально.
Судебный процесс лишь добавил популярности Саре как экспонату. Ее возили с гастролями по Англии, а к 1812 году она отправилась в Ирландию.
В сентябре 1814 года Сару купил циркач и дрессировщик из Франции. Рео сделал ее жизнь по-настоящему адской. Новый владелец девушки был жестоким и алчным. Он показывал «Венеру», надев на нее широкий ошейник. Иногда вместе с ней на арене выступали цирковые животные. Публика была в восторге от этого зрелища.
А потом Рео пришла в голову еще одна идея, как заработать на Саре. За определенную сумму французские зоологи могли исследовать ее. Конечно, они воспользовались этой уникальной возможностью и вскоре пришли к выводу, что Баартман — нечто среднее между обезьяной и человеком.
Как и в Англии, Сару унижали грязными ругательствами, а мужчины тайком фантазировали, что сделали бы с ней, оставшись наедине. Девушка получала сущие гроши за эти представления, к тому же благодаря месье Рео она пристрастилась к алкоголю.
К концу 1815 года шоу с участием Баартман потеряли популярность. Рео больше не видел смысла ее держать. Африканка торговала своим телом, чтобы заработать на еду. Она подхватила инфекцию, от которой умерла в декабре 1815 года. Саре было всего 26 лет.
Но даже после смерти многие части ее тела долгие годы выставлялись в Музее человека в Париже. В 1994 году президент Южной Африки Нельсон Мандела официально потребовал, чтобы останки Баартман были возвращены в Южную Африку. 6 марта 2002 года ее останки были возвращены и захоронены в Восточно-Капской провинции.
В 2010 году на экраны вышел художественный фильм «Черная Венера» (Vénus noire), посвященный Саре Баартман.