Рина Зелёная: голос детства

Апполинария,
редакция Femmie

Рина Зелёная прошла путь от нэповских богемных кабаре до знаменитого Театра Сатиры и стала одной из самых ярких актрис русского XX века, не исполнив практически ни одной главной роли

1. Из Ташкента в Москву

Екатерина Зелёная родилась в самом начале XX века в семье ташкентского чиновника. В своих воспоминаниях «Разрозненные страницы» она пишет: «В нашей семье никто ни с кем не дружил», в первую очередь, имея в виду маму и папу.

Он – скучный и педантичный чиновник, она – взбалмошная и легкомысленная дама, на много лет моложе его. Маму Екатерины выдали замуж в 16 лет, и муж для неё таки и остался чужим человеком.

Отношения между братьями и сестрами также были непростыми, но несмотря на некоторые странности, семья была вполне благополучной. «А так у нас все «как у людей». Даже есть гостиная. Там стоит мебель, которая тогда казалась мне чудом красоты», – вспоминала актриса.

Ташкентская гостиная, впрочем, вскоре была оставлена. Отца перевели служить в Москву, и среднее образование Екатерина получила в престижной гимназии фон Дервиза в Гороховском переулке. Училась она всегда хорошо. Однажды услышав, как отец ругает старших брата и сестру за их дневники, решила никогда не огорчать родителей своими отметками. И сдержала обещание.

2. Рина

Актрисой Зелёная стала почти случайно. Однажды шла по улице и увидела объявление «Прием в театральную школу». Екатерина практически с наскока успешно сдала экзамены и была зачислена в Московское театральное училище, которое впоследствии получило имя Щепкина.

Её наставниками были известные в те времена актёры – Илларион Певцов, Николай Радин, Мария Блюменталь-Тамарина, Елена Шатрова и другие. Училась Зелёная в очень трудное время – годы Первой мировой, революции и Гражданской войны. Вокруг – голод, разруха, крушение старого мира.

Когда Екатерина заканчивала учёбу, на дворе стоял 1919 год. Работы у неё не было. Вместе с мамой и сестрой начинающая актриса жила у родственницы одной знакомой певицы – в пустой неотапливаемой комнате. В 1921 год она вместе с родственниками отправилась в Одессу, где к тому времени оказался отец.

Здесь Зелёной удалось устроиться в небольшой частный театр «КРОТ» (что расшифровывалось как «Конфрерия Рыцарей Острого Театра»). В эти годы Екатерина и стала Риной – однажды её имя не поместилось на афише, и она не раздумывая сократила его.

Сокращение очень быстро прижилось, вскоре и сама актриса стала называть себя Риной. «А маленькие дети очень часто считали и считают, что это одно целое слово: РИНАЗЕЛЕНАЯ. Так и пишут каракулями в своих письмах. И я себя тоже так рассматриваю», – вспоминала актриса.

Так, с провинциального театра и началась актёрская карьера Зелёной. В «КРОТЕ» приходилось играть одновременно очень много разных спектаклей – программу меняли каждую неделю и надо было постоянно выучивать новые роли и переключаться между представлениями.

3. Кабаре «Нерыдай»

Впрочем, в Одессе Зелёная проработала недолго. Вскоре она вернулась в Москву, где как раз разворачивалась новая экономическая политика, учреждённая большевиками весной 1921 года.

Разбогатевшие нэпманы одно за другим открывали новые кафе, кабаре и рестораны, ставшие в те годы пристанищем для многих начинающих авторов и артистов и подтолкнувшие к развитию, прежде всего, лёгкие жанры. Они же стали сосредоточием новых форм досуга и городского общежития, давая почву для жизни московской богемы.

Частью этого нового дивного мира стала и Рина Зелёная. Благодаря счастливому случаю (наткнулась на вывеску в переулке) Рина устроилась работать в ночное кабаре с оптимистичным названием «Нерыдай». «Как будто прямо для меня написано: «Не рыдай!» – вспоминала актриса.

В кабачке не только платили за выступления, но ещё и отлично кормили, что было очень кстати в голодные 20-е годы. А кроме этого, там ужинала едва ли на вся творческая элита города.

Среди них Зелёная встречала Николая Асеева, Виктора Ардова, Алексея Крученых, Вадима Шершеневича, Анатолия Мариенгофа и других. Знала она и Маяковского, была знакома с Есениным, Багрицким и Шкловским. В общем – была полноправной частью того странного и призрачного богемного мира, которые вдруг возник в российской столице и моментально сгинул в огне очередной катастрофы.

4. Карьера

Рина Зелёная стала заметной актрисой уже к середине 20-х. И в 1924 году её пригласили в только что открывшийся Московский театр сатиры. Театр прогремел на всю Москву уже после первой премьеры, и именно работа в нём окончательно сделала Рину театральной звездой.

Но быть просто актрисой Зелёной было скучно. Она всегда очень много работала над ролью, при необходимости додумывала характер своего персонажа, правила текст, придумывая для него специальная словечки, в общем – всегда старалась выступать как полноценный соавтор, а не просто исполнитель.

После Театра сатиры Зелёная работала в Московском театре эстрады и миниатюр, в 30-е годы выступала с чтениями для детей на эстрадной сцене и работала на радио, начала сниматься в кино.

Всего Зелёная исполнила эпизодические роли более чем в 50 фильмах. Самыми известными и яркими работами актрисы в кино стали роли Миссис Хадсон в знаменитой советской серии фильмов о Шерлоке Холмсе и Черепахи Тортиллы в кино-сказке «Приключения Буратино».

5. На войне

Ещё будучи студенткой театрального Рина Зелёная выступала на фронте в годы Гражданской войны. «Наши кумиры до и после спектаклей ездили выступать в шефских концертах в воинские части и на заводы (вот как давно родилась эта традиция!). И нас, студийцев, отправили на фронт, под Царицын. Мы играли там перед красноармейцами, и всех пришлось запихнуть в грузовики посредине «Женитьбы Белугина», чтобы срочно отправить на пароход, так как белые наступали. Наш пароходишко уходил под отдаленный гул орудий», – писала актриса в своих воспоминаниях.

То первое фронтовое выступление оказалось лишь одним из многих в жизни Зелёной. Годы Великой Отечественной войны, как и многие артисты, Рина провела в постоянных разъездах по фронтам.

В одной из своих заметок Сергей Михалков, бывший военным корреспондентом в те годы, писал, как случайно подслушал разговор, в котором солдаты жаловались, что «чертовы фрицы вдребезги разбили Рину Зеленую» – пластинки с записями актрисы. За свои фронтовые выступления в 1944 году Рина Зелёная была награждена Орденом Красной Звезды.

6. Голос детства

По легенде травести-амплуа Рина Зелёная открыла для себя почти случайно. Однажды в 1929 году не приехал аккомпаниатор, с которым должна была выступать актриса. Не зная, как выкрутиться из ситуации, Зелёная вышла на сцену и детским голосом прочитала стихотворение «Мойдодыр».

Зал встретил выступление доброжелательно, а Рина стала регулярно выступать с чтениями рассказов и стихов для детей. Она исполняла на сцене едва ли не всех самых именитых детских советских писателей – Маяковского, Маршака, Барто и многих других.

В 60-е Рина и вовсе стала одним из самых известных «детских» голосов страны. Её талант к травестийному перевоплощению оказался очень кстати в мультипликации. Советские мультики Зелёная озвучивала на протяжении 25 лет и нынешнее поколение 30-летних знают её именно по голосу. Он звучит в таких знаменитых советских мультфильмах как «Кто сказал «мяу»?», «Вовка в Тридевятом царстве», «Лягушка-путешественница», «Приключения Незнайки и его друзей» «Мама для мамонтёнка» и многих других.

«Ее голос, как бы ни менялся, всегда оставался узнаваемым. И зрители улыбались. Обязательно. Потому что это была Рина Зеленая. Все, к чему бы ни прикасалась эта удивительная женщина, начинало жить и дышать по-своему, наполнялось неожиданными красками и становилось ярко индивидуальным» – пишет об актрисе киновед Сергей Капков.

И вряд ли будет преувеличением сказать, что Рина Зелёная стала одним из самых ярких голосов советской мультипликации.

7. Играя словами

«Ее реакция на происходящее всегда была неожиданна, юмор — неподражаем», – пишет об актрисе русский Шерлок Холмс Василий Ливанов. Необычайное чувство юмора и языка – неотъемлемое качество Рины Зелёной – и как человека, и как актрисы. Профессиональных баек с её участием существует множество, и каждый, кто вспоминает о Рине Зелёной, делает это с улыбкой.

У нас принято выделять Фаину Раневскую как мастера такого спонтанного разговорного жанра. Однако Зелёная нисколько не уступает своей знаменитой коллеге (в их судьбах, кстати, много схожего). «На киносъемках часто можно услышать: «Кого ждем — сами себя задерживаем!» Говорящие это даже не подозревают, что повторяют Рину Зеленую», – пишет Ливанов в предисловии к книге воспоминаний актрисы.

И таких фразочек было множество, Зелёная часто украшала ими свои роли: «У меня от вас каждую минуту разрыв сердца делается», «Такие губы сейчас не носят» – эти и подобные слова, вложенные актрисой в уста своих героинь, очень быстро уходили в народ.

Для Рины Зелёной такая языковая игра не была чем-то узкопрофессиональным, скорее – неотъемлемым свойством её натуры. А потому играла актриса не только на сцене, но и в жизни, практически не отделяя её от сцены.

Например, нередко свой телефонной разговор Зелёная начинала с вежливо ироничной фразы «- Извините, что я вас застала». А рассказывая о своей роли в сериале о Шерлоке Холмсе, актриса говорила с доброй усмешкой: «Я никогда еще не играла мебель, и мне это очень нравится!».

Работа над мультфильмами и эпизодические роли в кино позволили Рине Зелёной оставаться в профессии вплоть до конца жизни, а прожила актриса 89 лет.

В последний раз Зелёная снималась в кино примерно за три года до смерти – в пятой серии фильма о Шерлоке Холмсе. И даже несмотря на то, что в её карьере практически не было громких главных ролей, Рина Зелёная прожила очень насыщенную и счастливую актёрскую жизнь.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook