Потерял жену, воспитывает дочь. Непростая судьба 74-летнего Юрия Кузнецова из «Улиц разбитых фонарей»

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

Актер долгое время играл только на театральной сцене - успех в кино пришел к нему гораздо позднее.

К/ф «Улицы разбитых фонарей» / Новый русский сериал, Дельфин

Хотя фильмография Юрия Кузнецова насчитывает более 140 работ, большинство зрителей знают и любят его по роли Мухомора из культового сериала «Улицы разбитых фонарей».

Кстати, когда в 90-х Кузнецов остался без работы с женой, ее тяжелобольным сыном и новорожденной дочкой, именно роль Мухомора спасла его семью от нищеты. Но в  нулевых в семье актера произошла трагедия. Как сейчас живет и выглядит Юрий Кузнецов?

«Ну поставьте, пожалуйста, я же все равно артистом буду»

Юрий Кузнецов родился в городе Абакан в обычной семье. Отец мальчика был милиционером, а мама занималась воспитанием четырех детей (у Юрия есть еще три младшие сестры).

В школе Юра учился не слишком хорошо. Особенно трудно ему давались точные науки — математика, физика, химия. Но смышленый мальчик нашел выход.

«Чтобы выпрашивать у учителей тройки, я записался в школьный драмкружок. «Ну поставьте, пожалуйста, я же все равно артистом буду» — говорил я на алгебре, геометрии, физике. И мне ставили…», — вспоминал Кузнецов.

Но актерство неожиданно настолько увлекло Юрия, что он параллельно поступил в театральную студию при местном драмтеатре. Это и определило его дальнейшую судьбу — к концу школы Кузнецов уже не сомневался, что хочет быть артистом.

Получив аттестат, Юрий задумался: куда ехать поступать — в Москву или во Владивосток? Но, немного поразмыслив, остановился на втором варианте. В Москве, по слухам, был просто невероятный конкурс. А во Владивостоке шансов все-таки было побольше.

Как нарочно, накануне экзаменов Кузнецов сильно простудился. Поэтому подготовленный отрывок из поэмы «Василий Теркин» он читал шепотом. Но, даже несмотря на такое «оригинальное» выступление, парень был принят на актерский факультет Дальневосточного педагогического института искусств.

«А он-то что будет у нас делать?»

На третьем курсе Кузнецов женился на своей однокурснице Валентине — первой красавице института.

Во всех студенческих спектаклях Валентине неизменно доставались главные роли. Юрию же с его невзрачной внешностью предлагали только незначительные эпизоды.

Но Кузнецова это не задевало — он был влюблен и радовался, что его жена-красавица имеет такой успех.

К/ф «Торпедоносцы» / Ленфильм

Правда, однажды обида все же появилась — когда на выпускные экзамены съехались директора театров со всего Дальнего Востока.

По словам Юрия, Валю просто засыпали предложениями о работе: «Приезжайте к нам! У нас вы будете играть только главные роли!». Когда же девушка, указав на скромно стоящего рядом Кузнецова сказала: «А это мой муж», в глазах руководителей театров появилось недоумение.

«Я до сих пор прекрасно помню их взгляды в которых ЯВСТВЕННО читалось: «А он-то что будет у нас делать?», — рассказывал Кузнецов.

«Это было для меня высшей похвалой»

Самым лестным из всех было предложение от директора Хабаровского драмтеатра, куда молодые и отправились. Валентину действительно сразу же ввели на главные роли в несколько спектаклей.

Юрию же доставались роли из разряда «кушать подано». И только через два года Кузнецову наконец-то повезло: в театре решили ставить пьесу Ричарда Нэша «Продавец дождя».

«Там одна роль была словно для меня написана: и по возрасту, и по фактуре. С нее и началось мое восхождение вверх. Правда, даже после премьеры никто не сказал: «талантливый», говорили «способный». Но и это было для меня высшей похвалой», — вспоминает артист.

Однажды на спектакле оказался главный режиссер Омского драмтеатра, в те времена самого блестящего провинциального театра страны. После окончания он подошел к супругам Кузнецовым и пригласил их в свою труппу, пообещав главные роли. Причем, предлагал уже не Валентине, а Юрию.

Так в 1979 году, через 10 лет после окончания института, Юрий Кузнецов оказался в Омске.

К/ф «Мой друг Иван Лапшин» / Ленфильм

Судьба Кузнецова сделала неожиданный кульбит

В Омском театре Кузнецов и вправду быстро стал одним из ведущих артистов. А вот у Валентины карьера не задалась. Актрис ее возраста в театре было много, поэтому главные роли ей никто уже не предлагал.

Оценив ситуацию, Валентина ушла из театра и стала работать в районном доме культуры руководителем театрального кружка.

Но женщина особенно не унывала: к тому моменту у них уже подрастала дочка Наташа, да и работы по дому хватало. Кузнецову, как перспективному артисту дали квартиру, которую нужно было обустраивать.

По словам Юрия, жизнь в Омске была уже налаженной и они с женой даже не думали, что когда-то придется отсюда переезжать. Как вдруг судьба Кузнецова сделала неожиданный кульбит.

К/ф «Колье Шарлотты» / Ленфильм

«Вы вызываетесь на пробы главного героя»

Еще во время работы в Хабаровском театре Юрию однажды повезло сняться в кино — в картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» он сыграл небольшой эпизод.

С тех пор прошло почти 10 лет и Юрий уже давно забыл о своем киношном опыте. Как вдруг неожиданно с киностудии «Ленфильм» пришла телеграмма:

«Вы вызываетесь на пробы главного героя в картину «Мой друг Иван Лапшин».

Оказывается, второй режиссер картины в поисках исполнителей ездил по провинциальным театрам и в Омске попал на спектакль с участием Кузнецова.

Так началась кинокарьера Юрия Кузнецова.

Правда, главную роль в «Иване Лапшине» он так и не получил: режиссеру Алексею Герману больше понравился артист Андрей Болтнев. А Кузнецову предложили сыграть начальника райотдела милиции.

Но Юрий совсем не расстроился — для него съемки даже в самом незначительном эпизоде уже были чудом.

«На съемочной площадке я был задействован немного. Зато у меня была возможность наблюдать за уже известными артистами — Ниной Руслановой, Андреем Мироновым, Алексеем Жарковым. Я смотрел на них с почтением, впитывая в себя, как губка, их игру», — говорил Кузнецов.

«Теперь одних уголовников будешь играть»

После выхода картины на экраны Кузнецова засыпали предложениями. Практически сразу же он снялся в роли подполковника Фоменко в военной драме «Торпедоносцы», начальника строительства Зубова в производственном фильме «Требуются мужчины» и рецидивиста Корченова в детективе «Колье Шарлотты».

Кстати, в последнем фильме артисту настолько удалось вжиться в образ бандита, что режиссер Евгений Татарский даже однажды сказал:

«На твоего Корченова просто страшно смотреть. Так что пропал ты, Кузнецов. Теперь одних уголовников будешь играть».

Но Татарский ошибся. И милиционеров Юрию пришлось играть намного чаще, чем воров и бандитов.

К/ф «Противостояние» / Ленфильм

«Учти, падать с высоты вниз очень больно»

Одним из первых в списке сыгранных Кузнецовым стражей правопорядка был начальник уголовного розыска города Нардына майор милиции Алексей Жуков из многосерийной картины «Противостояние». Кстати, именно благодаря этому фильму Юрий и уехал из Омска.

Интересно, что по сюжету фильма полковник милиции Костенко (эту роль сыграл Олег Басилашвили), по-достоинству оценив деловые качества майора Жукова, обещает добиться его перевода в столицу.

И в реальности Олег Басилашвили, восхищенный талантом Юрия Кузнецова, сумел всеми правдами и неправдами договориться о его переводе в Ленинградский театр драмы и комедии.

Правда, главный режиссер Омского драмтеатра пробовал отговорить Кузнецова:

«Ты хорошенько подумай. У нас ты звезда, а там придется все начинать сначала. Учти, падать с высоты вниз очень больно».

Но Юрий, по его словам, уже всерьез заболел Ленинградом. Поэтому он, не раздумывая, собрал вещи и переехал в северную столицу.

«Это было молчание-пропасть»

Первый год в Ленинграде Кузнецов прожил один. И только получив квартиру, перевез жену и дочку. Наташа уже была совсем взрослая и вскоре после переезда выскочила замуж.

Казалось бы, что еще нужно для семейного счастья? Дочка устроена, есть уютная квартира, в работе тоже полный порядок. А между тем, отношения между Юрием и Валентиной день ото дня становились все хуже и хуже.

«Нет, мы не скандалили, не выясняли кто прав, а кто виноват — мы просто днями могли не разговаривать. И эта была уже не та близость, когда можно молчать часами, но все равно знать, что рядом родной человек. Это было молчание-пропасть», — рассказывал Кузнецов.

По словам Юрия, от такой «счастливой» супружеской жизни он, скорее всего, спился бы или «сломался», если бы случайно не познакомился с Ириной.

«Ира поразила меня своей добротой»

В 1990 году, снимаясь в картине «Невозвращенец», Кузнецов жил в московской гостинице «Космос». И хотя работа ему нравилась, условия были очень тяжелыми. Каждый вечер режиссер давал новый кусок сценария, который к утру нужно было выучить «на зубок». Так что о том, чтобы нормально выспаться не могло быть и речи.

К/ф «Невозвращенец» / Ленфильм, Троицкий мост

С едой у Юрия тоже было не налажено: на съемочной площадке он что-то перехватывал, а вечерами сидел голодный. Понятно, что в такой обстановке и настроение у артиста было соответствующее.

И вот как-то раз, вернувшись уставший и голодный после напряженного съемочного дня, Юрий в гостиничном коридоре столкнулся с женщиной. Она первая подошла, улыбнулась и сказала, что давно его узнала и очень хотела познакомиться.

Ирина (так звали женщину) рассказала, что приехала из Петербурга: в Москве ее тяжелобольной сын Леша проходит лечение. Оказалось, что у мальчика серьезное заболевание — гемофилия.

Они еще несколько раз сталкивались в коридоре и болтали о разных пустяках. А однажды вечером, поняв, что Юрий голодный, Ирина пригласила его на чай. И как-то так получилось, что они стали видеться все чаще и чаще.

«Не скажу, что нас накрыла сумасшедшая страсть. Когда тебе за сорок, все воспринимается как-то сдержанней. Но Ира поразила меня своей добротой и тем, что сама находясь в тяжелой ситуации, умела жалеть других», — рассказывал Юрий.

Юрий Кузнецов с женой Ириной и ее сыном Лешей/ Фото из ОК

«Они во мне нуждаются, я могу сделать их счастливее»

Вскоре Кузнецов познакомился с Лешей и стал вместе с Ирой навещать его в больнице. Однажды, забирая мальчика на выходные из больницы, Юрий на руках нес его до машины. И прижимая к себе хрупкое тельце ребенка, вдруг окончательно понял, что хочет всю оставшуюся жизнь быть рядом с ним и его мамой.

«Ведь любовь — это не просто помочь донести ребенка до машины. Нести его нужно всю жизнь и помогать Ире всю жизнь. Ведь они во мне нуждаются, я могу сделать их счастливее», — говорит артист.

Съемки «Невозвращенца» закончились 30 декабря. Ирина осталась в Москве, а Юрий вернулся в Питер. Зашел в квартиру, достал подарки для жены и дочери, сел на стул…А потом взял сумку с вещами и в чем был поехал на вокзал.

«Я вдруг понял, что хочу Новый год встречать не здесь, а в Москве с Ирочкой и Лешей. Жена, конечно, обо всем догадалась, недаром же мы 25 лет вместе прожили. Но останавливать меня не стала…», — вспоминает Юрий.

По словам Кузнецова, дочка Наташа тоже все поняла. Со временем она познакомилась и даже подружилась с Ирой.

«За стакан я все-таки не взялся»

Новая семейная жизнь Юрия началась с трудностей. Квартиру в Петербурге Юрий оставил жене, а в Москве ни у него, ни у Ирины жилья не было. Первое время молодожены скитались по съемным квартирам, а один год даже прожили в деревне под Ярославлем, где бабушка оставила Ире дом.

Кроме того, катастрофически не хватало денег: из театра Юрий ушел, а в кино в 90-х приглашали нечасто. Эта внезапная нищета после относительно комфортной жизни больше всего угнетала и напрягала артиста.

«Но за стакан я, в отличие от других собратьев по актерскому ремеслу, все-таки не взялся. И в этом заслуга исключительно Ирины. Она поддерживала во мне уверенность, что я талантливый, нужный. Говорила, что обязательно  произойдет чудо и деньги скоро появятся».

Но, прежде, чем появились деньги, произошло другое чудо — Ирина забеременела и в 1996 году родила дочку Сашеньку.

«Смотри, Мухомор!»

А вскоре пришло и финансовое благополучие — Юрия Кузнецова пригласили сниматься в сериал «Улицы разбитых фонарей».

Роль Мухомора решила все денежные проблемы молодой семьи, хотя накопившиеся долги они отдавали еще в течение нескольких лет.

К/ф «Улицы разбитых фонарей» / Новый русский сериал, Дельфин

Следом к Кузнецову пришла новая волна известности.Теперь он не мог пройти и двух шагов по улице, чтобы кто-то не крикнул:

«Смотри, Мухомор!».

Кстати, эта кличка досталась подполковнику Петренко с легкой руки Сергея Селина-Дукалиса, да так и приклеилась намертво.

Через пять произошло еще одно радостное событие — артисту Юрию Кузнецову за верность сериалу «Улицы разбитых фонарей» от телеканала подарили квартиру в Питере.

Правда, со временем Юрий стал уставать от бесконечных погонь и перестрелок. Да и работа в сериале была далека от привычного ему большого кино. Но, помня о недавней нищете, он добросовестно шел на съемочную площадку сначала «Улиц», потом «Хроник убойного отдела», потом «Литейного,4».

«Мне позвонили из больницы и сказали, что Иры не стало»

Жизнь наконец-то наладилась. Сашенька пошла в школу. Леша вырос, женился и переехал в Москву, у него родился сын.

С женой и дочкой / Фото из «Одноклассников»

И в этот самый момент у Ирины вдруг резко ухудшилось состояние здоровья. На почве диабета, которым женщина страдала много лет, случился инсульт. К счастью, все обошлось и жена артиста пошла на поправку.

Правда, после этого случая Ирина была вынуждена принимать горы лекарств и несколько раз в год проходить обследование. В январе 2012 года она тоже в очередной раз легла в больницу.

«Я был уверен, что все как обычно — полежит, подлечится и вернется. И навещая Ирочку 31 января даже не думал, что вижу ее в последний раз. А утром мне позвонили из больницы и сказали, что Иры не стало», — рассказывает Юрий.

«Маленькие дела не дали мне в очередной раз сломаться»

По словам Кузнецова, он бы не выжил, если бы не дочка Сашенька. Ведь ей было всего 16 лет и она все еще нуждалась в опеке и заботе.

«Нужно было каждый день вставать, готовить завтрак, ходить в магазин, встречать Сашеньку из школы. И эти маленькие дела не дали мне в очередной раз сломаться», — говорил артист.

Юрий Кузнецов с дочкой Сашей / Фото из «Одноклассников»

«Я продолжаю смотреть на мир позитивно»

Сейчас Саше Кузнецовой уже 24 года. Она по-прежнему живет вместе с отцом и, как агент, ведет все его дела.

А Юрий Кузнецов продолжает активно сниматься в кино. В 2021 году на экраны выйдет новая картина с его участием — «Обитель», рассказывающая об узниках Соловецкого лагеря.

К/ф «Обитель» / Продюсерская компания Валерия Тодоровского

«Я продолжаю смотреть на мир позитивно, радуюсь приходу весны, солнышку, Сашенькиным победам и успехам. Но это уже не та радость ожидания, что была в юности: сейчас хорошо, а будет еще лучше! А сов­­сем иная: не было бы хуже!», — говорит Юрий Кузнецов.

1
1
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook