Екатерина Зинченко прославилась, сыграв Мэри Морстен, будущую жену доктора Ватсона в культовом фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». После успеха этой картины актриса стала активно сниматься.
А вот личная жизнь Зинченко сложилась далеко не так удачно. С мужем она развелась, когда их дочери было всего полтора года. А отец Катиного второго ребенка и вовсе не захотел на ней жениться.
Поднимая в одиночку детей, Екатерина работала на износ и очень надеялась, что дочь и сын, повзрослев, оценят ее усилия. Но этого не произошло.
«Он был необычайно хорош собой»
Екатерина Зинченко родилась и выросла в Одессе. Она была пятым и вместе с тем единственным ребенком в семье портового служащего и учительницы географии. До этого у супругов дважды рождались недоношенные близнецы, которые почти сразу же умирали.
Неудивительно, что мама и папа души не чаяли в своей дочке и потакали всем ее прихотям. Правда, особенно потакать было нечему — Катя росла послушной, хорошо училась в школе, а в свободное время занималась танцами и спортом.
Так продолжалось до тех пор, пока в неполные 16 лет Катя не познакомилась с двоюродным братом своей подруги — актером Московского экспериментального театра.
«Володя сразу стал душой нашей компании — замечательно пел и играл на гитаре. А еще он был необычайно хорош собой — напоминал кумира всех женщин того времени Николая Еременко», — вспоминала Зинченко.
Несмотря на то, что новый знакомый был вдвое старше Кати, между ними вспыхнул страстный роман. И когда Владимиру пришла пора возвращаться в Москву, Екатерина заявила родителям, что едет вместе с ним.
Мама девушки бросилась к ее возлюбленному с требованием оставить дочку в покое. Но Владимир, испугавшись, что его привлекут за совращение несовершеннолетней, заверил женщину, что у него самые серьезные намерения. Вот пусть только Катя закончит школу и они сразу же поженятся.
Это немного успокоило маму и она даже разрешила Кате два-три раза в месяц летать в Москву на свидания к жениху.
«Возможно, для вас найдется небольшая роль»
Однажды во время очередного вояжа в самолете Екатерина разговорилась с попутчиком, который оказался директором картины «Тактика бега на длинную дистанцию». Прощаясь с девушкой у трапа, мужчина сказал:
«Приходите к нам на съемочную площадку. Возможно, для вас найдется небольшая роль».
Так Екатерина Зинченко впервые попала в кино. Роль у нее действительно была крохотная, она даже не значилась в титрах. Но атмосфера, которая царила на съемочной площадке, настолько понравилась девушке, что она решила обязательно стать актрисой.
«Замуж выходить тебе рано»
В 1977 году Катя закончила школу и стала готовиться к переезду в Москву к жениху. Но Владимир резко охладил ее пыл:
«18-ти тебе еще нет, замуж выходить рано. Так что поступай пока в институт, чтобы была хоть какая-то профессия».
И Зинченко подала документы в Одесский институт связи. Но учить физику и электротехнику ей было совсем неинтересно. По-прежнему летая в Москву, девушка часто бывала за кулисами театра, где служил ее жених, присутствовала на репетициях и спектаклях. И окончательно заболела актерской профессией.
Когда же Кате исполнилось 18 лет и Владимиру уже ничего не угрожало, он тут же бесследно исчез с горизонта. И уже впоследствии девушка узнала, что мужчина попросту водил ее за нос и что «таких молодых дурочек у него был вагон и маленькая тележка».
«Вкалывала я тогда, как проклятая»
Обида, нанесенная бывшим женихом, оказалась очень сильной. И Зинченко решила во что бы то ни стало поступить в театральный институт и доказать Владимиру, что она и без него тоже чего-то стоит.
Но, чтобы подать документы в театральный, нужно было забрать их из института связи. А на это Катя решиться не могла — мало ли как сложится в Москве, а вдруг не поступит.
И девушка нашла выход — параллельно с институтом стала посещать вечернюю школу, чтобы получить еще один аттестат.
«Вкалывала я тогда, как проклятая. С девяти до часу училась в институте, потом шла на репетиции в драмкружок, а в семь вечера садилась за парту и по новой штудировала школьную программу», — вспоминала актриса.
Получив аттестат вечерней школы, Катерина рванула в Москву и с первой же попытки поступила в ГИТИС. Только после этого она решилась уйти из института связи.
В конце первого семестра Кате повезло
Начало учебы в институте кинематографии совпало с подготовкой к Олимпиаде-80. Общежитие, в котором поселили Екатерину, неожиданно закрыли на ремонт. Несколько дней девушка ночевала на вокзале в зале ожидания, пока одна из сокурсниц, сжалившись, не пригласила ее пожить в квартире ее родителей в Зеленограде.
Правда, чтобы попасть на занятия вовремя, Кате приходилось вставать еще затемно. Но все равно, это было намного лучше, чем спать на жестких вокзальных лавочках.
Зато уже в конце первого семестра Кате повезло — знаменитый режиссер Сергей Колосов, руководитель их курса, пригласил ее, единственную из всех студенток, в свой новый фильм «Назначение». На съемочной площадке Зинченко пришлось поработать с такими мэтрами, как Андрей Миронов, Александр Калягин, Ирина Купченко.
Вскоре после премьеры этой картины режиссер Игорь Усов предложил Кате роль в 3-серийной киноповести «Высокая проба».
«Девочка хорошая, надо брать»
А в 1982 году, когда Зинченко училась на втором курсе, она прославилась на весь Советский Союз. Произошло это благодаря роли мисс Морстен (впоследствии ставшей миссис Ватсон) в культовом фильме режиссера Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Попала в эту картину Зинченко совершенно случайно — ассистентка режиссера увидела ее фотографию и пригласила на кастинг.
Однако пробы, по воспоминаниям актрисы, получились не очень удачными.
«Не выспавшаяся, только что с поезда, я путалась в тексте и немного стеснялась замысловатой прически, которую навертели мне гримеры. Но оператору Юрию Векслеру я понравилась и он подмигнул режиссеру: девочка хорошая, надо брать», — рассказывала Екатерина.
«Вся группа умирала со смеху, глядя на нас — двух дураков»
С Василием Ливановым, исполнителем роли Холмса, молодая актриса сразу же нашла общий язык. Тем более, что он в первый же день в буквальном смысле спас ее от смерти, вытащив из-под колес кэба. Кроме того, Ливанов на съемочной площадке постоянно шутил и рассказывал анекдоты.
А вот с основным партнером, Виталием Соломиным, отношения у Екатерины не сложились. В отличие от своих экранных героев, Соломин в жизни оказался нелюдимым и замкнутым человеком, который вне кадра мог за целый день не сказать ни слова.
Актриса до сих пор со смехом вспоминает, как снимали сцену их с Соломиным поцелуя.
По инициативе Виталия, целовались они целомудренно, с плотно сжатыми губами и, прильнув друг к другу, с нетерпением ждали, когда раздастся команда: «Стоп!». А команды почему-то все не было.
«От напряжения мы уже начали клониться в сторону и я, чтобы удержать равновесие и не упасть, положила Виталию руку на плечо. В какой-то момент мы оба подняли глаза и увидели, что камера выключена, а вся группа беззвучно умирает со смеху, глядя на нас — двух дураков», — смеялась Екатерина.
По словам Зинченко, Соломин тогда здорово рассердился на режиссера и оператора и долго еще возмущался: «Почему все-таки не сказали: «Стоп!».
Зато на экране сцена с поцелуем выглядела настолько естественно, что зрители даже заподозрили, что между актерами были настоящие чувства.
Но их не было, да и не могло быть. Во-первых, потому что Соломин был женат. А, во-вторых, потому что у Екатерины тоже была семья — муж и маленькая дочка.
«Расписались мы в комнате для разводов»
Уже через пару месяцев после того, как Екатерина поселилась в Москве, она поняла, что хочет навсегда остаться в этом городе. Но для этого нужна была московская прописка. А как ее можно получить? Очень просто — выйти замуж за москвича. И предприимчивая одесситка стала искать себе мужа.
Вскоре подходящая кандидатура обнаружилась. Им оказался Владимир Мишин, холостой профессор математики, преподаватель МГУ, ко всему прочему, обладатель квартиры и машины. Правда, Мишин был на 20 лет старше Екатерины, но ее ведь никогда не смущала большая разница в возрасте.
По словам Зинченко, Владимир очень красиво ухаживал — дарил цветы, возил в институт на машине, приглашал на разные светские мероприятия и тусовки. Он вообще вел богемный образ жизни, а среди его знакомых было много актеров и других околокиношных людей.
Заводя один роман за другим, Владимир между тем замуж ни одну из своих возлюбленных не звал. И на Екатерине он тоже не женился бы, если бы она не забеременела. Тут уж профессору деваться было некуда.
«Расписались мы в ЗАГСе в комнате для разводов, когда я была на восьмом месяце и живот едва не доставал до носа. Свидетелями были Ирина Муравьева и ее муж Леонид Эйдлин», — вспоминала актриса.
«А там «полный комплект» — друг и две девицы»
В январе 1989 года Екатерина родила дочку, которую назвали Ксенией. А уже через месяц, когда закончились зимние каникулы, Зинченко пошла в институт.
По словам актрисы, Владимир оказался хорошим отцом — вставал к дочке по ночам, кормил, купал и вообще был ей нянькой, пока молодая мама ходила на занятия.
Но, вместе с тем, расставаться со своими холостяцкими привычками мужчина не спешил. И в квартире по-прежнему практически постоянно стоял дым коромыслом — гости, пьянки, гулянки.
Когда Ксюше исполнилось 5 месяцев, Екатерина отправила ее к своим родителям в Одессу. А через время поехала их навестить.
В Москву она вернулась без предупреждения.
«Захожу в квартиру, а у него там «полный комплект» — друг и две девицы. Причем одна — в моем халате и тапочках», — рассказывала Екатерина.
Екатерина не выдержала и подала на развод
Тогда, в первый раз, Владимир сумел вымолить у жены прощение. Но совсем скоро ситуация повторилась, потом еще раз и еще раз.
Когда Ксюше исполнилось полтора года, Екатерина не выдержала постоянных измен мужа и подала на развод. Сначала снимала комнату, а потом сумела добиться раздела профессорской жилплощади. В результате им с дочкой досталась однокомнатная квартира на первом этаже в пятиэтажке у метро «Щукинская».
Как раз в это время у мамы актрисы случился инсульт и Екатерина забрала ее к себе. Больше года она разрывалась на части, ухаживая за больной мамой и малолетней дочкой, с трудом выкраивая время на съемки.
А между тем после успеха «Шерлока Холмса и доктора Ватсона» режиссеры стали регулярно приглашать актрису на съемки.
Начиная с 1984 Зинченко, стала активно сниматься — «Артистка из Грибова», «Радости земные», «Мой любимый клоун», «Парашютисты», «Запомните меня такой».
«Найдешь деньги — главная роль твоя»
Чаще других Екатерина получала приглашения от режиссера Анатолия Эйрамджана, который считал ее своей актрисой и снимал почти во всех фильмах — «Бабник», «Новый Одеон», «Жених из Майами», «Моя морячка».
Правда, роли Екатерине Эйрамджан давал, в основном, эпизодические. И однажды она набралась смелости и спросила дождется ли она главную роль.
В ответ Эйрамджан, как бы в шутку ответил:
«Найдешь деньги на съемку следующей картины, главная роль твоя».
И когда Зинченко действительно нашла бизнесмена, рискнувшего вложить деньги в кино, Эйрамджан сдержал слово и специально для нее снял картину «Третий не лишний».
«Он был богат, не женат, но ничего мне не обещал»
Окрыленная удачей, Екатерина начала искать следующего спонсора, а нашла… новую любовь.
«Мы познакомились на какой-то тусовке. Он был богат, не женат, но ничего мне не обещал. Я сама придумала, что если забеременею, то он на мне женится. Но этого не произошло», — говорила Екатерина.
Но даже поняв, что свадьбы не будет, Зинченко решила рожать. Так на свет появился маленький Феликс.
По словам актрисы, в роддом она приехала сама и из роддома тоже возвращалась с мальчиком сама. Никто не встречал ее с цветами, не поздравлял, не целовал, не говорил теплых слов.
Как вспоминала Екатерина: она открыла машину, положила сверток с малышом на заднее сидение, села за руль и разрыдалась от отчаяния и обиды.
Екатерина крутилась, как белка в колесе
Когда отец актрисы вышел на пенсию, она перевезла его в Москву. Актриса приобрела двухкомнатную квартиру на Фрунзенской набережной, где поселилось все ее большое семейство.
Забот у Екатерины значительно прибавилось: теперь, кроме часто болеющей мамы и 10-летней Ксюши, на ней был еще отец-инвалид по слуху и новорожденный сын.
В последующие годы Екатерина крутилась, как белка в колесе — поднимала детей, обеспечивала достойную старость родителей. К счастью, и Мишин, и отец Феликса оказались порядочными людьми и помогали материально.
«С дочкой у нас сложные отношения»
Актриса понимала, что за всей этой суетой не всегда была внимательна к сыну и дочке и, вполне возможно, что недодала им материнской любви и ласки. Но она надеялась, что дети, повзрослев, ее поймут и простят.
К сожалению, надежды Екатерины не оправдались. Хотя дочка Ксения выросла вполне благополучной. Она пошла по стопам мамы и тоже стала актрисой. Сегодня Ксения Мишина (Баринова) с успехом снимается в фильмах и сериалах — «Внимание, говорит Москва», «Сыщики», «Марьина роща», «Женские истории» и других.
Ксения вышла замуж за Егора Баринова, сына известного актера Валерия Баринова. У них с мужем подрастают три дочери.
Казалось бы в том, что у девушки все так удачно сложилось, есть немалая заслуга и ее матери. Но, как выяснилось, Ксения так не думает.
«С дочкой у нас сложные отношения. Она обижается, говорит, что я ей в детстве что-то недодала и теперь перед ней в долгу», — сокрушается Зинченко.
«Тогда у нас в семье было счастье. А теперь его у меня нет»
Феликс тоже не стал опорой матери. Несколько лет назад парень был задержан с наркотиками и некоторое время находился в специальной клинике. С тех пор он периодически срывается и матери снова приходится отправлять его на лечение.
«Время, когда дети были маленькими, а родители были живы, оказалось самым замечательным в моей жизни. Да, мы жили трудно, порой впроголодь. Но тогда у нас в семье было счастье. А теперь его у меня нет», — говорит Екатерина.
«Я упустила этот шанс»
Сегодня, анализируя свою жизнь, 60-летняя Екатерина признается, что совершила две большие ошибки. Первая — то, что она вышла замуж за Мишина, человека намного старше себя и не созданного для семейной жизни.
По словам актрисы, не будь этого скоропалительного замужества, в ее судьбе мог бы появиться другой, более подходящий человек, с которым она была бы счастлива до сих пор.
Второй своей ошибкой Зинченко считает то, что после института ушла в «свободный полет» и не устроилась в какой-нибудь театр.
«Замученная учебой, работой, ребенком, раздавленная предательством мужа, я не стала прилагать усилий и показываться театральным режиссерам. А ведь сейчас могла бы быть примой в каком-то театре. Но я упустила этот шанс…», — говорит Зинченко.