«Ночной дозор» по праву считается самой известной работой Рембрандта ван Рейна. Парадокс в том, что при такой популярности у искусствоведов нет достоверных данных об истории создания полотна. Ее можно было бы восстановить по наброскам, но они не сохранились. По этой причине эксперты лишь строят предположения о том, как великий мастер писал эту картину.
Написал «Ночной дозор» вопреки всем канонам
Рембрандт получил заказ на этот групповой портрет примерно в 1639 году. К тому времени он был в зените славы — заказчики выстраивались в огромную очередь.
Считается, что капитан добровольной городской стражи и еще 17 стрелков (всего 18 человек) заказали художнику коллективный портрет и заплатили 1600 гульденов — огромные деньги по тем временам. Каждый из членов стражи заплатил за то, чтобы Рембрандт изобразил его.
В каждом районе Амстердама добровольная стрелковая рота была создана, чтобы держать оборону города при нападении или же бороться с пожарами. И хотя к тому времени, когда художник приступил к картине, городу уже не угрожала опасность, стрелки хотели увековечить свой «бесстрашный образ».
Коллективные портреты городской стражи писали по определенным канонам: стрелков изображали в парадной форме, а не в доспехах. От размера оплаты зависело то, напишет ли художник стрелка в полный рост или же только по пояс, например. Чем больший денежный вклад делал член стражи, тем более заметным он выходил из-под кисти мастера.
Но Рембрандт создал картину вопреки этим канонам. На его полотне стрелки вовсе не позируют в статичной позе, а словно застыли в движении. Именно Рембрандт первым запечатлел героев группового портрета в действии: гвардейцы заняли свои позиции, готовясь к маршу.
Эксперты полагают, что идея этой картины заключалась в том, чтобы вызвать у публики чувство гордости и гражданского долга. Вместо обычного формата скучных фигур Рембрандт оживляет свой портрет.
На картине из 34 фигур особенно выделяются три. Капитан Франс Баннинг Кок в черном камзоле с красным поясом стоит с лейтенантом Виллемом ван Рёйтенбюргом, одетым в жёлтое, с белым поясом. Свет картины падает в основном на Кока и Рёйтенбюрга, они являются главным фокусом.
Также позади Кока видна маленькая девочка, одетая в золотистое платье. Ее точно не было среди заказчиков, поэтому они потом были удивлены этим персонажем. Взгляд, естественно, прикован к этим трем главным героям, которые словно сияют на фоне остальных фигур.
Интерес вызывает и выражение, застывшее на лицах стражей. Они-то наверняка рассчитывали на то, что художник изобразит из бесстрашными героями. А на самом деле в их глазах читается даже некая растерянность, что идет вразрез с образом охранника. Капитан должен бы давать команду стрелкам, но вместо этого о чем-то рассуждает. Его соратники смотрят не на него и разбрелись в разные стороны. Словом, при взгляде на картину не возникает ощущения, что эти люди сосредоточены на охране города. Разве это групповой парадный портрет?
Возможно, Рембрандт хотел подшутить над стрелками
Именно такой вопрос наверняка задали и заказчики, когда в 1642 году Рембрандт закончил творить свой шедевр. Говорили, что капитан Кок и вовсе сначала не узнал себя на полотне. Другие стрелки были возмущены тем, что их почти не видно. И это несмотря на то, что все они (кроме капитана и лейтенанта) внесли одинаковый денежный вклад. А еще заказчикам не понравилось то, что на картине присутствуют 16 совершенно незнакомых персонажей, за которых они не платили художнику.
Сначала полотно называлось по-другому: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Спустя столетия картину неоднократно покрывали темным лаком, из-за чего зрителям казалось, что действие на полотне происходит ночью, а не днем (как было на самом деле). Именно поэтому позднее его стали называть «Ночной дозор».
Профессор истории искусств из Колледжа Уэллсли Маргарет Кэрролл выдвинула версию о том, что Рембрандт писал не портрет, а пародию. По ее мнению, он всего лишь подшутил над стрелками, которые уже давно потеряли боевые навыки.
Но групповой портрет все же был принят заказчиками. Сначала он украшал банкетный зал Дома встреч стрелков-ополченцев. С 1715 года картина находилась в здании городской Ратуши — для этого ее обрезали с трех сторон.
Во всех следующих неудачах Рембрандта винили его картину «Ночной дозор»
Существует ошибочное мнение о том, что «Ночной дозор» стал роковой картиной для Рембрандта и что именно из-за нее он потерял славу, статус и стал нищим. В действительности нет никаких фактов, которые доказывают связь последующих проблем художника с этой работой.
Когда Рембрандт заканчивал писать полотно в 1642 году, умерла его любимая жена Саския. Она была из знатной и богатой семьи. Саския оставила все свое имущество их сыну маленькому сыну Титусу. До его совершеннолетия художнику выплачивались проценты с этого состояния. Он привык жить на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая.
Свою репутацию Рембрандт потерял вовсе не из-за картины «Ночной дозор», а из-за скандальных отношений с женщинами. После смерти жены он не мог жениться по условиям ее завещания, иначе все наследство перешло бы к сестрам Саскии. И тогда художник закрутил роман с няней его сына. Эти отношения он даже не скрывал, чем потряс свое ближайшее окружение.
А еще через несколько лет в его доме появилась юная служанка Хендрикье Стоффелс. Рембрандт влюбился в нее и захотел разорвать отношения с няней сына. Ее это задело настолько, что она не согласилась даже на приличное пожизненное содержание. Она подала в суд на знаменитого художника и заявила, что он склонил ее к физической связи, обещав жениться.
После этого разбирательства репутация Рембрандта пострадала еще больше. Вскоре та новая служанка, которая была младше его на 18 лет, забеременела и родила дочь. Художник не женился на Хендрикье, но продолжал жить с ней. Церковь осуждала их отношения, а вскоре и все заказчики отвернулись от мастера.
Чтобы прокормить двух детей, сожительницу и себя, Рембрандт за гроши продавал свои работы. Вскоре он стал банкротом и остался без крыши над головой.
Весной 1663 года Хендрикье умерла от чумы. Через 5 лет от нее скончался и сын художника Титус. Рембрандт остался с 14 -летней дочерью, про него все забыли. Он ушел из жизни в полной нищете через год после смерти сына.
Последние годы жизни стали невероятно тяжелыми для выдающегося художника. Однако к такому исходу привела вовсе не картина «Ночной дозор», а недостойное по тем временам поведение мастера.