Маргарита Терехова известна зрителям как очаровательная и коварная Миледи из «Трех мушкетеров», а критики называют ее дивой советского кинематографа. Ее называли музой Тарковского, а фильмы с участием актрисы навсегда вошли в золотой фонд отечественного кино. Но когда-то Терехова считала свою внешность настоящим наказанием, и ради своих известных ролей решилась лечь под нож хирурга.
Выросла за кулисами
Маргарита появилась на свет 25 августа 1942 года в небольшом городке Туринск. Ее родители служили в Свердловском передвижном драмтеатре, а потом отца — Бориса Терехова призвали на фронт.
Он чудом остался жив, но получил тяжелую контузию и потерял память. Вскоре после окончания войны он обзавелся новой семьей, даже не подозревая, что где-то его ждут жена и дочка.
Девочку воспитывала мать, полячка по происхождению Галина Томашевич. Выражение «выросла за кулисами» в случае с Маргаритой оказалось вполне буквальным. Она спала в ящике с реквизитом, а единственным развлечением были спектакли с участием матери. Когда малышке исполнилось три года, семья переехала в Ташкент, где будущая актриса прожила до окончания школы.
Могла стать баскетболисткой
В старших классах Маргарита была высокой, стройной девушкой, прекрасно играла в баскетбол и даже стала капитаном юношеской сборной Узбекистана. После окончания школы она поступила в Ташкентский университет на физико-математический факультет. Однако, учась на втором курсе, Терехова решила, что хочет стать актрисой и решила попытать счастья во ВГИКе.
Отбор Маргарита не прошла, но до нее дошел слух, что режиссер Юрий Завадский из театра Моссовета набирает студентов на курс. На вступительных экзаменах девушке улыбнулась удача — ее зачислили. А совсем скоро Терехова уже стояла на театральных подмостках вместе с Любовью Орловой и Фаиной Раневской.
Очень стеснялась своего носа
Маргарита очень стеснялась своего носа — у девушки был так называемый «нос уточкой» (когда кончик носа немного приплюснут и вздернут вверх). В прессе ходили слухи, что приемная комиссия ВГИКа отказала абитуриентке именно из-за простоватого лица. Юрий Завадский не обратил внимание на такую мелочь, но характерный нос мешал Тереховой строить карьеру. Ей доставались эпизодические роли, а амбициозная актриса мечтала блистать на экране.
В 60-х годах Маргарита хотела сыграть в фильме Тарковского «Солярис», но на роль взяли другую актрису. После этого она решилась на пластическую операцию, изменив кончик носа, сделала его более утонченным. Отметим, что сама Терехова никогда не рассказывала о вмешательстве.
Изменения заметили внимательные зрители — в фильмах «Белорусский вокзал» и «Монолог» ее профиль выглядит по-другому. Как бы там ни было, но после того, как актриса сделала операцию, на нее посыпались предложения от режиссеров.
Стала музой Тарковского
В 1974 году Тереховой удалось исполнить свою главную мечту — сняться у Андрея Тарковского. Работу с режиссером Маргарита вспоминает как один из самых ярких эпизодов в своей жизни — он был гением и живой легендой, перед которой благоговели окружающие. Молодая актриса получила роль в фильме «Зеркало», причем на пробах обошла саму Марину Влади.
Между режиссером и актрисой царило полное взаимопонимание. Терехова осмелилась перечить ему только один раз — в сцене, когда нужно было отрубить голову живому петуху. Актриса категорически отказалась убивать животное. Позже Тарковский писал в своем дневнике: «Сегодня произошла катастрофа — Рита отказалась рубить голову петуху».
После съемок в «Зеркале» Терехова еще раз работала с Тарковским — в 1977 году она сыграла Гертруду в его спектакле «Гамлет».
Сыграла самую известную злодейку
Всесоюзную популярность Терехова приобрела после фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра», где сыграла интриганку Миледи. Роль Маргарита получила практически случайно. Юнгвальд-Хилькевич хотел отдать ее Елене Соловей, но та отказалась из-за беременности, и тогда режиссер вспомнил о Тереховой.
Маргарита подошла к образу своей героини очень серьезно — читала исторические книги и научилась ездить на лошади. В результате Миледи в исполнении Маргариты получилась яркой и запоминающиеся, а саму актрису поклонники стали узнавать на улицах.
После «Трех мушкетеров» актриса сыграла в картинах «Благочестивая Марта», «Давай поженимся», «Диссидент», «Сломанный свет». Потом она стала сниматься гораздо реже и сосредоточилась на театре. В 2005 году она впервые выступила в качестве режиссера и сняла фильм по чеховской «Чайке» с участием своих детей, Юрия Соломина и Андрея Соколова.
У Тереховой было много романов
У Маргариты Тереховой было много романов. Еще в студенческие годы она вышла замуж за однокурсника Вячеслава Бутенко, но уже через полгода поняла, что скоропалительный брак был ошибкой, и молодые люди расстались.
Во время съемок мелодрамы «Бегущая по волнам» Терехова познакомилась с болгарским актером Савой Хашимовым. Между коллегами начался бурный роман, а вскоре Маргарита узнала о своей беременности. Ради нее Сава оставил свою семью в Болгарии, у пары родилась дочь Анна, но через два года брак дал трещину. Муж уехал на родину, а Маргарита осталась одна с дочерью на руках — растить малышку ей помогала мать.
Маргарита долго была одна, но спустя 14 лет родила второго ребенка — сына Сашу. Его отцом она называла директора обувной фабрики Сайфинддина Тураева, с которым она жила некоторое время, но режиссер Георгий Гаврилов подозревал, что мальчик на самом деле может быть его сыном.
В интервью мужчина рассказывал, что его роман с Тереховой длился три года. Последней любовью актрисы был музыкант Игорь Тальков, трагически погибший в 1991 году. Дочь Анна и сын Александр пошли по стопам матери и выбрали актерскую профессию.
Изменилась до неузнаваемости
В 2000-х годах стало известно, что у Маргариты прогрессирует болезнь Альцгеймера. Сначала недуг практически не проявлялся — Терехова ухаживала за собой и работала, хотя дочь отмечает, что в разговорах она часто перескакивала с одной темы на другую и забывала недавние события. Дальше становилось хуже — актриса потеряла способность двигаться.
Близкие не разрешают фотографировать или снимать Терехову, поэтому о ее состоянии можно судить только со слов Анны. Она говорит, что 78-летняя мать не встает с постели, практически не говорит и не помнит своих ролей в кино. Иногда актриса реагирует на музыку или телевизор, узнает дочь и внимательно слушает ее рассказы.