К/ф «Увольнение на берег» / Мосфильм
Фильмография Народного артиста России Льва Прыгунова насчитывает более 100 ролей в отечественных и зарубежных фильмах: «Сердце Бонивура», «Картина», «Освобождение», «Черный океан», «Святой» и многих других.

Но что удивительно: сам он, что в душе ощущает себя вовсе не актером, а художником. Ведь именно написанию картин Прыгунов уже много лет посвящает все свое свободное время.

Прыгунову не суждено было стать учителем

Детские и юношеские годы Льва Прыгунова прошли в Алма-Ате. Родители будущего артиста были педагогами: мама преподавала русский язык и литературу, а отец — биологию. В 1949 году во время одной из научных экспедиций в горы, отец Прыгунова сорвался со скалы и погиб.

Закончив школу, Лева решил пойти по стопам родителей и поступил в Алма-атинский пединститут на биофак. Но стать учителем ему было не суждено. Еще на первом курсе Прыгунов записался в студенческую театральную студию и буквально «заболел» сценой.

Закончив второй курс, Лев забрал документы из института и отправился в Ленинград «учиться на артиста». Несмотря на огромный конкурс (250 человек на место) Прыгунов с первой попытки стал студентом Ленинградского института театра, музыки и кинематографии.

Сразу после итальянца Прыгунов сыграл француза

Дебют Прыгунова в кино состоялся еще во время учебы — в фильме «Увольнение на берег» ему досталась главная роль молодого матроса Николая Валежникова. Эта картина стала знаменательной для артиста и потому, что на съемках он познакомился и подружился с Владимиром Высоцким.

К/ф «Увольнение на берег» / Мосфильм

Уже после первой роли карьера Прыгунова в кино резко пошла вверх. За неполные 8 лет (с 1962 по 1969 год) молодой актер снялся в 13 фильмах.

В 1964 году Прыгунову даже повезло поработать с итальянскими кинематографистами в картине «Они шли на восток». Фильм рассказывал о солдатах итальянских экспедиционных войск, воевавших во Вторую мировую с СССР на стороне гитлеровской Германии. Прыгунову досталась роль молодого итальянского крестьянина Бадзокки, погибающего на советской земле вдали от своей родины.

К/ф «Они шли на восток» / Galatea Film, Мосфильм

Интересно, что почти сразу же после итальянца, Прыгунову пришлось играть француза, причем снова военного, в известной киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение». Его героем стал летчик летчик знаменитой эскадрилии «Нормандия-Неман» со смешным прозвищем Ромашка.

К/ф «Освобождение» / Мосфильм, Zespól Filmowy «Start», Avala Film, DEFA, Dino de Laurentiis Cinematografica

Отказавшись от дублера, Прыгунов сам висел на дыбе

А в 1969 году Лев Прыгунов получил роль, которая надолго стала его визитной карточкой — подпольщика-большевика Виталия Бонивура, боровшегося с врагами Советской власти на Дальнем Востоке.

По воспоминаниям участников съемок этой картины, Прыгунов старался максимально вжиться в образ своего героя. Поэтому когда снимали эпизоды пыток Бонивура, Лев отказался от дублера и сам несколько часов висел на дыбе и ходил целыми днями со связанными руками.

К/ф «Сердце Бонивура» / Киностудия имени А. Довженко

В 70−80-х годах карьера Прыгунова в кино продолжила набирать обороты. Наиболее заметными работами артиста в тот период стали фильмы «Трактир на Пятницкой» (Михаил Лавров), «Опасные друзья» (Громов), «Выстрел в спину» (следователь Гуров), «Честный, умный, неженатый…» (Артем Дольников), «Блистающий мир» (Гратисс) и другие.

С Александром Галибиным в к/ф «Трактир на Пятницкой» / Мосфильм

К/ф «Блистающий мир» / Мосфильм

В 1985 году Прыгунов сыграл роль, которую и по сей день называет своей самой любимой — председателя горисполкома Сергея Лосева в фильме режиссера Булата Мансурова «Картина».

К/ф «Картина» / «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР

С приходом 90-х, когда в отечественном кинопроизводстве наступил кризис, Прыгунов стал одним из первых советских актеров, приглашенных работать в Голливуд и Великобританию. Правда, роли там артисту предлагали довольно однотипные — не слишком умных советских военноначальников или русских злодеев. Но Прыгунов по этому поводу особенно не переживал.

«Я считаю себя профессиональным актером и на большее искусство не претендую. Сниматься в плохих фильмах нисколько не боюсь, потому что особой разницы между плохими и теми, к которым благосклонно относится наша пресса, не вижу», — говорит артист.

С Беном Эффлеком и Морганом Фрименом в к/ф «Цена страха» / Paramount Pictures

Самыми известными зарубежными фильмами с участием Прыгунова стали «Святой» (США), «Экспресс до Пекина» (Великобритания, Канада, Россия), «К-19» (США, Великобритания, Канада, Германия), «Сталин» (Венгрия, США), «Цена страха» (США) и другие.

К/ф «Архангел» / Великобритания

Следуя этому своему принципу — соглашаться на любые роли, которые предлагают, Прыгунов в 2000-х стал активно сниматься в сериалах. Он исполнил главные роли в проектах «Убойная сила-5» (Дорофеев), «Карамболь» (Козырев), «Оружие» (генерал-майор в отставке Виктор Алексеевич Чубаков), «Девичник» (Алексей Степанович), «Дом на Озерной» (Михаил Семёнович).

«Как снимать кино, я Роману точно не советую»

Последние работы артиста — боярин Никита Романович Юрьев в картине «Годунов» и старик Сандибалов в «Мертвом озере». Кстати, режиссером второго фильма стал сын артиста Роман Прыгунов.

К/ф «Годунов» / Кинокомпания Москино, Главкино

К/ф «Мертвое озеро» /

«Как снимать кино, я Роману точно не советую, он знает это лучше меня. Мы с ним договорились, что он будет снимать меня в эпизодах или даже в массовке, но только чтобы обязательно был хоть один крупный план», — смеется Лев Прыгунов.

Фото из Фейсбук Льва Прыгунова

«Мне пришлось отдать Романа в интернат»

К слову, Роман Прыгунов — сын артиста от первого брака. На его матери, Элеоноре Уманец, Лев женился еще в конце 60-х. В 1969 году у них родился сын Роман. А в 1977 году Элеонора погибла в автокатастрофе.

Оставшись один с восьмилетним Романом, Прыгунов долго не мог прийти в себя. Но, по его же словам, в депрессию не впал и в запой не ушел — нужно было работать и поднимать сына.

«Первые два года мне помогала мама, пока у нее были для этого силы. В то время у меня было очень много съемок, работы в театре, я был постоянно в разъездах, поэтому мне пришлось отдать Романа в московский интернат. Но при первой же возможности я забирал его на выходные домой», — вспоминает артист.

По словам Прыгунова, сын не остался на него в обиде. Во-первых, потому что интернат был очень хорошим. А, во-вторых, потому что именно там Роман научился самостоятельности и ответственности, за что и сегодня благодарен отцу.

«В этой женщине я нашел все»

Второй раз Лев Прыгунов женился через 6 лет после гибели Элеоноры. Ольгу он увидел на Мосфильме, где девушка работала помощником режиссера.

«Я приехал на киностудию, подхожу к павильону, а оттуда выходит Ольга. Вижу эту женщину первый раз, и вдруг в голове проносится: „Господи, это же моя жена!“ Какая-то мистика», — вспоминает Лев.

Прыгунов был в то время уже знаменитым артистом, Ольга далеко не сразу ответила на его ухаживания: все-таки он на 16 лет старше, да и ловелас еще тот. По словам Льва, девушка почти три года старательно избегала оставаться с ним наедине и все норовила куда-то ушмыгнуть. И только в 1983 году наконец дала согласие выйти замуж.

«В этой женщине я нашел все: любовь, дружбу, понимание… Умница, тонко чувствующая, при этом очень остроумная, веселая» — говорит артист.

С женой Ольгой / фото из ФБ Льва Прыгунова

Несмотря на то, что Роману в момент отцовской женитьбы было уже 14 лет, Ольга не только сумела найти с ним общий язык, но и сделала своим другом. Как вспоминает Прыгунов, больше всего парня подкупило уважительное отношение его новой супруги к памяти Элеоноры.

С женой Ольгой и сыном Романом/ фото из ФБ Льва Прыгунова

С женой Ольгой / фото из ФБ Льва Прыгунова

«Рисовать я полюбил еще с детства»

На сегодняшний день фильмография Прыгунова насчитывает более 100 отечественных и зарубежных картин. Тем не менее, Лев Георгиевич говорит, что считает себя актером только по профессии, а в душе ощущает себя только художником.

«Рисовать я полюбил еще с детства, брал частные уроки, затем в течение жизни, когда была возможность, учился где мог. Куда бы ни приезжал, везде находил художественные музеи, галереи, всегда дружил с художниками», — говорит Прыгунов.

По словам Льва, в молодости из-за активных съемок, он не мог уделять любимому делу много времени. Зато теперь появилась возможность завести мастерскую, в которой можно, что называется «отвести душу».

Кстати, картины Прыгунова, которые он относит к жанру «энергетического реализма», пользуются спросом у знатоков. Немало его полотен находится в частных коллекциях, причем не только в России, но и за рубежом.

Картина Льва Прыгунова / фото из ФБ Льва Прыгунова

Картина Льва Прыгунова / фото из ФБ Льва Прыгунова

«Жаль, что много времени я потерял впустую. По идее, хороший художник должен написать за жизнь по меньшей мере тысячи две картин. А у меня всего-то штук 250», — сетует Лев.
По словам артиста, он как-то подсчитал, что за 10 проданных в Америке картин выручил больше денег, чем заработал за всю свою долгую киношную жизнь.

«Не надо искать счастья, лучше избегать несчастья…»

Кроме живописи, Прыгунов пробует свои силы в писательстве. В 2011 году вышли воспоминания артиста под названием «Сергей Иванович Чудаков и др», посвященные давнему другу поэту Сергею Чудакову. Еще через 4 года увидела свет вторая книга Прыгунова — «По ту сторону камеры».

Картина Льва Прыгунова / фото из ФБ Льва Прыгунова

А еще Лев Прыгунов давно увлекается изучением восточной философии. Поэтому на вопросы журналистов, счастлив ли он, 81-летний артист всегда отвечает:

«я считаю, что счастье — это понятие отрицательное, то есть его не существует. И вообще, древние китайцы говорили: не надо искать счастья, лучше избегать несчастья…»