Уже больше 30 лет она живет под постоянной критикой и осуждением со стороны общества. Все началось, когда ее муж Анатолий Собчак стал мэром Санкт-Петербурга, а она вслед за ним пришла в политику. Расскажем о судьбе Людмилы Нарусовой и о том, почему ее отношения с известной дочерью были сложными.
Пришла к Анатолию Собчаку за помощью, а потом стала его женой
2 мая 1951 года в Брянске у Бориса и Валентины Нарусовых родилась дочь Людмила. Мама была руководителем одного из местных кинотеатров, а папа руководил школой для глухих.
В 1969 году Людмила поступила на исторический факультет Ленинградского института. На втором курсе вышла замуж. Семейная жизнь продлилась меньше двух лет, о ней Нарусова вспоминать не любит. Во время долгого бракоразводного процесса она судилась с супругом из-за большой кооперативной квартиры. Людмила добивалась размена общей жилплощади на две отдельные, но ничего не получалось.
В тот период ей посоветовали обратиться за помощью к настоящему профи своего дела — юристу Анатолию Собчаку, тогда он был доцентом юридического факультета того же института, где училась Людмила. И хотя окружающие не верили, что суд можно выиграть, Собчак с его нестандартным мышлением действительно помог Людмиле.
«Он решил, казалось бы, неразрешимую проблему: помог разменять квартиру на две. Вскоре я получила маленькую однокомнатную квартиру в хрущевке и была безмерно счастлива. У Собчака действительно был нестандартный подход», — рассказывала Нарусова в интервью «Московскому комсомольцу».
На момент знакомства с Собчаком Нарусова уже была аспиранткой и готовилась к защите кандидатской диссертации. Но тогда между ними были только деловые отношения. После успешного завершения судебного процесса Людмила хотела поблагодарить Анатолия и пришла к нему с конвертом, в котором был гонорар. Однако Собчак наотрез отказался брать деньги, и это Нарусова сразу же оценила в нем. Но на этом их общение прервалось.
Через несколько лет судьба снова свела их в дружеской компании. Анатолий уже развелся с первой женой, поэтому никто и ничто не мешало их отношениям. В 1980 году Собчак и Нарусова поженились и стали жить именно в той однокомнатной квартире, которую Людмила получила благодаря помощи Анатолия.
В 1981 году у них родилась дочь Ксения. Однако Нарусова не планировала становиться домохозяйкой. Как только Ксюша немного подросла, Людмила вернулась к работе. Она была доцентом кафедры истории Ленинградского института культуры им. Н. К. Крупской.
«Заразилась» политикой от мужа-мэра
Весной 1990 года Анатолий Собчак пришел в большую политику: его избрали председателем Ленсовета. Вскоре решением депутатов в Ленинграде ввели должность мэра, а 12 июня 1991 года Собчак был избран на этот пост. Вскоре он вместе с соратниками создал Движение демократических реформ.
Людмила во всем поддерживала супруга. Не только как жена, но и как единомышленница. Она считала себя демократом и выступала за либеральные и общечеловеческие ценности. Например, в 1990-м она создала первый в стране хоспис для онкобольных. В следующие несколько лет Нарусова помогала в организации еще нескольких аналогичных больниц в Санкт-Петербурге.
В конце 1995 года ее избрали депутатом Госдумы, где она вошла в комитет по делам женщин, семьи и молодежи. «Жена мэра Собчака» стала самостоятельным политиком, за что часто слышала критику в свой адрес. Но все эти упреки ее не останавливали, даже несмотря на некоторые разногласия с мужем.
«Мы с Собчаком если и спорили, то по мелким вопросам, не по стратегическим. У нас была единая душа и общее дело», — рассказывала в интервью Нарусова.
Как вспоминает Людмила, Собчак был смелым и по-хорошему дерзким политиком. Его влияние на политической арене настолько возросло, что многие хотели бы его выдвижения на пост президента России. Но Собчак не собирался участвовать в выборах. А вскоре после этого Нарусова сделала то, о чем потом пожалела.
В их подъезде выставили на продажу коммунальную квартиру, а супруги давно хотели улучшить свои жилищные условия. В тот момент Нарусова испугалась, что общество будет осуждать мэра за покупку этой недвижимости. По этой причине приобретенную «коммуналку» оформили на доверенное лицо.
«Те мои опасения стали роковыми. Если бы я знала, что из этого получится, я бы сама подожгла это все», — признавалась Нарусова в фильме «Дело Собчака».
Мэра Анатолия Собчака обвинили в том, что он злоупотребляет властью. На него началась большая травля, после которой он уже не мог вновь выдвигать свою кандидатуру на этот пост.
«Быть женой Собчака — моя пожизненная профессия»
В ноябре 1997 года его задержали и привезли на допрос, во время которого у Собчака случился инфаркт. Людмила Нарусова добивалась от следователей, чтобы они вызвали ее мужу скорую помощь. Наконец, неотложка приехала и забрала мэра в реанимацию.
Нарусова понимала, что ее мужа не оставят в покое и действовала быстро. Уже через несколько дней она в сопровождении медиков вывезла мужа из России в Париж, где его госпитализировали.
До лета 1999 года он жил во французской столице, а потом вернулся домой, когда уголовное дело было прекращено. В ночь на 20 февраля 2000 года Анатолий Собчак умер в результате инфаркта.
После смерти мужа Людмила Нарусова замуж не вышла.
«Слишком высока планка, которую он для меня поднял… Может, и есть достойные мужчины. Но моя пожизненная профессия — быть женой Собчака. Я так хочу», — говорила она.
Людмила Нарусова возглавила фонд Анатолия Собчака. В начале 2000-х она появилась на телеэкранах в качестве ведущей программ «Свобода слова», «Цена успеха», «Комната отдыха».
Вырастила дочь в строгости и не одобряла ее присутствие в «Доме-2»
Когда Анатолий Собчак занял пост мэра Санкт-Петербурга, Ксении было 10 лет. Но, по словам Людмилы Нарусовой, их дочь выросла в строгости. Мать контролировала ее с малых лет и почти до взрослой, самостоятельной жизни. А Ксения всегда хотела иметь больше личного пространства и многие поступки совершала, чтобы разозлить родителей.
Даже когда она переехала в Москву, Нарусова пристально следила за ее личной жизнью и комментировала ее отношения. При этом мать ничем не помогла дочери, когда та искала работу в столице. Она хотела, чтобы Ксения сама проложила себе дорогу в профессии.
Нарусова не одобрила то, что ее дочь стала ведущей шоу «Дом-2» и «Блондинка в шоколаде».
«Мне не было стыдно за то, что она участвует в этих проектах. Но и не скажу, что они мне нравились. С другой стороны, теперь Ксения могла обеспечить себя так, как я была не в состоянии помогать ей», — признавалась Нарусова.
В их отношениях был период, когда Ксения отдалилась от матери и часто возражала ей публично. Но когда сама стала мамой, изменила свою позицию. Теперь Ксения Собчак нередко благодарит мать за то, что та научила ее быть стойкой и любить жизнь.
71-летняя Людмила Нарусова по-прежнему ведет активную общественную и политическую деятельность. Она не боится выражать свой взгляд на происходящие события, который отличается от мнения большинства политиков. Но вдова Собчака говорит, что ей не привыкать к критике. За годы брака она многому научилась у мужа и от этих принципов отказываться не собирается.
* Экстремистская организация, запрещенная в России.